search
main
0

Сделал, открыл, понял. Система работы с одаренными детьми

Качественный скачок в развитии новых технологий привел к резкому росту потребности общества в талантливых и одаренных людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое качество в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Эта потребность отражена в Национальной инициативе «Наша новая школа» как необходимость создания системы поддержки талантливых и одаренных детей.

В ряде источников одаренность трактуется как высокая степень функциональных и потенциальных возможностей человека. Опираясь на данное утверждение, исследователи подсчитали, что одаренных детей от 2 до 5% от общего числа учащихся России.

Суть другого подхода к определению одаренности – нет детей, которые не могли бы создать свою собственную образовательную или творческую продукцию, а значит, все дети одаренные. Разнится лишь степень выраженности этой одаренности

и ее

направленность.

Сравнивая два подхода, можно говорить о том, что в первом случае под одаренностью понимается только гениальность, а во втором — одаренность понимается в более широком смысле.

Из второй теории следует, что одаренность детей проявляется в процессе деятельности. Однако нельзя заранее определить, где, при какой деятельности и как проявится одаренность. Поэтому важно создавать условия для включения ребенка в разнообразные виды деятельности. Это позволит раскрыться способностям, таланту и гениальность ребенка. А скрытая, не получившая проявления в деятельности одаренность, – всего лишь задатки.

Данная теория – методологическая основа многолетней работы летней школы юных программистов им. академика А.П.Ершова. Школа юных программистов — уникальное, не имевшее и не имеющее аналогов в мире явление, зародившееся в

1976 г

. в недрах отдела программирования ВЦ СО АН СССР, руководимого А. П. Ершовым. В круг интересов этого человека входили и проблемы обучения программированию школьников. Продолжая традицию, Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН ежегодно проводит Летние школы юных программистов (ЛШЮП). Они по-прежнему являются серьезным этапом подготовки и ориентиром профессиональной направленности для начинающих программистов. За 34 года в школе прошли обучение около четырех тысяч ребят, для которых программирование стало делом жизни.

Учебная программа ЛШЮП предусматривает как теоретическую работу – проведение лекций, семинаров и конкурсов по проблемам современной информатики, так и практическую – занятия в мастерских под руководством специалистов. Технология «Педагогическая мастерска предусматривает организацию педагогом-мастером развивающего пространства, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к \”построению или открытию знания\”

.Более чем тридцатилетний опыт ЛШЮП показывает устойчивость и действенность принципов, заложенных в данной технологии:

·  реальность практической задачи, которая выполняется под руководством опытного программиста-практика (от студентов до докторов наук);

·  самостоятельность выбора тематики мастерской, освоения желаемых информационных технологий, системы программирования;

·  необходимость освоения навыков эффективного взаимодействия в коллективе;

·  равенство всех, включая мастера;

·  мотивированное привлечение к процессу деятельности;

·  отсутствие оценки, соревнования, соперничества;

·  чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания;

·  важен не только и не столько результат, сколько сам процесс.

В мастерской могут участвовать разные по возрасту и уровню подготовки участники. Ребята, хорошо владеющие средствами и методами, которые используются в мастерской, могут работать помощниками-консультантами (подмастерьями).

Традиционный для технологии «Педагогическая мастерская» алгоритм работы реализуется в графике двухнедельной работы ЛШЮП:

1.     Индукция.

2.     Самоконструкция/социоконструкция.

3.     Самореализация.

4.     Рефлексия.

Индукция – это начальный этап, который вводит участников летней школы в деятельность, затрагивая эмоциональные переживания каждого ребенка на уровне образа или самооценки, актуализирует знания по данному вопросу, создает личное отношение к предмету обсуждения.

Еще до отъезда в школу учащиеся знакомятся с перечнем возможных тематик мастерских. Краткие аннотации проектов, которые планирует реализовать каждая мастерская, располагаются на сайте ЛШЮП. Обычно таких проектов 15-20. В 2009 году, например, больше половины мастерских в процессе работы изучали операционную систему Linux. В работе использовались компилятор языков C/C++, интерпретаторы языков Perl и Common LISP, веб-сервер Apache с поддержкой PHP. На компьютерах под управлением Windows 2000/XP использовались компиляторы Microsoft Visual Studio 6.0 и Borland C++ , Builder, а также среда программирования Flash и Scratch.

Приехав в школу, ребенок делает самостоятельный выбор мастерской, в которой он пройдет обучение. На этапе индукции в школе организуются циклы лекций и спецкурсы по языкам и системам программирования, обзорные лекции по перспективам и проблемам программирования, истории информатики и дисциплинам, которые позволяют расширить кругозор. К концу данного этапа все участники мастерской определяются со своей ролью в общем проекте, сообразно с индивидуальными возможностями и интересами каждого.

В состав мастерских входит от 3 до 5 человек, что позволяет уделять  время для индивидуальной работы с каждым ребенком. Для выполнения основной задачи осуществляется общее «погружение» в проблему, но при этом для каждого участника мастерской мастер находит индивидуальные методы и средства работы.

Этап Самоконструкция / Социоконструкция – это деятельностный этап по созданию творческого продукта индивидуально (в рамках общего проекта) и/или в групповом воздействии.

Анализируя особенности мастерских как педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется подход, введенный ещё Сократом, заключающийся в том, что образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи её самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала. Преподавателю при этом отводится роль помощника ученика, организующего учебное пространство. Мастер лишь помогает протеканию процессов осмысленного учения и личностного развития.

