Должен сказать, что сегодня РСПП – Российский Союз промышленников и предпринимателей – на марше, как раньше было принято говорить, проводит перестройку своей деятельности. В частности, речь идет о ключевых среднесрочных перспективах деятельности бизнес-сообщества на ближайшие три года по крупным общественно значимым темам. Ключевой момент для нас – образование. Его проблемы мы рассматриваем в широком контексте. Именно поэтому документ, который мы предложили недавно для руководства к действию, называется «Качество трудового потенциала.
Профессиональное образование и обучение».
Когда мы говорим, в частности, о теме взаимодействия бизнеса и образовательной системы, нужно, наверное, выделить три уровня рассмотрения вопросов.
Первый уровень, его можно традиционно назвать политическим, отвечает на вопрос о предназначении этой системы: зачем нам нужно профессиональное образование и каково его предназначение? Если мы не отвечаем достаточно четко на этот вопрос, тогда на двух остальных уровнях будет возникать путаница.
Второй уровень – исполнительной политики, при котором возникает объединение бизнеса в такие общественные структуры, как РСПП, «Деловая Россия», «Опора», и вступление их в партнерские отношения с другими сообществами, например с Российским Союзом ректоров.
Третий уровень – технический, когда речь идет о партнерских отношениях конкретной компании и конкретного образовательного учреждения.
В адрес бизнес-сообщества постоянно выдвигаются три основных тезиса. Главный потребитель профессиональных кадров – бизнес, поэтому он должен взять на работу выпускника образовательного учреждения (не так давно у нас дискутировался вопрос о возврате статуса молодого специалиста), поскольку государственного финансирования профессиональной школы недостаточно, бизнес должен заплатить за подготовку молодых кадров. Наконец, поскольку профессиональная школа плохо ориентируется в том, кто нужен системе образования, бизнес должен разработать профессиональные и образовательные стандарты, которые потом воплотятся в учебные планы и программы.
Вот эти три ключевых тезиса постоянно выдвигаются в адрес бизнес-сообщества, и парировать их бывает достаточно сложно. Почему? Потому что ответная реакция лежит в плоскости предназначения этой системы и выходит за пределы взаимоотношений непосредственно компаний или бизнеса с образовательными учреждениями.
Наша позиция – первичное профессиональное образование для выпускников школы, то есть для молодых людей и для безработных граждан, в стране должно быть бесплатным и обеспечиваться за счет бюджетного финансирования. Бизнес и гражданин через систему налогообложения вносят достаточно средств для того, чтобы государство в необходимом объеме финансировало государственную систему профессионального образования.
Если выделяемых бюджетом средств недостаточно для финансирования профессиональной школы, это проблема государства, правительства и бюджетных приоритетов.
Если идет приоритет в другую сторону, не в область профессионального образования, не бизнес (обратите внимание), не образовательное сообщество, а государство выстраивает другую систему приоритетов.
Наша позиция в том, что, конечно, бизнес готов участвовать в разработке профессиональных стандартов, в работе общественных советов, в составлении рейтингов профессиональных школ и тому подобном, но мы должны понимать, что точно так же, как забота Государственной Думы – это принятие эффективных законодательных актов, а не помощь конкретному образовательному учреждению, забота бизнеса – это эффективное функционирование своих предприятий, своих компаний, но ни в коей мере не разработка профессиональных или иных образовательных стандартов. Это забота экспертного сообщества, то есть профессионалов.
Поэтому бизнес может, что сейчас, кстати, уже делает, приглашать для разработки соответствующей темы профессионалов. У нас уже есть рабочая группа по реформе образования. В этом году стартует проект по разработке профессиональных стандартов в нескольких отраслях экономики. Но это делает не сам бизнес, а эксперты, которые приглашены на работу.
Вообще когда мы говорим «бизнес», то непонятно, кого имеем в виду. Но когда произносим слово «работодатель», нужно четко понимать, кого мы имеем в виду. В нашей стране сегодня работают 67,5 миллиона человек, из них 27,5 миллиона работают на государство, это государственные и муниципальные служащие. То есть сегодня самый крупный, самый консолидированный работодатель – государство.
Если государство – крупнейший работодатель, то оно крупнейший заказчик кадров профессиональной школы, и без участия этого работодателя решить общую проблему невозможно.
Когда мы говорим «бизнес», мы должны понимать, что бизнес – это, по меньшей мере, три крупные группы компаний. Это крупнейшие национальные компании, у которых все в порядке, в том числе во взаимоотношениях с образовательными учреждениями, в этих примерно 500 крупнейших российских компаниях работают 4 миллиона человек из 67,5. Остальные (порядка 34 миллионов человек) представлены средними и малыми предприятиями. В малых работают 8-11 миллионов человек, остальные – в средних.
Государство и каждая из этих групп бизнеса представляют особого потребителя кадров. И мы, разрабатывая те или иные предложения, в том числе законодательного плана, должны учитывать эти обстоятельства и специфику их деятельности.
Комментарии