search
main
0

Самоуправление – школа лидерства для студента. Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ

Принципиально важным для участников конференции было выступление директора Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Алины ЛЕВИТСКОЙ. Дело в том, что нынче пока еще не прояснен статус органов студенческого самоуправления, которые в некоторых вузах рассматриваются как замена студенческих профсоюзных комитетов. Алина Афикоевна попыталась внести ясность в эту ситуацию.

– Одна из форм реального вовлечения студенчества в становление гражданского общества, реального становления личности молодого человека как субъекта гражданского общества – студенческое самоуправление. В преддверии Всероссийской научно-практической конференции мы неоднократно на обсуждениях различного уровня сталкивались с такой позицией: студенческое самоуправление – «мертворожденное дитя» административного ресурса, невостребованное в современном российском вузе, да и вообще это орган, никогда особо не влиявший и не влияющий на жизнь российского студенчества. Поэтому принципиально важен небольшой экскурс в историю.

Студенческое самоуправление, конечно, не в том виде, в каком оно существует сейчас, сформировалось с появлением собственно студенчества, то есть с появлением в России высших учебных заведений. Первые прообразы студенческого самоуправления стали появляться в Московском и Санкт-Петербургском университетах. При этом главным образцом для активного студенчества того времени были университеты Германии, где объединения студентов для решения различных проблем в жизни стали уже привычным делом.

Инициатива создания первых органов студенческого самоуправления (к ним относятся прежде всего научные общества) принадлежала как студентам, так и преподавателям. Причем органы студенческого самоуправления создавались как на основе самоорганизации, так и на основе соуправления.

Историки Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова считают, что студенческое самоуправление зародилось 13 марта 1781 года. Тогда было создано научно-просветительское общество Собрания университетских питомцев под покровительством куратора и ректора Московского университета Михаила Матвеевича Хераскова.

В эпоху царствования Александра I в России появилась новая форма объединения студенчества – корпорация – для регламентации студенческой жизни, проявления студенческой самостоятельности и самодеятельности. Студенческие корпорации существовали как бы полуофициально, так как никто их деятельность не запрещал, но никто и не регламентировал.

В эти годы формируется и новая фора участия студентов в управлении учебным процессом – конвент. Это собрание представителей корпорации с участием профессорского состава для обсуждения в том числе и студенческих дел.

Следующий этап подъема студенческого движения наблюдается в конце ХIХ – начале XX века. Важную роль в этом процессе сыграло закрепление принципа автономии высшей школы, оставшегося непоколебимым до 1917 года. Продолжали действовать студенческие землячества, корпорации, ассоциации студенчества, различные организации, пропагандировавшие нравственное, духовное, физическое воспитание молодежи. В высших школах действовали научно-просветительские общества, центры, во многих вузах были созданы студенческие организации, занимающиеся обустройством быта и досуга студентов, студенческие театры, активно развивался институт старост.

Признаки, присущие студенческому самоуправлению того времени, – демократический порядок проведения выборов в общеуниверситетский и факультетский советы, обсуждение и разрешение совместно с профессурой вопросов учебного процесса, непрепятствование со стороны администрации вуза самостоятельному решению внеучебных вопросов – не потеряли актуальности и сегодня.

В июне 1900 года состоялся первый общероссийский съезд студенческих организаций учебных заведений России при активном участии представителей Московского университета. После съезда деятельность студенческих организаций была существенно упорядочена и структурирована, появились новые модели самоорганизации студентов:

– органы хозяйственного студенческого самоуправления, похожие на современные профсоюзные организации. Их целью было решение проблем университетских столовых, общежитий, кооперативов, то есть организация быта студентов, а также их досуга;

– студенческая милиция – прообраз современных отрядов охраны правопорядка;

– студенческие «сходки» – общие собрания всех студентов университета;

– кассы и комитеты взаимопомощи при студенческих советах, корпорациях, землячествах.

Кроме того, складывалась традиция наставничества.

После 1917 года происходит ликвидация существующих органов студенческого самоуправления, формируется принципиально новая система студенческой политики.

В целом период с 1917-го по 1940-е годы можно охарактеризовать как быстрое угасание какого бы то ни было самоуправления в высшей школе. Все вопросы работы со студенческой молодежью были переданы созданному в 1918 году Российскому коммунистическому союзу молодежи (РКСМ). Единственной важной позитивной вехой этого периода стало возрождение с середины 30-х годов традиции научно-просветительских обществ.

С 40-х годов прошлого столетия начинается этап демократизации студенческой политики. Налаживается деятельность научных кружков, иных организаций, продвигающих студенческую науку. В конце 50-х годов активно развивается движение студенческих строительных отрядов, создаются студенческие советы, комитеты, занимающиеся интернациональным воспитанием, охраной природы, другими направлениями деятельности. В целом была построена так называемая «мобилизационная модель» управления молодежью, в том числе студенчеством, в рамках ВЛКСМ. Было ли это студенческим самоуправлением? Думаю, да.

Важным этапом в развитии студенческого самоуправления стало принятие в 1987 году совместного Постановления ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и Государственного комитета по народному образованию «О первоочередных мерах по развитию студенческого самоуправления». В нем говорилось о необходимости введения в состав ученых советов представителей студентов, о важности участия студентов в управлении вузом, в составлении расписания занятий, в распределении стипендий и так далее. В 1989 году в Горьковском государственном университете имени Лобачевского прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Пути развития студенческого самоуправления», в газете «Горьковский университет» начинает формироваться банк данных студенческого самоуправления.

1989 год – год проведения I Всесоюзного студенческого форума, на котором много внимания уделялось вопросам развития студенческого самоуправления и консолидации студенчества. После распада комсомола студенческая жизнь затихла. Из вузов «ушли» комитеты комсомола, а вместе с этим прекратили свою деятельность органы студенческого самоуправления, которые до 90-х годов всегда были тесно связаны с комсомолом.

С середины 90-х годов прошлого века вновь возрастает актуальность студенческого самоуправления. Это было связано и с происходящими в обществе демократическими преобразованиями, и с провозглашением в федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» права студентов на участие в управлении учебным заведением, и с ростом общественной активности студенчества. Поиск наиболее эффективных моделей самоуправления с учетом модернизации российского высшего образования, предоставления долгожданной автономии вузам вновь стали предметом пристального внимания студенчества. Таким образом, современный этап развития студенческого самоуправления основывается как на традициях дореволюционной эпохи и советского периода, так и на новых тенденциях развития российского общества.

Студенческое самоуправление сегодня разнообразно по своим формам и содержанию. Это и общественные объединения, и профсоюзы, и студенческие советы, комитеты, ассоциации, клубы, отряды. Широко представлен в вузах институт старост, студенческие деканаты, центры, научные общества, студенческие правительства и парламенты, думы, братства и многие другие общественные организации. У студенчества сегодня есть все возможности сделать самостоятельный выбор оптимальной формы самоуправления в вузе. Подтверждение этого – проводимый Министерством образования и науки уже в течение пяти лет Всероссийский конкурс моделей организации студенческого самоуправления, наглядно демонстрирующий всю палитру его форм. Ежегодно по итогам конкурса лауреатами и дипломантами становятся разные модели студенческого самоуправления.

По данным опроса, проведенного в рамках программы «Развитие студенческого самоуправления» в 2006 году, среди 326 вузов 233 имеют студенческие советы, 140 – студенческие общественные объединения, иные формы общественной самодеятельности.

Руководители органов студенческого самоуправления в 70% вузов – студенты и аспиранты. Многие из бывших руководителей органов студенческого самоуправления сегодня стали лидерами в разных сферах. Многие занимают должности в органах государственной власти всех уровней, многие остались в стенах вузов, продолжая свою профессиональную или управленческую карьеру. Лидер студенческого самоуправления – это всегда востребованный специалист, обладающий не только профессиональными, но и управленческими навыками. Более того, школа студенческого самоуправления – школа демократического лидерства, школа становления будущих лидеров для разных сфер политической и социально-экономической жизни общества. Таким образом, студенческое самоуправление – реальный факт, с которым не могут не считаться и органы государственной власти, и администрации вузов. Было бы непростительной ошибкой видеть в нем структуру, противостоящую администрации вузов. Совместными усилиями нам необходимо создавать условия, когда органы студенческого самоуправления становятся реальными партнерами администрации в решении всех вопросов, касающихся соблюдения прав студентов. Министерство образования и науки РФ уделяет и в дальнейшем будет уделять большое внимание реализации именно такого подхода в развитии ССУ.

Вместе с тем мы против административного давления на процесс создания органов студенческого самоуправления, ведь это институт, появление и становление которого в каждом вузе зависит от инициативы субъектов ССУ – собственно студенчества. Формы проявления студенческой инициативы, как мы убедились, могут быть разными. Наша задача – поддержать вариативность форм, создать условия для их равноправного функционирования, такие условия, при которых жизнь и преподавателя, и студента в вузе разворачивалась бы в пространстве, воплощающем истинные ценности демократического общества.

Но мы рассматриваем студенческое самоуправление не только в контексте формирования демократического пространства внутри вуза. ССУ – это реальная форма формирования социальной активности студенчества, включения студенческой молодежи в социум, в социально значимую деятельность. В этом отношении студенческие сообщества во всех формах – важный механизм реализации Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2006 году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте