Испытание Зевсом
Посвящение в учителя
Действующие лица: Зевс, Гелия, две музы (ученика), Мудрец-софист, Папа, Мама.
Оформление и костюмы: 1) действующие лица в костюмах, стилизованных под древнегреческие;
2) три стула с надутыми шариками для испытуемых;
3) На артистах ленты с надписями “Зевс”, “Муза”, “Гелия”, “Муза”, “Мудрец-софист”; “Учитель”.
В углу сцены стоят музы и Гелия. Мудрец сидит на стуле, читает толстую книгу, шевелит губами. Входит Зевс, внимательно вглядывается в зрительный зал.
Зевс: Музы мои разлюбезные! Ну-ка быстрее скажите,
Где я? Откуда здесь столько прекрасных и радостных лиц?
Кто их собрал? По случаю, знать бы хотелось, какому?
Коль знаешь, скажи мне об этом, знаний богиня!
Гелия: Слышу я глас твой торжественный, Зевс!
Дам я ответ на вопрос твой несложный:
День педагоги решили отпраздновать свой,
Здесь собрались отдохнуть и на нас посмотреть.
Зевс: Что ж, удовольствие это доставим мы им.
Только сомнения в душу крадутся невольно –
Так хороши и улыбчивы в зале сидящие –
Где же суровый учительский вид, строгие взгляды и позы?
Гелия: Ты приглядись хорошенько, о Зевс наш великий!
Вот литераторы смотрят на нас, неотрывно внимая,
Здесь математики слушают, это Сергей Николаич.
В центре – директор, на всех он взирает сегодня нестрого.
Зевс: Спорить не будем, давай испытание лучшем устроим.
Есть ли историки в этих преславных рядах?
Слушайте речи помощниц моих быстрословных,
Имя учителя, знатного в русской истории, слышать хочу.
Музы по очереди задают вопросы:
– Кто он?
– Он знал 8 языков.
– Один из первых альпинистов.
– У него одна из самых скромных могил в мире при огромных заслугах перед Отечеством.
– Вел спартанский образ жизни.
– Отец был денщиком у одного из императоров.
– Памятник в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в блокаду и не был задет ни одним снарядом.
– Не проиграл ни одного сражения и удостоен высшего воинского звания.
(Перечисляют, пока кто-то не скажет: “А.В.Суворов”).
Зевс: Ох и всезнающий наш Александр свет Григорьевич!
Может, напомнит он нам и уроки Суворова?
(Из зала отвечают)
Верно запомнили вы.
Гелия: Зевс ты великий, есть у Суворова истина еще ведь одна:
Учись прощать ошибки других,
Никогда не прощай собственных.
Зевс: Мне на ошибки никто никогда не укажет,
Бог я и право судить оставляю всегда за собою.
Вижу здесь юные лица людей, в труд педагога
Не посвященных. Им испытание трудное шлю.
Гелия: Юный учитель, диплом навсегда получивший,
Часто уверен в себе чрезвычайно, а зря.
Древних софистов на помощь ты, Зевс, позови.
Разумом их неразумность надежд молодых покажи.
Музы спускаются в зал и поднимаются на сцену с молодыми специалистами. Сначала они приглашают учителя музыки.
Зевс: Мудрец, начинайте!
Мудрец: Что такое правда? (Учитель отвечает)
– Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить?
– Неужели вы не знаете, что музыка – величайшее из искусств? (Конечно, знаю).
– Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. Выходит, что вы знаете то, чего вы не знаете!
Зевс: Наказать!
Гелия отводит учителя к стулу для наказания. Музы тем временем поднимаются на сцену с другим учителем.
Мудрец: Кто такой двоечник? (Учитель отвечает).
– Как вы думаете, желает двоечник получать хорошие оценки или плохие? (Хорошие)
– Согласны ли вы, что получать хорошие оценки – дело хорошее? (Да)
– Значит, двоечник – человек, который желает хорошего?
Зевс: Наказать!
(Гелия провожает “приговоренного”, а музы спускаются за следующим).
Мудрец: Кто такой неуспевающий? (Учитель отвечает)
– Бывает, что неуспевающий ученик отвечает? (Бывает)
– Согласны ли вы, что тот успевает, кто отвечает? (Согласна)
– Значит – неуспевающий успевает?
Зевс: Наказать!
Нет мне отрады в ответах людей неразумных,
Вызвать еще одного приказать я хочу
Из закончивших ныне какой-нибудь вуз.
(Смотрит на часы)
Но дел на Олимпе скопилось немало.
К наказанью приступим!
Музы и Гелия стоят рядом с молодыми специалистами. Рука лежит на плече учителя.
Зевс: Раз – два – три!
На счет “три” учителя садятся на стулья, на которых лежат прикрытые воздушные надутые шары и кнопка.
Шары лопаются – испытание пройдено.
Зевс: Вижу теперь я, что смело сражаться вы будете
С тем, кто бездушно у вас на пути словесами прольется.
Вам демагогов огонь не закроет дороги к работе учителя!
Но как испытанье другое пройдете вы, испытанье водой?
Гелия (взмахивает “волшебной” палочкой – и музы “превращаются” в учеников. Первая – девочка-отличница, второй – мальчик-двоечник).
Есть у меня на примете двое помощников шустрых.
Плевое дело для них – подмочить репутацию чью-то.
Ну-ка, ребята, страшилки свои доставайте быстрее,
Смело и громко в зале сидящих пугать начинайте!
Зевс: Верно, но просьба одна: не до конца нас пугайте,
Строчку последнюю пусть испытуемый сам сочинит!
Если же с третьего раза закончить он стих не сумеет –
Страшно ему: подмочил репутацию он!
Девочка-отличница обращается к первому посвящаемому в Учителя. Если он затрудняется в сочинении концовки страшилки, то за помощью обращается к залу. Начинать лучше с самого находчивого и остроумного, тогда и для других испытуемых третьей попытки не потребуется.
Девочка (декламирует):
Девочка Маша в школу пришла,
В сумке нейтронную бомбу несла.
Долго смеялся потом педсовет:
(Школа стоит, а учащихся нет).
Мальчик: На физике мальчик собрал пулемет. (Премию Сороса физик не ждет).
Девочка: Девочка Таня по перилам каталась.
Только несчастье: “каталка” сломалась!
Всю перемену директор рыдал:
(Краску к перилам с трудом доставал!)
Зевс: Нет, ни в огне не сгорят, ни в воде не утонут.
Те, кто способен шутить и смеяться! Юные, дерзкие,
Вам лишь одно я даю наставленье: медные трубы
Старайтесь не слышать, не почивайте на лаврах надменно!
Гелия: Есть у меня и от этой беды избавленье:
Лишь только трубы запели в душе у тебя –
Смехом гони их, на помощь добрую шутку зови.
Парочку вредных советов для себя сочини и…
На сцену выходят Папа и Мама.
Родители: …и другим расскажи!
Папа: Если вы учителем решили стать,
То не вздумайте о детстве вспоминать!
Громко детям вы нотации читайте,
Старичка премудрого всегда изображайте!
Мама: По головке деточек не гладьте –
Прочно знания в башки вбивайте!
С дневником ученика не расставайтесь,
Чтобы чтением его мы развлекались.
Папа: В класс всегда уверенно входите,
Не забудьте подзатыльники раздать.
За ухо почаще их треплите,
Ну а главное умение – кричать!
Мама: К завучу с уроков их гоните,
Можно и паршивцами назвать.
Ну, а если честно вам признаться,
Родители: Главное – любить и понимать!
Зевс: (обращаясь к молодым учителям)
Что ж, боевое крещенье достойно прошли вы сегодня,
Мудрым советам внимали неспешно. После такого
Детские шутки страшны вам не будут, уверен.
(Родители и ученики, участники постановки, надевают молодым специалистам ленты с надписью “Учитель”).
Зевс: Мне же осталось одно приказанье отдать:
Веселый и шумный концерт для педагогов – начать!
Ольга ЧИННДИЛОВА
п.Каменка,
Ивановская область
Комментарии