search
main
0

Секретов от коллег нет! Важно не идеализировать, а анализировать

17-летний Саша Семенов из города Пензы в разгар вступительных экзаменов сказал в интервью местным журналистам: «Я сдал два единых госэкзамена. Но этого для поступления в институт недостаточно. Буду сдавать третий, уже традиционно, а значит – за деньги».

Подсознательная зависимость успешности своей дальнейшей учебы от суммы денег у родителей – вот та психологическая проблема, которую испытывает подросток по окончании школы. Как от нее избавиться? На сегодняшний день предлагается один выход – возможность сдать все необходимые для поступления в вуз экзамены путем совмещения выпускных и вступительных. И хотя эта технология проходит апробацию и не везде принимается, сданный единый государственный экзамен даже по одному предмету является большим плюсом. Ведь это начало реализации декларируемого права человека на доступность образования и получение профессии.

По горячим следам

В 2002 году Пензенская область была включена в состав участников Федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена. Почти 16 тысяч выпускников общеобразовательных школ, лицеев и гимназий области сдали его в 2003-м. Спектр предметов, предложенных ученикам в его рамках, был широк – математика, русский язык, биология, физика, история, химия. Эксперимент прошел успешно. Это отмечают и в областном Министерстве образования, и в федеральном. В Пензе считают, что результаты ЕГЭ позволили более объективно оценить положение дел в системе общего образования региона и выровнять шансы детей на получение высшего образования. Однако здесь далеки от идеализации единого госэкзамена. По ходу его проведения возникали многие проблемы и трудности как организационного, так и психологического характера, которых раньше не было. Педагоги и управленцы, дети и родители столкнулись с новым для себя явлением – отстранением учителей от итоговой аттестации своих питомцев и поручением этого важного дела машинам и экспертам. Во что это вылилось? Оправданы ли усилия множества людей, эмоциональное напряжение участников эксперимента, финансовые и материальные затраты? Сейчас эти вопросы волнуют все большее число россиян, поскольку не за горами время перехода от эксперимента к массовому введению ЕГЭ. Именно поэтому опыт региона и даже одной школы полезен для всей страны.

По «горячим следам» единого государственного экзамена в Пензе подвели его итоги и проанализировали проблемы, возникавшие в ходе эксперимента. Для этого был организован «круглый стол» «ЕГЭ: за и против», в котором приняли участие журналисты «Учительской газеты» с главным редактором Петром Положевцем и первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов. (См. спецрепортаж о выездном заседании «УГ» в Пензенской области: «УГ», №30 от 22 июля 2003 г.).

Вначале было тестирование

Во многих регионах работники образования стоят сегодня перед выбором: вступать в эксперимент или подождать до «лучших времен»? Если ответ все же положительный, следует вопрос: с чего начинать подготовку к ЕГЭ?

Действительно, на сегодняшний день далеко не каждый регион готов к введению у себя новой формы итоговой аттестации выпускников. Этому должна предшествовать большая работа по совершенствованию структуры и содержания образования, апробации новых методов оценивания знаний и навыков учеников, изучению спроса на образовательные услуги и удовлетворению интересов государства, общества и отдельной личности в части образования. А кроме того, ЕГЭ требует определенной материально-технической базы, современной связи и средств обработки информации, надежного транспорта, финансов… Важно и психологически перестроиться на независимую оценку качества образования. Неудивительно, что некоторые субъекты Федерации не спешат присоединиться к участникам эксперимента, а то и выступают против него. Как мы уже писали, в Воронеже, например, родители и педагоги совместно с депутатами местного законодательного собрания добиваются того, чтобы в будущем ЕГЭ на их территории проводили по желанию выпускников, и создали для этого специальный совет.

Ничего подобного в Пензенской области нет. Почему? Потому что принять решение об участии в отработке технологии ЕГЭ местному руководству позволил тот задел, который накопился за годы модернизации образования именно здесь, на пензенской земле. Об этом рассказала на «круглом столе» Светлана Кудинова, зам.министра образования Пензенской области.

В 1996 году на базе областного института повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования (ИПКиПРО) была создана система мониторинга качества обучения. В ее основе – центр диагностики и аттестации учащихся общеобразовательных учреждений. Он изучает степень обученности выпускников 9-х и 11-х классов, для чего предлагает им пройти итоговую и промежуточную аттестации по различным общеобразовательным предметам. В 1997 году было проведено первое региональное тестирование. В нем приняли участие 628 человек. Сравним: в 2002 году изъявивших желание протестироваться оказалось более 6,5 тысячи. При этом 70% являлись выпускниками сельских школ.

С 1999 года в регионе идет отработка технологии централизованного тестирования, с 2001-го – обновление содержания и структуры общего образования в рамках федерального эксперимента… Таким образом, проведение единого госэкзамена в Пензенской области стало подготовленным и обоснованным мероприятием, органично вписывающимся в картину развития регионального образования.

Требуется соответствие КИМов и стандартов

ЕГЭ на этой территории рассматривают не как панацею от всех бед, а как возможность реализовать право на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и как механизм формирования системы более объективной оценки подготовки выпускников.

Вот что в частности предлагает руководство системы образования Пензенской области:

привести содержание КИМов, в особенности части «С», в соответствие с государственными образовательными стандартами;

с целью повышения доступности среднего и высшего профессионального образования выпускников, в том числе из села, зачисление по результатам ЕГЭ в вузы и ссузы проводить по всем специальностям;

определить статус вступительных испытаний в вузы в форме ЕГЭ для выпускников учреждений НПО и ссузов;

продлить сроки подачи заявлений на участие в ЕГЭ до мая;

для обеспечения государственного контроля и управления качеством общего образования на федеральном уровне и уровне региона создать независимую аттестационную службу;

с целью соблюдения права на сохранение жизни и здоровья обучающихся обеспечить условия, отвечающие физиологическим, психологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников, создать безопасные условия для жизни и здоровья участников ЕГЭ, освободить от итоговой аттестации детей-инвалидов.

Ссузы в вузы не готовят

Тему повышения доступности высшего образования продолжил Валерий Кулигин, директор Пензенского педагогического училища. Он отметил, что выпускники ссузов по сравнению с выпускниками общеобразовательных учреждений не имеют равных возможностей для поступления в высшие учебные заведения. Они вынуждены дважды сдавать экзамены – выпускные и вступительные – и подвергать себя лишним стрессам. Нельзя ли и для этих ребят ввести ЕГЭ?

Первый зам. министра образования Виктор Болотов, комментируя выступление докладчика и отвечая на вопросы участников «круглого стола», сказал, что задача учреждений начального и среднего профессионального образования не состоит в подготовке к вузу. Они дают молодым людям профессии, которые в обществе зачастую востребованы в большей степени, чем те, какие получают в вузах. Потребность в специалистах среднего звена, в квалифицированных рабочих сегодня очень велика и плодить специалистов с дипломами о высшем образовании, которыми «наводнен» рынок труда, нет смысла. А если человек решил по окончании училища или техникума поступить в вуз, – это его право. И возможность у него есть – путем сдачи вступительных экзаменов.

Тема, которая была поддержана Виктором Александровичем, касается детей-инвалидов. Особые условия им нужны не только для сдачи ЕГЭ, но и итоговой аттестации в разных ее формах. И все же это не кардинальное решение проблемы. Таких ребят надо просто освобождать от ЕГЭ. Более того, подготовлен соответствующий законопроект, однако уже два с половиной года он лежит без дела в Госдуме.

– Надеемся все-таки его провести, и дети-инвалиды будут освобождены от ЕГЭ, – выразил уверенность Болотов.

Вместе с тем первый зам. министра напомнил, что есть случаи и мнимой инвалидности, когда старшеклассники на момент сдачи выпускного экзамена признаны инвалидами, но «с начала лета бодро бегают по всем приемным комиссиям». Инвалидность ребенка в этом случае должна быть подтверждена ВТКом.