Л.С. Выготский писал, что мышление всегда возникает из затруднений, что «нужно создавать побольше затруднений для ребенка как отправных точек для его мыслей». Соответственно, результатом мастерской становится сам познавательный процесс, позволяющий каждому участнику выстроить свое знание, свое понимание. Мастерская меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готового знания, а значит, меняет и его смысловые установки, ибо мастерская выстраивается с учетом принципа «включения личности в значимую деятельность, принципа смены социальной позиции личности в группе». Поэтому результат работы в мастерской описывается не словами «получил, овладел, узнал, запомнил, записал», а словами «сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал, приблизился».

Год от года состав мастерских меняется сообразно велению времени, уровню развития информационных технологий. Если еще 4 года назад на пике интереса были Web-технологии под Windows, написание сетевых игр и систем тестирования знаний, то сейчас в большинстве мастерских создавались проекты под ОС Linux, либо в кросс-платформенном варианте. Если раньше клиент-серверное программирование было самоцелью, то теперь оно стало составной частью больших проектов.

Эксперимент по созданию в рамках ЛШЮП отдельной мастерской для детей 9-11 лет признан успешным. Данное направление становится хорошей традицией. В 2009 году для младших школьников работало 2 мастерских: создание проектов в среде программирование Scratch и Flash – технологии. Дети младшего школьного возраста успешно справлялись с задачами, уверенно ориентировались в делах Летней школы.

Под самореализацией в рамках алгоритма построения технологии «Педагогическая мастерская» понимается предъявление созданного продукта всем участникам летней школы членами мастерской, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это этап сопоставления своих работ с работами других групп. На этом этапе в ЛШЮП проходит очень значимое для каждого ребенка событие – сдача работы членам жюри. В состав жюри входят ученые с мировым именем, руководители известных IT-компаний (HP, Intel, Sun). Члены жюри с большим интересом слушают отчеты о работе каждого ребенка. В ходе научных дискуссий ребенок осознает значимость полученного им результата. В то же время происходит внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания.

В связи с высокой эмоциональной напряженностью данного этапа жюри приходит в каждую мастерскую, где дети находятся в «домашней» обстановке. Такая обстановка сглаживает эмоциональность момента, раскрепощая детей для дискуссии.  В процессе научного спора ребята прежде всего сами для себя отвечают на вопросы о значимости созданного ими программного продукта, осмысляют все теоретические основы проекта. В результате школьники формируют концепцию своего выступления на научно-практической конференции, которая является основой следующего этапа в рамках технологии «Педагогическая мастерская».

Итоговая конференция Летней школы проходит в лучших научных традициях. Докладчики представляют выполненные в мастерских проекты, участники конференции задают вопросы, содержание которых говорит о неподдельном интересе к представленным разработкам и о квалификации слушателей.

Общеизвестно, что любителей выступать среди программистов мало, большинство предпочитают безмолвно демонстрировать на компьютере результаты, качество которых зрителям трудно оценить без комментариев. Но успех в любой профессии существенно зависит от искусства представления результатов. Поэтому участие в итоговой конференции обязательно для всех членов мастерской.

На конференции рассматриваются полученные результаты и выбранные технические решения. Школьники обмениваются рекомендациями по улучшению своих разработок. Важную роль играет личность председателя конференции, задающего уважительный тон общения и обсуждения. В выступлениях оппонентов оценивается качество доклада, уровень сложности решенных задач, новизна и нестандартность выбранных алгоритмов решений.

Рефлексия – это, прежде всего, самоанализ успеха и неуспеха работы на каждом этапе мастерской, отражение чувств, возникших в ходе мастерской, осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления. Поэтому, как в лучших традициях научных дискуссий, на конференции запрещены резкие и неконструктивные высказывания. Старшие школьники относятся с большим уважением к тем небольшим задачам, которые решают младшие. Как правило, все недостатки в реализации проекта выявляются на предыдущем этапе в процессе дискуссии мастерской с членами жюри. На суд коллег – участников конференции – школьники представляют проекты, в которых уже продуманы пути совершенствования, недостатки возникают в планах на будущее.

Таким образом, Летняя школа юных программистов – важный механизм развития одаренных детей, чьи интересы лежат в области программирования и информатики. Это механизм привлечения талантливой молодежи в науку и информационную индустрию.

На базе ЛШЮП проходит апробация методик раннего обучения современной информатике и технологий работы с одаренными детьми. Многолетний опыт использования технологии «Педагогическая мастерская» показал, что в ходе работы мастерской одаренный ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность, развить свои способности, реализовать свое право на развитие этих способностей, что затруднительно в рамках школьной программы и классно–урочной системы.

Можно смело утверждать, что используемая в работе ЛШЮП технология «Педагогическая мастерская» при явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий в то же время развивает творческие способности детей, способствует выявлению одаренности.

Детально познакомиться с материалами Летних школ юных программистов можно на сайте http://school.iis.nsk.su

Светлана Коваль, учитель информатики гимназии № 6, лауреат конкурса «Учитель года» города Новосибирска;

Татьяна Тихонова, научный сотрудник Института систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН (Сибирского отделения Российской академии наук)

Иллюстрация с сайта http://www.zdr.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте