Сегодня синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют у 8,4% детей. Часто его симптомы путают с обычным непослушанием, но на самом деле проблема более серьезна. Команда онлайн-школы ИТ EasyCode вместе с детским психологом и Монтессори-педагогом Марией Валеевой разбираются, откуда берется СДВГ, почему его все чаще обсуждают в сети и как обучать ребенка с таким диагнозом.
Что такое СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это состояние, при котором человек имеет проблемы с концентрацией внимания, ведет себя чрезмерно активно или, наоборот, рассеянно и не контролирует свое поведение.
В жизни проявления синдрома могут выглядеть так: ребенок читает книгу, и мимо проходит мама с кружкой и печеньем в руках. Он отвлекается и идет на кухню пить чай, совершенно забыв о том, что ему было очень интересно читать книгу.
СДВГ бывает трех видов:
- Проблемы с вниманием.
- Гиперактивность.
- Смешанный вид, когда присутствуют и нарушения внимания, и гиперактивность.
Синдромом страдает 8,4% детей и 2,5% взрослых. Диагноз считается преимущественно детским. Но, по данным Национального исследования сопутствующих заболеваний США, если у ребенка диагностировали СДВГ, симптомы сохранятся и во взрослом возрасте в 30–70% случаев.
Так или иначе, проблемы с вниманием возникают почти у каждого ребенка, но большинство их «перерастают». У детей с СДВГ симптомы, наоборот, сохраняются. Это вызывает трудности в школе, дома или с друзьями.
Ребенок с СДВГ может:
- много мечтать,
- часто забывать или терять вещи,
- извиваться или ерзать,
- постоянно говорить и перебивать,
- идти на ненужный риск и не думать о последствиях,
- испытывать трудности в общении с людьми.
Часто эти симптомы воспринимают как лень или обычное озорство, поэтому многим детям так и не ставят адекватный диагноз. Интересно, что мальчикам диагностируют СДВГ в 2–3 раза чаще, чем девочкам. Наука до сих пор точно не знает, почему.
Почему об СДВГ говорят все
В последнее время СДВГ стал «модным» диагнозом. Некоторые эксперты считают, что его ставят даже чаще, чем нужно. Так происходит потому, что четких критериев диагностики синдрома до сих пор нет.
Часто детям с СДВГ сложнее учиться в школе, чем сверстникам, даже несмотря на интеллектуальную развитость. Виной тому — неусидчивость и те самые проблемы с вниманием. Такому ребенку непросто долго сконцентрироваться на одной задаче и даже спокойно досидеть до конца урока.
Если СДВГ действительно есть, его симптомы прослеживаются постоянно, в любых жизненных ситуациях. Бывает, что на уроке школьник постоянно вертится и отвлекается, зато дома ведет себя спокойно и может долго заниматься. Скорее всего, у такого ребенка нет синдрома, просто его нежелательное поведение в школе вошло в привычку. В этом случае стоит рассказать родителям о поведении ребенка и, возможно, дать контакты школьного психолога.
Мария Валеева
Остро встал вопрос о том, как телефоны и интернет влияют на концентрацию внимания. Некоторые предполагают, что именно гаджеты приводят к развитию СДВГ, но это не совсем так.
Действительно, исследования группы ученых из США и Канады подтвердили: если человек часто отвлекается на телефон, у него появляются некоторые симптомы СДВГ. Например, у детей ухудшается концентрация и повышается раздражительность. Но это не значит, что смартфоны могут вызывать синдром, а отказ от них вылечит. Все намного сложнее.
Мнения ученых о происхождении СДВГ расходятся. У синдрома много вариантов проявлений, поэтому прийти к какому-то конкретному ответу исследователи не смогли.
Есть ряд причин возникновения синдрома, и все они связаны с физическими нарушениями работы мозга. Они могут быть вызваны травмами, инсультами, гипоксией при родах или генетическими мутациями.
Синдром вызывает мутация генов, которые отвечают за работу нейромедиаторов дофамина и норадреналина. Изменяется ряд процессов, что приводит к нарушениям синтеза этих веществ. Физически это может проявляться как беспокойство, раздражение и даже агрессия. Эти же нарушения могут повышать риск зависимостей, особенно от гаджетов.
Все раздражители вокруг ребенка с СДВГ оказывают на него одинаковый эффект. Например, школьник смотрит на доску, слушает учителя и сидит на стуле. Параллельно его тыкает в бок одноклассник. Ребенок не может выделить самое главное из происходящего и сфокусировать внимание только на учителе или на внутренних ощущениях. Чувства со всех рецепторов считываются его мозгом одинаково.
Мария Валеева
Правда ли, что раньше СДВГ не было
Диагноз известен уже больше 200 лет. Первые симптомы СДВГ описал немецкий врач Мельхиор Адам Вейкард еще в 1775 году. А в 1798 про подобное расстройство говорил Александр Крайтон из Королевского колледжа врачей в Великобритании.
Некоторые симптомы СДВГ ученые нашли даже у Леонардо Да Винчи. Исторические отчеты показывают, что гений тратил слишком много времени на планирование своих работ, но ему было трудно закончить начатое. По рассказам биографов и современников, Леонардо постоянно был в движении и часто перескакивал с задачи на задачу.
На самом деле, детей с СДВГ больше не стало. Просто раньше синдром дефицита внимания и гиперактивности выявляли реже, потому что врачи не могли проводить такую диагностику, как сейчас. К тому же этот диагноз ставит исключительно психиатр, и не каждый родитель решится отвести к нему своего ребенка. А сейчас обращаться к профильным специалистам становится нормально, и поэтому диагностировать синдром стали чаще.
Мария Валеева
Эффективные инструменты обучения для детей с СДВГ
«Ребенок способный, но очень ленивый», — именно так могут отзываться об ученике с СДВГ педагоги в школе. Но на самом деле дети с таким диагнозом тоже могут успешно учиться. Вот какие методы работы для этого можно использовать.
Перед началом занятия рассказать о его структуре. Когда план урока предсказуем, дети СДВГ лучше ориентируются в учебном процессе. Четкие инструкции и понятная последовательность действий уменьшают стресс и улучшают фокусировку внимания.
Учесть особенности работы детей с синдромом. Мозг ребенка с СДВГ может сосредоточиться на одной задаче на 15 минут, а затем ему нужно 3–7 минут отдыха. Поэтому на уроке полезно предусмотреть перерывы для объемных задач, например физкультминутки. Также ребенку с синдромом стоит разрешать выходить из класса, когда он уже устал.
Дети с СДВГ совершенно точно могут учиться в обычной школе и преуспевать. Конечно, альтернативные системы образования могут быть легче и доступнее для таких ребят, однако и классическую систему разрабатывают, опираясь на возрастные особенности детей. Индивидуальный подход и подходящий «климат» для особенных учеников может создать педагог.
Дети с СДВГ, по сути, те же дети — просто у них нет механизма «торможения». Если такому ученику стало скучно на уроке, он сразу переключает внимание и начинает шуметь. Как правило, другие дети в такие моменты тоже скучают, просто могут себя контролировать и не показывают это.
Учитель может опираться на реакции ребенка с СДВГ как на «лакмусовую бумажку». Если ему стало скучно, скорее всего, скучают все. Значит, нужно сменить деятельность на уроке.
Мария Валеева
Визуализировать. Детям с СДВГ трудно воспринимать информацию только на слух. Чтобы им было легче запомнить сказанное, используйте графики, диаграммы, таблицы или просто яркие картинки, которые помогут создать ассоциации.
Снизить уровень шума в классе. Ребенку с СДВГ трудно сосредоточиться на предмете, если одноклассники шумят. Это как слушать радио с помехами: из-за перебоев можно выхватить только отдельные слова, поэтому полностью понять смысл передачи не получается.
Чтобы такого не случалось, нужно постараться наладить уровень дисциплины в классе. Другой вариант — разрешить ребенку с СДВГ использовать на контрольных работах наушники с шумоподавлением.
Не отправлять ребенка на заднюю парту. Часто детей с СДВГ сажают в конец класса, чтобы своим поведением они не мешали учиться другим. Это неправильно, потому теряется контакт с преподавателем и учиться становится еще сложнее.
Чтобы у ребенка с СДВГ оставалась мотивация, ему важно получать обратную связь от педагога. Поэтому такого учащегося стоит посадить за первую парту и замечать его успехи: хвалить за усилия и достижения.
Не акцентировать внимание на плохом поведении. Чтобы не подкреплять негативные действия, педагогу лучше их не замечать. Если, наоборот, постоянно заострять внимание на неудачах, это отвратит ребенка от учителя и школы в целом.
Как правило, в классе из 30 человек 1–2 ученика будут страдать СДВГ. Поэтому педагогов стоит просвещать и обучать работе с такими детьми.
Когда родители отдают детей с СДВГ в обычную школу, они должны понимать, что их ребенок отличается от других. Им придется больше общаться с педагогами и самим ребенком, помогать ему психологически. Ожидания не должны быть завышенными. Даже если у ученика высокий уровень интеллекта, ему может быть трудно в школе.
Каждому ребенку с СДВГ показаны регулярные встречи со школьным психологом. Это необходимо, потому что в классе такие дети могут подвергаться буллингу, если они невнимательные, или, наоборот, сами выступать агрессорами при гиперактивной форме.
Родителей особенных детей стоит мягко направлять и объяснять, что не нужно бояться вести ребенка к психиатру, ведь это действительно может помочь. Медикаментозная терапия при СДВГ работает, если найти понимающего специалиста.
Заключение врача поможет снизить эмоциональный накал. Родители поймут, что в поведении ребенка нет их вины, и смогут идти дальше без этого чувства. Ведь ребенку нужна любовь и поддержка, а не стыд, который часто транслируется обществом при виде «невоспитанного» шумного малыша.
Мария Валеева
Несмотря на все трудности в обучении, люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности более креативны. Их импульсивность и склонность к рискам приводит к развитию творческого потенциала, а постоянное переключение внимания — к новым идеям.
Комментарии