search
main
Топ 10
Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков «Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы
0

Сам себе Станиславский. или Эмоциональный напалм

Японский режиссер Тадаси Судзуки изобрел собственный театральный метод. Через долгие, специально изобретенные мэтром тренинги артисты учатся преобразовывать свою биологическую энергию и мощным эмоциональным напалмом выплескивать ее в зрительный зал. Важны не переживания актера, не то, как он вживается в ситуацию пьесы, сочувствует или нет своему герою. У Судзуки играет роль лишь то, сколько эмоциональных и психологических килоджоулей, незримых единиц энергии удалось накопить исполнителю. Приступая к репетициям шекспировского «Короля Лира» в МХТ им. Чехова (именно так с нового сезона называется легендарный МХАТ), Судзуки, конечно, сильно рисковал: поймут ли его метод здесь, в колыбели системы Станиславского?

Все роли, в том числе и женские, в новом «Короле Лире» исполняют мужчины, облаченные в парадные японские одежды. Большой привет от театра Кобуки. Саму пьесу с присущим Востоку безжалостным минимализмом изрядно сократили, почти в два раза. Впрочем, оставшихся полутора часов вполне достаточно, чтобы понять (а уж принять или не принять – личное дело каждого) главную мысль режиссера: окружающий мир – огромный сумасшедший дом, а все мы – нравится нам это или нет – его обитатели.

В центре сцены в инвалидной коляске – больной, помутившийся рассудком старик. Лохмотья, бессвязные речи, безумный взгляд – ничто не говорит о былом величии короля Лира. Даже его верный шут – уже и не шут вовсе, а равнодушная стареющая, занятая своими делами медсестра (скорее всего из породы тех, что с ненавистью, а может, и вовсе без всяких эмоций сообщают пациентам, мол, я за свою зарплату из дома не выйду!). Все происходящее за полтора часа сценического времени – всего лишь горячечные видения и оскорбленные старческие воспоминания, приправленные желчью и обидой. А что еще остается дряхлому, позабытому всеми старику в ожидании стремительно приближающегося конца? Только вспоминать, проклинать, злорадствовать и скорбеть. Он одинок и всеми покинут, но ведь он правитель, пусть и бывший, а для них иного исхода не предусмотрено. Но почему-то его совсем не жалко, ведь во всех творящихся вокруг ужасах он виноват больше всех. Гонерилья (Роман Кириллов) и Регана (Дмитрий Куличков) – всего лишь чванливые дуры, выясняющие свои далекие от политики отношения. Это Лир должен был предвидеть, отдавая им «полцарства». Должен был, но не предвидел. И не заслуживает он тех страшных жертв, которые приносит ему верный и преданный граф Глостер (Сергей Колесников). Впрочем, какой с Глостера спрос? Он слеп в своем обожании короля, а раз слеп, то и настоящие глаза ему ни к чему.

Пресловутые тренинги, а также поездка в Японию в театр Судзуки не прошли для русских артистов даром. Они приняли его метод, всячески стараются ему следовать, концентрируясь, надолго замирают на сцене в немыслимых сложных позах. Ярче всех, конечно же, блещет сам безумный король – артист Анатолий Белый. Ничто в этом бесноватом не напоминает искрометного героя-любовника Шервинского из «Белой гвардии» или шутника Меркуцио из «Ромео и Джульетты» Роберта Стуруа, блестящие работы Белого прошлого сезона. Полное, волшебное, мистическое перевоплощение. И кто бы там ни говорил о Японии, без Станиславского тут явно не обошлось…

Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте