Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Самородок

Учительская газета, №02 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

Задача учителя – создать образовательное пространство

Признаюсь, новость о том, что мой земляк, нижегородец Дмитрий Комиссаров, учитель физики школы №5 города Лыскова, вошел в пятнадцать лауреатов, меня удивила. Дмитрий казался мне совсем молодым педагогом, скорее дебютантом, чем профессионалом, способным делиться опытом, а только такие, по моему мнению, достойны звания лауреата. Почвой для сомнений послужило личное знакомство с нижегородскими учителями – конкурсантами прошлых лет. Кто-то из них представлял нашу область во всероссийских финалах, кто-то не удостоился такого права, получив призовое, но не первое место в региональном этапе. На мой взгляд, все они были профессионалами с большой буквы, но ни одному из них не удалось покорить серьезную высоту, которая легко, словно играючи, далась Комиссарову.

Дмитрий КОМИССАРОВ знает, как удивить учеников

Конечно, успех участника «Учителя года» зависит не только от него самого, он складывается из многих факторов, в том числе от опыта, который наработали специалисты, готовящие конкурсантов из регионов к всероссийскому состязанию. Методисты из Нижегородского института развития образования давно мечтали о победе, прикладывали массу усилий к тому, чтобы представляющие Нижегородскую область учителя выглядели достойно, и результат не заставил себя ждать: первого за много лет успеха добился Сергей Лебедев, финалист прошлого года. Он тоже молодой учитель, но его педагогический стаж на момент конкурса составлял 8 лет. А тут победа достается учителю, проработавшему всего 3 года, а если говорить о победе на региональном этапе, то даже меньше – два с половиной!

Думаю, на моем месте любой человек, внимательно следящий за конкурсом, усомнился бы в справедливости жюри.

Но, когда я познакомилась и поговорила с Дмитрием лично, мои сомнения развеялись. В свои 25 лет он производит впечатление не просто взрослого, но даже зрелого человека, много размышлявшего о профессии, имеющего и опыт преподавания, и (что редкость чрезвычайная) опыт анализа педагогических побед и поражений. Кроме того, обратил на себя внимание целостный взгляд Дмитрия на сущность сегодняшних процессов в образовании и действенный и конструктивный подход к решению непростых задач.

Комиссарова, как большинство физиков, отличает особый, системный, тип мышления, но дело еще и в другом – в искренней заинтересованности, в неравнодушии к происходящему, в глубине погружения в профессию. Да, по Дмитрию сразу видно, что он не случайно пришел в педагогику, что в образовании он всерьез и надолго. И не удивлюсь, если узнаю через некоторое время, что он создал свою собственную школу, возможно, дистанционную, чтобы воплотить в жизнь свои взгляды, идеи и замыслы.

Уже сейчас Дмитрий делает к этому вполне определенные шаги. Во-первых, он создал канал на Ютьюбе – это видеоуроки и эксперименты для школьников, которые занимаются физикой углубленно. Создавал его для своих учеников, но вскоре обнаружил, что количество посетителей и просмотров давно перевалило школьный уровень, популярность видео с каждым днем продолжает расти. Во-вторых, Дмитрий уже сейчас без отрыва от работы получает второе образование – осваивает тонкости организационного дела в образовании. И хоть учеба требует огромной сосредоточенности, сил и времени, не собирается отступать от намеченного.

Ездить на занятия Дмитрию приходится за много километров от дома, но это еще не все. На самостоятельную работу тоже нужно выделить время. А в школе он ведет две ставки (не от жадности, а в силу производственной необходимости) и ко всем своим урокам считает за правило готовиться серьезно. Сам с себя спрашивает со всей строгостью. И потому что с самого начала задал себе высокую планку, и потому что знает, как нужно вести уроки, чтобы дети понимали и любили физику. Кроме того, он был на всероссийском финале и видел, как работают настоящие профессионалы:

– Для меня самым большим открытием на конкурсе были урок и мастер-класс Павла Красновида. Он на многих произвел неизгладимое впечатление. А потом, уже вернувшись домой и дождавшись, когда уроки всех участников выложат в Сеть, стал с жадностью их смотреть. Это ни с чем не сравнимая школа мастерства. Мне кажется, что если бы все учителя, работающие сегодня в школе, посмотрели хотя бы пятую часть того, что выложено, у нас была бы другая школа. Заметно выросли бы и уровень, и качество образования. Учителя просто не смогли бы уже работать по накатанному шаблону, как привыкли работать много лет. Они бы не уставали от монотонного и неблагодарного труда, потому что ежедневный педагогический поиск дарит человеку драйв и энергию. И точно знаю: ученики, которые видят заинтересованность педагога, по-другому относятся и к предмету, и к учителю. Они заряжаются его энергией.

К слову, в кабинете Дмитрия Комиссарова стоит интерактивное наглядное пособие – велосипед с генератором. Ученики крутят педали и сразу же видят результат. Учитель физики решил направить неуемную энергию подростков в мирное русло – на подзарядку телефонов или освещение класса.

