Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Самая счастливая

Учительская газета, №03 от 21 января 2020. Читать номер
Автор:

История об историке, которая могла стать филологом и даже математиком или физиком

С учителем истории и обществознания Николаевской школы Елизовского района Камчатского края Викторией Борисовной СКРИПНИКОВОЙ мне удалось пообщаться в промежутке между испытаниями конкурса «Учитель года России»-2019, который проходил в Грозном в конце сентября. Тогда она еще не знала, что попадет в «пятнашку», а потому чувствовала себя, как и все остальные ее соратники, – верила в себя и надеялась на лучшее. В школе она работает вот уже почти 10 лет, причем преподавать начала, еще будучи студенткой социально-экономического факультета Камчатского госуниверситета имени Витуса Беринга. Что интересно, она вполне могла бы стать филологом или даже математиком, состоявшись в этой профессии так же успешно, как и в преподавании истории. Но жизнь сложилась именно так, как есть. И в этой статье (своеобразной анкете) я попробовал набросать портрет педагога в красках самых ярких воспоминаний и впечатлений.

– Самый яркий педагог, который повлиял на вас?
– Моя классная руководительница Наталья Николаевна Райхлина, учитель русского языка и литературы. Она привила любовь и к литературе, и к языку, и к педагогике. Мы по праву считаем ее нашим другом и наставником. Наталья Николаевна взяла нас в 5‑м классе и довела до выпуска, мы были ее первыми детьми и выросли с ней, поэтому она стала нашей второй мамой, старшей подругой. Я поступала в Камчатский госуниверситет сразу на три специальности – «история», «история и социальная педагогика», «русский язык и литература». Но решила все-таки выбрать историю во многом потому, что это гуманитарный предмет. Что интересно, помимо этого я дополнительно окончила заочную физико-математическую школу, получила свидетельство. Математика мне тоже нравилась, и вообще я считаю, что она сильно связана с историей, там много логики, причинно-следственных связей. Математика и физика потом мне очень помогли в университете, там была «вышка», сдавали экзамены. И сейчас я понимаю, насколько много вокруг нас математики и физики, взять хотя бы ремонт. Но все это только благодаря тому, что стремление к знаниям всем нам помогла привить наш самый классный классный.

– Самый замечательный вузовский преподаватель?
– Их было много, и у каждого своя изюминка. Например, Ольга Владимировна Осокина, у которой я писала дипломную работу по истории Древнего мира. Или Татьяна Владленовна Воробьева, наш декан, замечательный педагог, преподаватель по истории России. А еще, конечно же, Ирина Александровна Ильина, нынешний декан истфака, она могла разложить по полочкам все так, что ни у кого не оставалось вопросов. Эти люди оказали на меня огромное влияние, и во многом благодаря им я уже на пятом курсе решила начать преподавать.

– Самый увлекательный вузовский предмет?
– История России, которую мы начали изучать на 3‑м курсе. Это было время открытий, потому что в школе все это я если и читала, то не понимала, а тут материал преподнесли так интересно, что захотелось все перечитать и ознакомиться заново. Каждый семинар и лекция были насыщены множеством удивительных открытий. Это была сильная мотивация для всех нас! Сегодня учебники и программы меняются с такой скоростью, что всегда надо знать гораздо больше, чтобы понять логику изменений. У нас сложная ситуация – учебники в разделе зарубежной истории перенасыщены фактами и информацией, нам приходится сокращать, давать выжимки, потому что прочитать 10 страниц одной темы ребятам сложно. А с историей России, наоборот, времени не хватает, поэтому я всегда добавляю то, чего нет в учебнике, ведь это наша история! Благо что программа позволяет это сделать.

– Самый первый урок?
– На пятом курсе я преподавала в политехническом техникуме. И именно тогда я впервые ощутила себя полноценным учителем. Жутко боялась, ноги тряслись. Студенты – молодые люди в форме, аудитория огромная, 2 или 3 группы. Очень страшно! 45 минут тянулись вечность. Я рассказала им все, что знала, а времени до конца занятия оставалось еще много. Боялась, что начнут спрашивать, а я не смогу ответить, что не сумею наладить дисциплину. Но после первого занятия поняла: мне это вполне по силам!
А когда я пришла в школу, сразу дали 10‑й класс. Но мне уже не было страшно, ведь я считала себя достаточно опытной. Поэтому на уроке я просто поймала кайф от преподавания. Вообще мне сложно выйти из этого ощущения даже на перемене, я продолжаю общаться с детьми, что-то им отвечаю, рассказываю. Этот драйв мне очень нужен! Но, к сожалению, жизнь наша – это и унылые будни. В школе вообще очень важно ощущение команды, понимание, что ты не один и вы все выполняете одно дело. Мы все вместе отдыхаем, ездим на мероприятия. У нас небольшая школа, всего 280 детей, работаем в две смены. Энергию я получаю от общения с коллегами и учениками. Но я не только беру, я отдаю. И это взаимно обогащает. А еще помогают моя семья, муж, дочь.

– Самый яркий ученик?
– Один из самых ярких учеников – Валера Чудаков. Он учился в том самом 10‑м классе в начале моей педагогической карьеры. Очень умный и грамотный парень, всегда рассуждал по-взрослому, и мне было непривычно слышать такие рассуждения из уст юноши, который ненамного моложе меня. Мы до сих пор общаемся с ним, теперь он офицер Российской армии, окончил училище и вернулся на Камчатку. А еще мои прошлогодние выпускники, творческие ребята: одна решила стать актрисой, другая – врачом, третья пошла в педагогику, в общем, это был замечательный выпуск. И мне совсем не важно то, что они не пошли по моим стопам и не стали историками. Для меня главные качества в них – человечность, умение сопереживать, сочувствовать, дружить, это самое важное в жизни. И если ученик обладает этими качествами, мне все равно, как он успевает по истории.

– Самый негативный персонаж среди учеников (можно без имен)?
– Даже не знаю… Мне с плохишами и хулиганами почему-то всегда удавалось найти общий язык. Пусть они не успевают по моему и другим предметам, но ведь есть темы, интересные для каждого, и есть возможность найти точки соприкосновения. Нет, конечно, я знаю, что бывают очень вредные ученики, но, к счастью, конкретно у меня таких не было. Если школьник хорошо себя ведет, никогда не позволяет срывать урок, не мешает мне рассказывать, а одноклассникам – слушать материал, то как я могу считать его плохим? Тем более если я его о чем-то попрошу, и он всегда сделает это. Наверное, все потому, что у нас маленькая школа и в поселке все на виду, тут сложно быть плохим.

– Самый счастливый день?
– День рождения моей дочери Маргариты. Ей недавно исполнилось 5 лет.

– Самое сложное в профессии учителя?
– Вторая смена. Это сложно и для меня, и для моих учеников. Не знаю, как решить эту проблему… Но это частности. А в целом, если честно, не могу сказать, что что-то мне мешает жить. Ученики отличные, родители у них хорошие, неконфликтные, всегда помогают, администрация просто суперская. Разве что учебники по истории… А вот что касается ФГОС… Не знаю, почему его ругают, в нем много хорошего, можно найти все, что нужно. Даже ЕГЭ с ОГЭ не являются проблемой, надо просто работать хорошо в течение всего года, и все будет отлично. Дети сдают, никто не жалуется. И это притом что у моих учеников нет репетиторов, в селе их трудно найти, а заказывать из города накладно.

– Самое привлекательное в конкурсе «Учитель года»?
– Общение с другими педагогами! Каким бы хорошим ни был коллектив в школе, все-таки всегда хочется поговорить с кем-то еще, особенно если эти кто-то – люди из самых разных регионов. Специфика Камчатки в том, что здесь люди варятся в собственном соку и очень ценят, если им выпадает возможность выехать куда-нибудь еще, увидеть другие города и школы.

Напомню, что тема конкурсного эссе – «Учитель и ученик растут вместе». Я написала, что сама должна развиваться, стремиться к саморазвитию. И дети мои тоже стремятся вслед за мной, они помогают мне, переживают за меня. Поэтому конкурс я восприняла как возможность выйти за пределы доступного и получить отличный стимул для развития. Я хотела стать финалистом конкурса – и стала! А теперь я даже не знаю, чего хочу… Было бы неплохо войти в «пятнашку».

– Самое сложное конкурсное испытание?
– Наверное, оно еще впереди (если повезет). Для меня это «Образовательный проект», потому что тут все зависит не только от меня, а от всей команды, как получится сработаться. В своем коллективе я хорошо себя чувствую, а вот тут пока неизвестно, что будет. А из того, что было, это эссе. Очень волнительно услышать тему и тут же начать писать! Возрождаются детские страхи – написать что-то совсем не то, совершить ошибку… И пришлось сильно напрячься. Не могу сказать, что своими размышлениями я хотела удивить людей, мне важно было найти образ мысли и запечатлеть его на бумаге. По-моему, получилось неплохо, если судить по баллу, который я заслужила.

– Самые яркие впечатления от Грозного?
– Очень красивые мечети, невероятная подсветка! Умиротворение и гармония после нескольких минут пребывания там. Этого мне очень не хватало на конкурсе, и именно это я здесь получила. Никогда не была на Кавказе, тем более приятно найти здесь столь замечательных людей.

– Самое удивительное на конкурсном уроке?
– Я практически не волновалась! Мне казалось, что буду переживать, но стоило произнести первую фразу, как все пошло просто отлично. И урок пролетел, будто за минуту. А дети – просто чудо! Это же очень хорошо, когда ученики стремятся ответить, причем они все говорили по делу, очень здраво рассуждали. История – наука, где нужно уметь излагать свои мысли, в том числе вслух. А они это умеют делать, чувствуется, что их этому здорово научили. Я бы могла с ними общаться не только 35 минут, но и два урока, если бы дали возможность.

– Самое странное и непонятное на конкурсе?
– Уроки по 35 минут. Почему именно столько? Ведь в жизни они длятся 45 минут. А в остальном все вроде бы хорошо продумано и выстроено, нареканий нет. И вот этот ваш вопрос тоже непонятен!

– Самый яркий человек на конкурсе?
– Мне очень понравился урок моего коллеги Саши Мамаева из Омской области, у него был просто шикарный урок! В плане содержания это «пять»! А на юбилейном вечере «Учительской газеты» было много ярких людей, мэтров педагогики, хочется их слушать, слушать, слушать. Парамонов, Заруба, Шагалов, Нянковский… Каждый уникален, неповторим. Вообще для меня главный критерий качества деятельности учителя на любом уроке, не важно, по какому предмету, – это умение учителя находить общий язык с детьми (или с залом, в широком смысле этого слова), сделать так, чтобы они заинтересовались предложенной им темой, захотели ее копать. И еще важна рефлексия, чтобы дети поняли, что они к концу урока усвоили и для чего это им нужно.

– Самое заветное желание?
– Выплатить ипотеку.

– Самый неприятный вопрос.
– Про самого плохого ученика и негатив от работы.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
  • Пока не знаю, надо изучить систему 55%
    110 голосов 55%
    110 голосов - 55% из всех голосов
  • Нет 31%
    61 голос 31%
    61 голос - 31% из всех голосов
  • Да 14%
    28 голосов 14%
    28 голосов - 14% из всех голосов
Всего проголосовало: 199
Ноябрь 25, 2020 - Декабрь 1, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt