Цели и задачиСформировать представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить учеников с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать любовь к природе.ОборудованиеФизическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова-термины, магниты с магнитной доской, атласы, таблицы с данными о реках, озерах и водопадах Южной Америки, план характеристики реки.
Ход урока1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на работу, будем слышать друг друга, понимать и помогать друг другу. Начнем урок.2. Учитель (показывает слайды, схемы, карту Южной Америки): Сегодня на уроке мы продолжим изучение необыкновенной природы Южной Америки, ознакомимся с удивительным миром рек и озер материка. Вам предстоит раскрыть особенности внутренних вод материка, характер режима питания рек; размещение рек и озер по континенту. Здесь находится много интересных водных объектов, которые можно считать чемпионами в водном мире. Амазонка – самая полноводная река мира, водопад Анхель – самый высокий водопад мира, озеро Титикака – самое крупное из высокогорных озер в мире. Обо всем этом вы узнаете на уроке. Тема урока «Внутренние воды Южной Америки».3. Актуализация знаний по теме «Влияние рельефа и климата на внутренние воды» (слайды)Учитель: Давайте вспомним, что называют внутренними водами.Ответы детей.Прочитайте высказывание великого русского и советского ученого XX века Владимира Ивановича Вернадского: «Климат – отец вод», объясните, что он имел в виду?Ответы детей.А что еще влияет на внутренние воды? Как влияет?Ответы детей.4. Работа с физической картой Южной Америки. Вопросы и задания учителя- Используя физическую карту Южной Америки, назовите крупные речные системы материка.- К бассейнам каких океанов реки относятся?- Как называется граница между двумя бассейнами океанов?Учитель: Подробнее с водными объектами Южной Америки мы ознакомимся в ходе нашего виртуального путешествия по рекам и озерам материка. Для путешествия нам понадобятся: атласы, контурные карты, учебники, словарики, рабочие тетради, а также знания. Весь маршрут вы будете строго отмечать в контурных картах. Я раздам вам словарики по теме, каждый термин записывайте прямо туда. Эти термины и названия вы должны знать обязательно.Хотя путешествие наше виртуальное, меня интересует такой вопрос: какую одежду нам нужно взять в путешествие именно сегодня? (В Южной Америке сейчас другое время года.)5. Работа учащихся по карте – определение координат исходной точкиУчитель: Каждое путешествие имеет свое начало. У нас также намечена точка отправки. Посмотрите на координаты и определите, откуда начинается наше путешествие.Определение учащимися координат по карте Южной Америки: 74 з. д. 4 ю. ш.Учитель: Охарактеризуйте этот пункт, что он собой представляет?6. Беседа об Амазонке с элементами работы с картой, слайдами, контурными картами1) Рассказ «История названия Амазонки».2) Характеристика реки Амазонки, заполнение контурных карт.- Какова длина Амазонки? (6437 км.)- Отправляемся к истоку Амазонки. Найдите его на карте.Только что вернувшаяся из экспедиции группа бразильских ученых сообщила о географической сенсации – истоки великой реки Амазонки находятся вовсе не там, где считали ранее, и длина этой реки оказалась около 6800 километров. Это означает, что Амазонка теперь не только самая полноводная река с самой большой в мире площадью водосбора, но и самая длинная в мире река.- А теперь отправимся вниз по течению. Что вы можете сказать о реке?Ответы детей.- В среднем течении, где мы сейчас находимся, ширина реки составляет 5 км.- Амазонка – самая полноводная река в мире. Почему?Ответы детей.- Река находится в экваториальном поясе, какое она имеет питание и режим?Ответы детей.- На какую реку похожа Амазонка? (Конго.)- Мы плывем в сторону устья реки. Куда впадает река?Ответы детей.- Устье Амазонки было открыто испанцем Висенте Яньесом Пинсоном в 1500 году. Он назвал Амазонку рекой Святой Марии пресного моря (за десятки километров от берега вода была пресная). Она впадает в Атлантический океан – устье шириной 320 км, глубина 90 метров, здесь Амазонка кажется морем: стоя на одном берегу, невозможно увидеть другой (демонстрация снимка из космоса).- Только разновидностей рыб в Амазонке около 2000 (слайды, сообщения детей).3) Просмотр слайдов «Животный мир Амазонки».