«Я переживаю и волнуюсь…»

Во время обсуждения темы за «круглым столом» его участникам был продемонстрирован фильм, снятый местной телерадиокомпанией, – фильм о том, как готовились к ЕГЭ в регионе и как он прошел. Нужно сказать, что ни один телевизионный канал, не только государственный, но и частный, не обошел стороной тему единого госэкзамена. Отрадно, что телевизионщики работали с позиции не противодействия, а понимания и желания помочь, в одном ключе с областным министерством образования.

Весьма ценными были замечания и участников «круглого стола» – ребят, сдававших единый госэкзамен.

Володя Ефимов, выпускник мокшанской средней школы №2:

– Подготовка была недостаточная. Два месяца учебного года прошло, а мы не знали, что будет экзамен в такой форме. Я сдавал ЕГЭ по математике и биологии. Как я написал биологию, удовлетворен, а по математике могло быть и лучше.

Ксения Доброхотова, выпускница пензенской гимназии №53:

– По математике я справилась с заданиями, однако задания «С» были сложными. Я считаю, что они под силу только тем, кто учится в физматклассе или занимается на курсах при вузе. Сама идея мне очень понравилась, я полностью ее поддерживаю, поскольку это действительно дает возможность оценить уровень подготовки выпускников по тому или иному предмету. Дается хорошая возможность каждому выпускнику попробовать свои силы и проверить знания при поступлении в различные вузы России, не выезжая при этом из собственного города. Но не все ученики будут поступать в высшие учебные заведения и некоторым нет необходимости сдавать математику при поступлении. Я считаю, что ЕГЭ должен быть альтернативой обычному экзамену… Задания, которые были на реальном экзамене, отличались от тех, которые были на репетиционном. Это необходимо учесть, потому что нас готовили к одному, а столкнулись мы с другим.

Люди работали сутками

Заместитель министра образования России лично убедился, что результаты экзаменов по ряду предметов в регионы приходят с задержкой (математику, например, сдавали 9 июня, а 19-го результатов еще не было). Может случиться и так, что материалы с оценками ЕГЭ придут тогда, когда школа уже выпустит своих детей. Чтобы этого не произошло, многие учебные заведения переносят выпускной вечер на более поздние сроки. В Пензенской области решили не изменять традиции и провести бал для выпускников 21 июня, а значит, надо было успеть подготовить свидетельства с оценками по сданным экзаменам и аттестаты за два-три дня. Успели! Результаты ЕГЭ в Пензу пришли вечером 19 июня, и все силы работников Министерства образования, регионального центра обработки информации (РЦОИ), ИПКиПРО были брошены на оформление документов. Чтобы уложиться в сроки, люди работали сутками…

– Я принимаю все претензии по задержке с инструкциями. Но зачастую причины в том, что сами регионы не вовремя присылают данные в Москву, Центр тестирования. Конечно, все сразу отладить невозможно. Для этого мы и осуществляем поэтапное введение единого госэкзамена в России, отрабатываем его экспериментально, – подчеркнул Виктор Болотов.

И все-таки главный вывод получился положительным: в целом ЕГЭ по области был проведен без срывов, существенных недостатков и нарушений. Все звенья новой технологической цепочки работали слаженно. Важную часть функций взял на себя открытый в начале года РЦОИ, обеспечивающий сбор, обработку и предоставление информации по результатам единого госэкзамена. А в Пензенском государственном университете разработали геоинформационную систему (ГИС-технология), которая дает наглядную картину по ЕГЭ – кто на сколько баллов сдал, куда выпускники направили свои сертификаты, улучшились или ухудшились показатели качества образования.

7 вузов и филиалов, а также 22 колледжа и техникума принимали документы у выпускников Пензенской области по результатам ЕГЭ.

Эксперимент оказался интересным и общему образованию, и высшему, и среднему специальному. Потому и прошел успешно.

Последнее слово на «круглом столе» было за главным редактором «Учительской газеты». Петр Положевец процитировал ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова: «Я соберу у себя всю интеллектуальную элиту России». Одной этой фразой все сказано. Кстати, экзамен по математике 1870 ребят сдали на «отлично». А 12 человек получили самые высшие баллы – 96-98 из 100 возможных. Для них открылся путь в любые учебные заведения страны, участвовавшие в эксперименте, и в том числе – Высшую школу экономики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте