Невский, 39. Аничков дворец. Именно сюда на финал Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» с самолетов и поездов спешат лучшие педагоги дополнительного образования страны. Каждые два года здесь все повторяется вновь и случается впервые. А балом неизменно правит Петербург. Это в его золотых осенних сетях конкурсная неделя пролетает как миг и проживается как жизнь, здесь встречают новых друзей, чествуют талант и мастерство, а победители увозят с берегов Невы главный и очень хрупкий приз – Хрустальные ключи от детского сердца.
VII конкурс «Сердце отдаю детям» собрал 94 участника из 62 субъектов Российской Федерации. В шестой раз подряд, получив эстафету от Ростова-на-Дону, расписание рабочих будней и торжественных церемоний конкурса составляет команда СПбГДТЮ – Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных и Федеральное агентство по образованию. У «Сердца» пять учредителей – Минобрнауки РФ, Рособразование, Правительство Санкт-Петербурга, ЦК Профсоюза работников образования и науки РФ и «Учительская газета». Еще в конкурсной арифметике неизменно 8 номинаций – изобразительное и декоративно-прикладное творчество; художественная; научно-техническая; эколого-биологическая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная; старшие вожатые и социально-педагогическая. А испытаний для участников – четыре. Это самопрезентация «Мое педагогическое кредо», защита образовательной программы, открытое занятие и импровизированный конкурс. По традиции в жюри нет председателя, после каждого конкурса все его члены заполняют индивидуальные протоколы, не обсуждая с коллегами оценки участников. Протоколы сдаются ответственному секретарю номинации. Итоги конкурса подводятся только после заключительного испытания, а имена победителей объявляются на торжественной церемонии закрытия. А еще с первого дня конкурса в каждой номинации работает психолог. И как-то незаметно соперники становятся командой со всеми вытекающими из этого последствиями – сопереживание, взаимопомощь, незабываемое общение с близкими по духу людьми рождает конкурсное братство. Оно множится от «Сердца» к «Сердцу», его верные приметы – преданность делу, искренняя любовь к ученикам и, конечно, харизма. Кружки и секции – не школа. Здесь педагога выбирают сердцем. Сфальшивил – дети не придут, неинтересен – выберут другой досуг.
По принципу «не навреди!»
«В дополнительном образовании, как нигде, важна личность, ее не заменят никакие методические пассы, нужно быть самим собой, именно это и ценят дети». Со словами Артура Ляндзберга, кстати, призера первого «Сердца», трудно не согласиться. На конкурсе, как и каждый руководитель номинации, принимающий участников, он был дважды директором. В его центре «Крестовский остров» – подразделение СПбГДТЮ – соревновались 12 эколого-биологических личностей. Если внимательно изучить их программы, становится очевидно, что все они учат своих ребят бережному и ответственному отношению к живой природе. Воспитанники Ольги Булыгиной из Петрозаводска, которые осваивают ее программу «Домашние питомцы», никогда не выбросят на улицу кошку или собаку, а ученики Галины Брички из Ростова-на-Дону с любовью будут относиться и к цветку, и к дереву, и даже к еще не посаженному семечку. Ее программа «Цветоводство и основы ландшафтного дизайна» – синтез географии, биологии, изо и математики. На занятиях петербуржца Вадима Хайтова ребята постигают секреты гидробиологии. Программа, что он дает детям, – многолетний труд четырех педагогов, но в том, что дети успешно и с удовольствием осваивают не только правила поведения в природе, но и в научном обществе, есть и его большой личный вклад. Лаборатория Вадима Михайловича – это ступеньки к научному творчеству в различных формах – экспедициях, многодневных весенних практиках. Постепенно ученик-лаборант становится исследователем и даже в какой-то степени соавтором своего учителя. Наблюдать и анализировать учит своих ребят Марина Мичукова из города Волжска Республики Марий Эл, ее программа называется «Водная токсикология», а работать в команде по принципу «не навреди!» хорошо умеют изучающие программу «Химия вокруг нас» воспитанники Ирины Мальгиной из Омска и Антона Мазаева из Москвы. Экология столицы – местами Книга рекордов Гиннесса, местами книга ужасов и только вкраплениями – пастораль. Так что материала для различных видов экологической экспертизы – исследования воды, воздуха и почвы – хоть отбавляй. А в Ставрополе, в краевой экологической школе Сергея Алексеева, ребята изучают комплексную программу «Экология и культура». Эти понятия неразрывно связаны и у Ольги Булгаковой из Рубцовска Алтайского края. Ее программа формирует поисковый интерес, экологическую культуру личности. Природа Алтая раскрывается через экспедиции, а окружающий мир воспитывает и учит сам, уверена Ольга Николаевна, надо только помочь понять это. Красоту родного края через экологию познают в Волгограде ученики Евгении Инеевой. А в основе программ Магомеда Багомаева из Махачкалы и Фатимы Цораевой из Нальчика лежит экология человека. Их воспитанники знают, как сохранять и укреплять здоровье и оказывать первую медицинскую помощь. Особые формы работы использует в экологическом объединении «Перспектива» Олег Чернухин из Новосибирска. Его авторская программа создана специально для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Изучение экологии для них – это путь к себе, радость трудных побед и, конечно, эффективное средство социализации.
За верность призванию
Алексей Куренков, Валерий Кабанов, Вячеслав Лимин – все они вовсе не конкурсанты. Это тренеры. Их имена с любовью и безграничным уважением произносили бывшие ученики, а сегодня участники «Сердца», сами уже вырастившие не одно поколение спортсменов и просто достойных людей самых разных профессий. Из мест, где начинаются устья Хопра, Дона и Медведицы, из казачьей станицы Кумылженской, что в Волгоградской области, приехал Александр Иванов, его путь к карате открыл тренер Вячеслав Лимин. Теперь среди его учеников уже 8 чемпионов России. А Сергей Шиленко из села Эльхотово Республики Северная Осетия – Алания посвятил свою победу тренеру Валерию Кабанову, который когда-то передал ему секреты своего спортивного мастерства, и волейбол стал его судьбой. В физкультурно-спортивной номинации, которую радушно принимали в городском детско-юношеском Центре физической культуры и спорта Петербурга, «Учительская газета» нашла своего героя – Николая Исаева. По традиции «УГ» учреждает специальный приз конкурса – «За верность призванию». Для Николая Петровича призванием стали бокс и работа с мальчишками, многих из которых вполне можно было бы назвать трудными. Рядом с ними он уже 34 года. А спортом он занимался всю жизнь. В детстве увлекался акробатикой, самбо, дзюдо, теннисом. В 14 лет в родном башкирском городке Туймазы выводил на утреннюю зарядку весь свой двор – почти 30 мальчишек и девчонок, а еще готовил дворовую футбольную и хоккейную команды. После армии попал в Ленинград и встретил своего тренера – Алексея Куренкова. В 24 года в последний раз вышел на ринг, став чемпионом Башкирии по боксу. К тому времени у Николая Исаева уже появились свои ученики, пришло время самому быть наставником. За время работы он подготовил 2 мастера спорта международного класса, 32 мастера спорта СССР и России. Еще многих побед, уверен Николай Петрович, добьется его 13-летний ученик Дмитрий Бивол, двукратный победитель первенств Европы и мира и восьмикратный победитель первенств России. А еще у Николая Исаева, сегодня тренера-преподавателя специализированной детско-юношеской петербургской школы олимпийского резерва №1, – одна из самых обширных библиотек в мире по боксу. Свою книгу о подготовке тренеров высокого класса он еще только собирается написать. И чтобы для информации точно хватило места, «Учительская газета» вручила ему флэш-накопитель.
Костер под соснами
Туристско-краеведческая номинация высадилась на «Балтийском берегу» – петербургской станции юных туристов. Во время конкурсных испытаний здесь, не прекращая, горели символические костры и звучали самые настоящие песни под гитару. Туризм – это школа воспитания, досуга и общения. С туристских троп начинается любовь к Родине и дружба на всю жизнь. «Главное – развиваться и идти вперед, ведь кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра», – сказал на самопрезентации педагог в четвертом поколении Игорь Махов из Белгорода. Семь лет назад он вернулся в родную школу педагогом по туризму, с тех пор его ребята занимаются туристским многоборьем с удовольствием и «Размахом» – именно так называется сегодня их клуб. Поиском забытого, но еще не утраченного наследия увлечены воспитанники Любови Барышниковой из Сызранского района Самарской области и Людмилы Каменевой из Курска. А ученики Лиры Талиповой из Уфы коснулись истории человечества своими руками, участвуя в раскопках в знаменитой Каповой пещере в Башкирии. Туризм – это чаще всего наследство, которое передается как дар от родителей к детям. Вряд ли у московского педагога Ульяны Фортинской родилась бы программа «Солнечный мир», если бы не родители-альпинисты и байдарочное детство. В свой первый поход на Урал в два годика отправился Владимир Семенчук из Волгоградской области. Сегодня с его клубом «Азимут» в походы отправляются сразу два поколения – дети и их родители. Туризм дает возможность проверить себя и тех, кто идет рядом. Что лучше, чем туризм, может воспитать такие качества, как выносливость и готовность помочь, честность и порядочность, доброта и терпение?
Технические хитрости
В научно-технической номинации, которую принимал Дом детского творчества Московского района Петербурга, как и положено, все оживало и двигалось. На открытом занятии Владимира Прилепского из Армавира мальчишки оказались в настоящей ракето-модельной лаборатории. Три-два-один – старт! В считанные минуты ребята превратились в конструкторов и под руководством Владимира Владимировича смастерили шоу-модель ракеты. А еще узнали, из чего состоит ее двигатель, как создается реактивная тяга, зачем в ракете лавсан и бальза. В двенадцать лет без рассказа учителя сразу и не догадаешься, что лавсан снимает напряжение, а бальза – очень легкое дерево из Южной Америки – от кроны до корней может весить всего шесть килограммов. С экрана проектора ребятам улыбнулся Юрий Гагарин и строго посмотрел Королев, ведь внимательность и аккуратность – непременные качества для постройки модели.
А у Владимира Володина из Белогорска Амурской области ожил механический кукольный театр. В «оживляющую» труппу принимались все желающие, и на глазах у изумленной публики открылся волшебный занавес, отправилась в плавание неподвижная лодка, взлетел вертолет и вылез из берлоги бурый медведь. Но прежде чем появился на свет такой чудный театр, ученикам Владимира Николаевича пришлось много потрудиться. Механическая игрушка – дело тонкое, основа которому терпение, труд и выверенная последовательность действий.
120 километров в час. Такую скорость, правда, в классе по понятным причинам чисто теоретическую, развивали мальчишки, которые пришли на занятие к Геннадию Ермолову из Бутурлиновского района Воронежской области. За 45 минут ребята своими глазами увидели, как изменились карты с начала 60-х годов, когда из Америки и Европы картинг добрался до СССР.
Наверное, какие-то хитрости и секреты научно-технического творчества прямо на занятиях впервые для себя открывали даже члены жюри. «Мы сидели по другую сторону стола, но душой всегда были с вами! – улыбаясь, сказал Сергей Никулин, директор Федерального центра технического творчества учащихся, когда истек срок судейских полномочий и можно было выйти из-за «барьера». – Мы действительно многому научились у вас!»
А еще в научно-технической номинации, как и два года назад, был особенный гость – летчик-космонавт СССР Виктор Афанасьев. Правда, с конкурсных открытых занятий он часто исчезал, не в космос, конечно, а в соседние классы, где ради такого редкого случая прерывались уроки и дети могли выведывать у Виктора Михайловича все космические тайны.
Хочешь научить –
сам стань учеником
Успеть в десять минут вместить педагогические идеи и жизненные принципы – задача не из легких. Зато в самопрезентации «Мое педагогическое кредо» нет жанровых ограничений. Хоть пой, хоть пляши, хоть повествуй о себе классическим рассказчиком. Что, собственно, не преминули сделать конкурсанты из номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» на сцене Дома детского творчества «Левобережный». К примеру, Татьяна Савельева из Дзержинска Нижегородской области, заметив, что художник – это сказочная личность, пригласила на прогулку по своему творческому миру. «Мир многогранен и разнообразен, и я хочу, чтобы через свое и мое творчество дети видели всю его палитру».
Светлана Ермакова из Белгорода воплотила лозунг «Если хочешь научить чему-то ребенка, стань сам активным участником процесса обучения» в жизнь: научилась шить, вязать, художественно обрабатывать кожу. Но все бы это не состоялось, если бы не было, как считает Светлана, «корневой подпитки», куда входят уважение к истокам, потребность к самообразованию и увлеченные учителя.
В «Социально-педагогической» номинации, обосновавшейся в стенах Дома детского творчества «Град чудес», держали стремительный конкурсный темп. А задавать его было кому: в номинации присутствовали даже рэперы и кавээнщики. «Что такое КВН? – взбодрил всех вопросом Вячеслав Девяткин из Читы и уточнил: – КВН – это возможность реализовать себя во многих направлениях. Каждый может выступать в роли, близкой ему, – режиссера, сценариста, декоратора, администратора, актера… КВН не может быть профессией, но он может дать бесценные коммуникативные навыки и поэтому достоин того, чтобы быть возрожденным в школе».
Дмитрий Панин из Воркуты Республики Коми, увлек всех путешествием в мир… рэпа. Рэп – одно из направлений хип-хоп-культуры, и программа Дмитрия Панина, рассчитанная на подростков 15-18 лет, позволяет узнать много не только о музыке, но и о литературе, русском языке, хореографии. Главная цель деятельности при этом – показ другой модели поведения, где через рэп, через собственное творчество у ребят воспитывается активная жизненная позиция. Принцип обучения по программе модульный, где каждый модуль – это проект. В частности, у ребят были такие проекты, как «Рэп против алкоголя», «Рэп против насилия». Окончание проекта предполагает выход на новый уровень взаимодействия, на позитивный взгляд на жизнь и собственное здоровье.
Поэты, философы, художники
Открытые занятия по праву считаются самым важным этапом в конкурсном марафоне. Но занятие с ребятами – это все-таки не одиночество на сцене.
Марина Шерстобитова из Ростова-на-Дону, из номинации «Художественная», познакомилась со своими петербургскими учениками у дверей, ведущих в театр, на площадке школы искусств «На Васильевском». Чтобы получить пропуск за кулисы, ребятам пришлось вспомнить слова, связанные с театром. Зато, попав в театр, у каждого из них появилась возможность стать настоящим актером. Малыши сыграли спектакль про злодея Бармалея. И стали свидетелями чуда: волшебный кристалл, который спал до этого в костюмерной, раскрылся и заблестел разными гранями.
Марина Торохова из Санкт-Петербурга определила свою задачу на открытом занятии как погружение в народную культуру. Ребята на ее занятии пели, плясали, играли и в то же время узнали, что такое фольклор. Знание народных традиций, уверена Марина Торохова, меняет в детях отношение друг к другу и к близким.
В номинации «Старшие вожатые», разместившейся во Дворце творчества юных «На Ленской», импровизированный конкурс сравнили с песней. Наверное, потому что конкурс, как и песня, длился считанные минуты. Раскрывая тему «Учитель, воспитай ученика», вожатые в отличие от поп-бездарностей показали себя истинными талантами. Не ограничившись одной профессиональной гранью, кто-то выступил в роли философа: Ирина Иваненкова из Ардатовского района Нижегородской области сравнила работу педагога с кропотливой заботой птицы, отправляющей птенцов в первый полет. Кто-то примерил на себя роль писателя: москвичка Мария Климашкина представила, как все учителя вдруг отказались от своего призвания и к каким драматическим последствиям могло бы привести это фантастическое событие. И, конечно, не обошлось без стихов. Ирина Овсянникова из Санкт-Петербурга выразила ими мысль, под которой подписались бы все конкурсанты: «Учитель, помни, зорко только сердце. Учитель, человека воспитай! Создавай, не бойся и твори, но помни, что сказал Экзюпери!»
До новых побед!
Но прозвучали последние аккорды новорожденных песен, стихла организационная суета, и пришла пора финальной ностальгии. Именно ностальгии. Потому что, разлучаясь, каждый из этого, созданного конкурсом братства уже тосковал по яркости и увлекательности краткого петербургского бытия. «Ах, еще бы денек!» – мечтательно глядели чьи-то глаза, и как отзвук летела им навстречу бальная торжественность Таврического дворца. За серьезностью костюмов и сосредоточенностью лиц угадывалась светлая печаль начала прощания.
Под сводами Таврического дворца, бывшего когда-то резиденцией Григория Потемкина, потом императорской фамилии, а ныне служащего местом работы Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств, награждали победителей VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Из восьми Хрустальных ключей три остались в Петербурге, остальные уехали в Амурскую область, Белгород, Читу, Краснодарский край, Республику Северная Осетия – Алания. Приз имени Алексея Бруднова достался Санкт-Петербургскому Дворцу творчества юных. И совсем необычный, но уже традиционный приз – право полуденного выстрела с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости – получил Вячеслав Девяткин из Читы. И все-таки победителей было не восемь. Их было гораздо больше, ведь каждый, кто приехал на конкурс, уже являлся обладателем главного ключа – ключа от детского сердца. И это сердце ждало его в родных краях – в Пензе, Омске, Ставрополье, Оренбурге, Новосибирской области…
Как заметила Алина Левитская, директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ, самый важный результат – это выход конкурса за собственные рамки и превращение его в настоящую научную лабораторию. А это уже новый виток истории конкурса. И следовательно, новый виток новых встреч, новых побед и новых открытий.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ольга МАКСИМОВИЧ
Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
– К новому конкурсу мы начинаем готовиться практически сразу после завершения предыдущего. Потому что каждый раз хочется удивить самих себя, а не повторяться и идти по проторенному пути. Вот обсуждалось, где проводить церемонию открытия. Назывались десятки залов – арена цирка, одного из старейших в России, Театр Мусоргского и Михайловский театр. Но остановились мы на Театре Комиссаржевской, потому что это легендарный, самый ленинградский театр, открывшийся в 1941 году во время блокады. И нам было важно, чтобы приехавшие на конкурс участники переворачивали страничку истории нашего города, ведь конкурс – это еще и погружение в атмосферу Петербурга. На торжественной церемонии закрытия можно было полюбоваться роскошным Екатерининским залом Таврического дворца. Это все увидели своими глазами, а вот историю этого архитектурного памятника XVIII века, бывшего дворца князя Потемкина-Таврического, мы представили с помощью сценария самого волнительного вечера конкурса. И пусть это только штрихи к портрету эпох, но пытливый педагог, когда вернется домой, обязательно копнет глубже. Что-то почитает и расскажет своим ученикам. Так что главных целей две: гостям должно быть хорошо, а команде нашего дворца интересно готовить новый конкурс.
Я испытываю большое удовлетворение от того, что три Хрустальных ключа в этом году остались в Санкт-Петербурге. Радуюсь, как вырос наш региональный конкурс, который делает огромная команда единомышленников нашей системы. И все же барьеры в дополнительном образовании еще только предстоит разрушить. Огромное количество учреждений дополнительного образования относится к культуре, большая сеть – в Комитете по молодежной политике, еще часть подведомственна Комитету по физической культуре и спорту. В системе образования Петербурга только 109 учреждений, а всего в городе их 500! Можно представить, сколько там работает интересных педагогов и тренеров! Конечно, наш Комитет по культуре проводит свой конкурс профессионального мастерства среди педагогов, работающих в музыкальных, художественных школах и школах искусств. Но это региональный, а не федеральный конкурс. От объединения выиграет вся система. Ведь дети у нас общие. Конечно, у каждой системы – спорт то или искусство – есть свои особенности. Но мы должны учиться друг у друга. Вдумчивые педагоги берут на заметку не только технологии и подходы, но и самые эффективные и яркие способы взаимодействия с детьми.
Я ставлю перед своей методической службой суперзадачу – серьезно работать над тем материалом, которым мы обладаем после конкурса. Нам надо научиться распространять точки роста. Транслировать лучшее и уникальное на всю страну. И реально использовать богатейшую всероссийскую методическую копилку конкурса «Сердце отдаю детям».
Алла ЕГОРОВА, заместитель начальника Управления по делам молодежи, воспитания и социальной защиты детей Федерального агентства по образованию, ответственный секретарь оргкомитета конкурса:
– Десять лет. Именно столько времени прошло с того момента, когда Министерство образования России приняло решение о проведении Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». У истоков конкурса стоял Алексей Константинович Бруднов, возглавлявший Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ. Непросто было проводить первый конкурс, но с этой почетной миссией прекрасно справилась Ростовская область. Туда и приехали педагоги, изъявившие желание стать участниками нового конкурса. Однако уже после подведения итогов возникло много вопросов, на которые нужно было обратить внимание. Прежде всего – это тщательный отбор конкурсантов и обязательное проведение конкурсов в субъектах Российской Федерации. И такая работа началась уже при подготовке второго конкурса. В 1999 году он состоялся в Санкт-Петербурге. С тех пор конкурс не менял своего адреса. А бессменным штабом по подготовке его проведения стал городской Дворец творчества юных.
«Сердце отдаю детям» – это серьезный срез состояния и развития дополнительного образования. По выступлениям конкурсантов можно увидеть, как работают методические службы, органы управления образованием и конкретные учреждения. На конкурс сегодня приезжают лучшие мастера своего дела. Общение друг с другом для них – настоящий праздник. Отсюда и атмосфера конкурса – доброжелательность, взаимопомощь, а не жесткая конкуренция. В течение конкурса мы не объявляем результаты. Все участники проходят конкурсную программу, и только на торжественном закрытии на сцену поднимаются те, кто увезет домой хрупкие Хрустальные ключи. Эти символические ключики, безусловно, есть у каждого приехавшего на всероссийский финал. Многие из них были призерами или победителями конкурса авторских программ. И особенно отрадно, что с каждым годом конкурсное движение растет и крепнет. На региональных этапах участие в нем принимают почти 3,5 тысячи педагогов!
Поздравляем победителей!
Номинация «Изобразительное декоративно-прикладное творчество»
ОБРАЗЦОВА Елена Станиславовна (лауреат), Санкт-Петербург; АКИНДИНОВ Александр Петрович (2-е место), р.п. Гусь-Железный, Касимовский район, Рязанская область; ЕРМАКОВА Светлана Васильевна (3-е место), Белгород.
Номинация «Художественная»
ТОРОХОВА Марина Сергеевна (лауреат), Санкт-Петербург; ЛЕНИНА Елена Евгеньевна
(2-е место), Псков; ЕФИМОВА Марианна Васильевна (3-е место), с. Амга, Республика Саха (Якутия).
Номинация «Научно-техническая»
ВОЛОДИН Владимир Николаевич (лауреат), Белогорск, Амурская область; ПРИЛЕПСКИЙ Владимир Владимирович (2-е место), Армавир, Краснодарский край; СУСЛИН Алексей Владимирович (3-е место), Брянск.
Номинация «Эколого-биологическая»
ХАЙТОВ Вадим Михайлович (лауреат), Санкт-Петербург; ЧЕРНУХИН Олег Алексеевич (2-е место), Новосибирск; МАЗАЕВ Антон Викторович (3-е место), Москва.
Номинация «Физкультурно-спортивная»
ШИЛЕНКО Сергей Викторович (лауреат),
с. Эльхотово, Кировский район, Республика Северная Осетия – Алания; ИСАЕВ Николай Петрович (2-е место), Санкт-Петербург; ДОЛМАТОВ Федор Иванович (3-е место), п. Красочный, Ипатовский район, Ставропольский край.
Номинация «Туристско-краеведческая»
МАХОВ Игорь Игоревич (лауреат), Белгород; УДАЛОВА Наталия Николаевна (2-е место), Краснодар; СТАРОСТИН Сергей Викторович
(3-е место), Борисоглебск, Воронежская область.
Номинация «Социально-педагогическая»
ДЕВЯТКИН Вячеслав Евгеньевич (лауреат), Чита; ПАНИН Дмитрий Юрьевич (2-е место), Воркута, Республика Коми; ТИХОНОВА Алефтина Павловна (3-е место), р.п. Кольцово, Новосибирская область.
Номинация «Старшие вожатые»
АРАКЕЛЯН Юлия Анатольевна (лауреат), ВДЦ «Орленок», Краснодарский край; РЕПП Марина Богдановна (2-е место), с. Большой Атмас, Черлакский район, Омская область; КЛИМАШКИНА Мария Олеговна (3-е место), Москва.
Председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Ольга ИВАНОВА поздравляет победителей конкурса
Комментарии