Учитель: В Амазонке водится, например, рыба пираруку, или, как ее еще называют, гигантская красная рыба. Отдельные ее экземпляры имеют длину около 5 м и весят до 200 кг! Тяжелое и массивное тело этих рыб у головы окрашено в зеленоватый, а ближе к хвосту в ярко-красный цвет. Охотятся на нее со стрелами и острогами.Интересно, что здесь же водятся и самые маленькие рыбы во всем мире – пестро окрашенные гуппи, да и другие аквариумные рыбки.И все же самые знаменитые рыбы Южной Америки – пираньи. Это очень опасные рыбы, в длину достигающие всего 30 см. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Пираньи всегда нападают стаей. Привлеченные любым всплеском воды или почуяв кровь, они тотчас бросаются на любое существо, осмелившееся войти в воду. Стая этих «рыб-волков» способна за несколько минут съесть быка.Здесь обитают и другие хищники: скаты-хвостоколы, вооруженные острыми шипами, наполненными смертельным для человека ядом; электрические угри, которые могут «угостить» врага разрядом в 600 вольт, крокодилы-кайманы, а также маленькие рыбки канеру величиной с палец, способные залезать в тела животных и людей.В тихих заводях реки произрастает интересное растение – кувшинка виктория-регия. Округлые листья ее имеют диаметр до 2 м, мощные перепонки делают лист очень прочным, способным выдержать вес до 50 кг.7. Групповая работа учащихся «Описание рек по плану», заполнение контурных карт. Показ слайдовУчитель: А теперь давайте разделимся на две экспедиции и проведем небольшое исследование. Первая экспедиция отправляется на реку Ориноко, обязательно доберитесь там до водопада Анхель, вторая экспедиция – на реку Парану, вы посетите водопад Игуасу.У нас виртуальное путешествие, но мы должны выполнять правила, поэтому добраться до нужного пункта необходимо по рекам.Работаем по плану описания реки, сразу заполняем контурные карты.Самостоятельная работа групп.Итак, слушаем группы (выступления учащихся).Материалы для экспедиции №11. Ориноко – на севере материка.2. Исток: юго-западная часть Гвианского плоскогорья.3. Устье – залив Пария Атлантического океана.4. На запад, на север и, наконец, на северо-запад.5. Питается в основном за счет сезонных (большей частью летних) дождей.6. Субэкваториальный климат, выраженная сезонность климата, бурные летние половодья и резкий зимний спад.7. На границе Венесуэлы и Колумбии.8. В переводе с индейского ее название так и звучит – «Река».Материалы для экспедиции №21. Парана – в юго-восточной части.2. Исток при слиянии рек Паранаиба и Риу-Гранди на Бразильском плоскогорье.3. Устье – залив Ла-Плата, бассейн Атлантического океана.4. На Бразильском плоскогорье – порожистая, есть водопады, потом спокойная на Лаплатской низменности.5. Дождевое питание.6. Выражена сезонность режима, находится в зоне субэкваториального климата, влажный сезон дождей приходит с экваториальными воздушными массами, а сухой с тропиков – реки мелеют.7. В Аргентине, Парагвае, Бразилии.8. На языке индейцев гуарани переводится как «большая река», также существуют версии происхождения от слова «паранапано», что означает «река несчастья», или от индейского слова, означающего «мать моря».- А как используются реки? (Судоходство, рыболовство, ГЭС.)- Что вам известно о водопадах?8. Беседа с демонстрацией фильма о водопаде АнхельУчитель: Экспедиция №1 привезла нам видеосъемку водопада Анхель, самого высокого водопада в мире, который находится на притоке реки Ориноко.9. Беседа с демонстрацией фильма о водопаде ИгуасуУчитель: Экспедиция №2 привезла нам информацию о другом водопаде. Они побывали на реке Паране и видели водопад Игуасу.10. Беседа об озерах Южной Америки, доклады детей, демонстрация слайдов11. Рефлексия – этап закрепления темыУчитель: Продолжите эти предложения:1. Сегодня я узнал…2. Было интересно…3. Было трудно…4. Мне запомнились задания…5. Я понял, что…6. Я научился…7. Меня удивило…8. Урок дал мне для жизни…9. Мне захотелось…12. Домашнее задание: работа в контурных картах, отметить реки с притоками, выучить словарные слова по теме №43.Интернет-ресурсыhttp://ru.wikipedia.orghttp://lifeglobe.nethttp://planetashkol.ruhttp://bse.sci-lib.com/articleЕлена ЗИНАТУЛЛИНА, учитель географии средней школы села Рощинский Стерлитамакского района Республики Башкортостан, участница XIII конкурса «Сто друзей»
Комментарии