Комиссаров знает, как удивить учеников. В запасе у него, как у заправского иллюзиониста, множество интересных и эффектных опытов. Ученики Дмитрия Николаевича признаются, что часто не знают, что их ждет на уроке. Это может быть путешествие на машине времени в 470 год до нашей эры или эксперимент по изготовлению настоящего мороженого из сливок с помощью жидкого азота. При этом дети не только смотрят, но и нередко сами участвуют в эксперименте. Сами выдвигают гипотезы и делают выводы. Вот лишь один пример: педагог просит класс закрыть глаза, а в это время один из учеников чистит апельсин. Ученики распознают запах цитрусового и делают вывод о том, что молекулы находятся в движении…

Технологии? Да, несомненно. Они много значат, и их можно освоить. Учитель не должен ими пренебрегать, так считает Дмитрий Николаевич, но сразу же делает оговорку: на одних технологиях сегодня не уедешь.
– Да, дети другие, они не станут долго и внимательно слушать учителя, который ничем, кроме мела и тряпки, на уроке не пользуется. Но не стоит технологии ставить во главу угла и тем более делать из них фетиш. Роль учителя – направлять и вдохновлять учеников, создавать для них особое образовательное пространство, ставить перед ними неожиданные задачи. Но для того, чтобы вдохновить и направить, нужно заинтересовать детей самим собой, своей личностью. Без знания предмета, без любви к нему, без уважения к детям интерес не вызвать. Личность учителя важнее технологии, я в этом убежден, – говорит Комиссаров.

Не могу не согласиться с Дмитрием Николаевичем и не порадоваться за него и его учеников – мало к кому так рано приходит понимание сути процесса преподавания. И да, я вынуждена после этого признать, что Комиссаров – самородок.

Но в том, что он решил реализовать свой талант именно в педагогике, мы должны поблагодарить его коллег – учителей школы, в которой он учился и работает, и особенно троих людей: его маму Ирину Васильевну, учителя технологии, учителя физики Любовь Евгеньевну Панину и Геннадия Ивановича Турлаева, физика и первого директора 5‑й школы. Директора, которого знали и уважали все в городе. У него Комиссаров учился не только физике, но и многому другому – ответственности, преданности избранному делу, уважению к коллегам и ученикам. Кажется глубоко символичным, что Комиссаров работает в том же кабинете физики, где когда-то сам учился у Геннадия Ивановича. Так же, как раньше Турлаев, Комиссаров живет школой, у него так же не бывает выходных, точно так же, вплоть до глубокого вечера, его можно найти в классе.

Да, семьи у моего героя пока нет, и это, как ни парадоксально звучит, спасает. Если бы была семья, ему пришлось бы разрываться между школой, женой и детьми. Сейчас у него две ставки и денег хватает, но если он будет не один, то трудно представить, какую нагрузку придется взваливать на себя.

– Я думаю об этом с тревогой. Денег нужно будет намного больше, но я вижу, что в школе их не заработать. Невозможно работать качественно, имея большое количество часов. Я уже сейчас это прекрасно чувствую. Учитель, выбирающий качество, неминуемо теряет в зарплате. Но что делать, когда появится семья? Выхода на сегодняшний день всего два: уходить из профессии или уезжать из родного города в столицу. Потому что только там учителям платят так, как они того заслуживают. Но я никогда не хотел уезжать из родного города, где живут мои близкие, все, кого я люблю, с кем мне интересно. Почему я должен уезжать?

На мой взгляд, это самая серьезная проблема, которую пока не решает ни один из объявленных нацпроектов. Среди них много хорошего, правильного и нужного. Например, проект «Учитель будущего» – он очень своевременный, прекрасно продуман в теории. Но он не будет работать, если не решится основной вопрос – адекватной оплаты адекватной нагрузки. То, что учителя сегодня получают за две ставки, они должны получать за одну. И тогда у них останутся силы и время на совершенствование и профессиональный рост, на чтение книг и освоение технологий, на поддержание здоровья и профилактику выгорания, на общение со своими детьми, на поездки, походы и театры, на то, чтобы почувствовать себя не загнанной лошадью, а уважаемым человеком.

– А насколько качественна, на ваш взгляд, нынешняя подготовка учителей физики? – я не могла не задать этот вопрос Дмитрию, поскольку все знакомые мне учителя физики со стажем в один голос говорят о недопустимо низком уровне приходящих в школу выпускников.

– По окончании школы я подал документы в три вуза: в классический, технический и в пед. По баллам проходил везде. Но, работая в июле по совету мамы вожатым в загородном лагере, получил возможность убедиться, что педагогика – мое призвание. В итоге выбрал Университет имени Минина, бывший педагогический. Преподавание у нас было на уровне, и кто хотел, физику узнал. Беда в другом: нас поступало 24 человека, осталось к выпуску всего 8. А в школу пошли только трое. Можно ли тут жаловаться на качество, если даже количество говорит само за себя?

И все-таки, если вдуматься, возможно, такой фильтр не так уж плох. Если в школу придут такие самородки, как Дмитрий Комиссаров, и не придут равнодушные, боязливые и не слишком увлеченные, то, может, это уже хорошо? Может, это маленькая победа?

Но теперь нужно подумать о том, как такие кадры не потерять!

Вера КОСТРОВА, Лысков, Нижегородская область


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt