search
main
0

Сайт как статья расходов. Интернет-представительство глазами бухгалтера

Тенденция последних лет сводится к тому, что буквально каждая организация стремится создать собственный сайт или web-страницу. Ведь, с одной стороны, это своеобразная визитная карточка, с другой – хорошая возможность рассказать об услугах, продвинуть свою продукцию на рынке и тем самым увеличить объем продаж. А вот с точки зрения бухгалтера, сайт и его сопровождение – это, конечно, в первую очередь траты фирмы, которые требуется правильно отразить в учете.

Прежде чем говорить об учете расходов на создание сайта, давайте сначала разберемся, что он из себя представляет. Для пользователя сайт – это набор интернет-страниц с текстом, рисунками, фотографиями, гиперссылками. Ну а для бухгалтера это, как минимум, два объекта авторского права: компьютерная программа и графическое решение. И в первую очередь возникает вопрос: как их учитывать – вместе или раздельно? Несмотря на то что таких элементов может быть несколько, в целях бухгалтерского и налогового учета они рассматриваются как единый комплекс. Поскольку по отдельности ни программа, ни дизайн не выполняют функции сайта.

В пункте 5 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» говорится, что основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации. Такой же подход к определению инвентарного объекта мы видим в пункте 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». То есть несколько объектов должны учитываться как единый комплекс, если они могут выполнять свои функции только в составе комплекса.

Таким образом, следует учитывать сайт как единый комплекс объектов авторского права. На это обращают внимание и налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 17.01.07 №20-12/004121).

Нематериальный актив

Предположим, организация получила на сайт исключительные права. В этом случае его нужно учитывать как нематериальный актив и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Но это при условии, что фирма собирается использовать сайт больше года и не планирует в дальнейшем продавать. Такова норма пункта 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», а также пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Первоначальная стоимость сайта формируется из расходов на его приобретение без учета НДС – как правило, это стоимость услуг фирмы-разработчика. Если же сайт создавался собственными силами, то в его первоначальную стоимость включается зарплата дизайнеров, программистов, материальные расходы. В стоимости также учитываются расходы на первичную регистрацию доменного имени.

В бухгалтерском учете все расходы на создание сайта накапливаются на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем в момент ввода в эксплуатацию переносятся в дебет счета 04 «Нематериальные активы». Проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных активов»

КРЕДИТ 60 (10, 70)

– отражены затраты на создание сайта;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных активов»

– сайт принят к учету как нематериальный актив.

В налоговом учете правила оценки нематериальных активов такие же, как в бухгалтерском. Его первоначальная стоимость формируется из расходов на приобретение или создание, а также доведение до состояния, пригодного к использованию (пункт 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ).

Амортизацию сайта как нематериального актива следует начислять, как обычно, с месяца, следующего за датой ввода объекта в эксплуатацию (то есть размещения сайта в Интернете).

Чтобы начислить амортизацию, нужно установить срок полезного использования, который в бухгалтерском учете определяется самостоятельно исходя из предполагаемого срока службы актива, а в налоговом – из срока действия патента, свидетельства или условий договора.

Если срок полезного использования определить невозможно, то в бухучете он принимается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации – это норма пункта 17 ПБУ 14/2000. А в налоговом учете соответственно 10 лет (пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ).

Поэтому, чтобы избежать проблем, необходимо предусмотреть срок использования сайта в договоре с разработчиком или в техническом задании. Тем более что и ПБУ 14/2000, и Налоговый кодекс РФ это позволяют.

Как известно, в налоговом учете для амортизируемого имущества, в том числе нематериальных активов, есть ограничение по минимальной стоимости – она должна быть более 10000 рублей. В бухучете ограничений по стоимости для нематериальных активов нет. При этом не следует путать их с основными средствами, так как пункт 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» позволяет малоценное имущество стоимостью не более 20000 рублей не амортизировать, а отражать в составе материально-производственных запасов.

Поэтому даже если ваш сайт в итоге оказался недорогим, не более 10000 рублей, в бухучете это все равно нематериальный актив, который необходимо амортизировать. А вот в налоговом учете затраты на создание «малоценного» сайта можно списать как прочие расходы в том месяце, когда сайт начали эксплуатировать (подпункт 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ).

В этом случае у вас появится налогооблагаемая временная разница по ПБУ 18/02:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчет по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77

– начислено отложенное налоговое обязательство.

В последующих отчетных периодах оно будет погашаться:

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчет по налогу на прибыль»

– погашено отложенное налоговое обязательство.

К сведению

Подтверждение исключительных прав на сайт

Исключительными правами на сайт фирма обладает в случаях, если он разработан собственными силами, то есть сотрудниками данной организации. Это значит, что его можно считать служебным произведением, исключительные права на использование которого принадлежат работодателю, если в договоре между работодателем и автором не предусмотрено иное. Так сказано в пункте 2 статьи 14 Закона РФ от 09.07.93 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

В качестве доказательства наличия исключительных прав фирма может предъявить трудовые и авторские договоры с сотрудниками, которые занимались разработкой сайта, а также служебные задания. Кроме того, фирма может поставить на главной странице сайта знак охраны авторского права (копирайт). Он состоит из трех элементов:

латинской буквы «С» в окружности;

имени обладателя исключительных прав, то есть наименования организации;

года первого опубликования произведения (года запуска сайта).

Подтвердит исключительные права также договор о регистрации доменного имени.

Кроме того, исключительные права могут быть переданы по авторскому договору со специализированной фирмой, которая по заказу разрабатывала сайт. При этом в договоре должно быть четко прописано, что передаются именно исключительные имущественные права, ибо, как сказано в пункте 2 статьи 31 Закона РФ от 09.07.93 №5351-1, прямо не переданные права по авторскому договору считаются непереданными. Помимо авторского договора дополнительным доказательством исключительных прав на сайт могут послужить знак копирайта и регистрация домена.

Официально регистрировать исключительные права на сайт не обязательно. Об этом говорится в пункте 1 статьи 4 Закона РФ от 23.09.92 №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Текущие расходы

Если организация получила на сайт неисключительное право пользования, то в состав нематериальных активов его включать не нужно. Вместо этого затраты на создание сайта относятся на расходы. Относительно их учета возможны следующие варианты.

1. В договоре указан срок использования сайта. Тогда в бухгалтерском учете учитывается стоимость сайта по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и затем ежемесячно в течение срока действия договора списывается на затраты. Аналогичным образом следует поступать и в налоговом учете (подпункт 26 пункта 1 статьи 264 и пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ).

2. Срок использования в договоре не определен. В этом случае, по мнению Минфина России, организация все равно должна следовать принципу равномерности учета расходов, то есть установить срок использования самостоятельно и в течение этого срока списывать расходы равномерно (письмо Минфина России от 21.02.07 №03-03-06/2/37). При этом чиновники ссылаются на норму пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ, где сказано, что если период действия договора не указан и отсутствует прямая связь между доходами и расходами, то расходы налогоплательщик распределяет самостоятельно.

В подобном случае расходы на приобретение сайта можно списать сразу как прочие расходы на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. А поскольку это косвенные расходы, они учитываются единовременно согласно пункту 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ. Тем не менее решение списать стоимость сайта единовременно может вызвать спор с налоговой инспекцией.

В бухгалтерском учете рекомендуется списывать сайт так же, как и в целях налогообложения – либо сразу, либо по частям через счет 97 «Расходы будущих периодов».

Сопутствующие затраты

Так как организация должна получить доступ в Сеть, первый вид расходов связан с оплатой услуг провайдера по подключению к Интернету. Эта услуга одноразовая, и ее стоимость можно сразу списать на расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Вполне возможно, что для подключения потребуется приобрести специальное оборудование или проложить кабель. Соответственно необходимо отразить эти объекты в учете в составе товарно-материальных ценностей или капитальных вложений.

Впоследствии провайдеру ежемесячно оплачиваются услуги по пользованию Интернетом по установленным тарифным планам. Такие расходы учитываются при расчете налога на прибыль также помесячно, в месяце их возникновения. По этому вопросу существуют разъяснения налоговиков (письмо УФНС по г. Москве от 30.11.06 №20-12/105031.2).

Определенные расходы связаны и с регистрацией доменного имени.

Домен – это уникальное имя, которое присваивается каждому сайту в обязательном порядке и позволяет легко отыскать его в Сети. Доменное имя нужно зарегистрировать в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей либо у уполномоченных им регистраторов (письмо УФНС по Москве от 17.01.07 №20-12/004121).

Регистрация – это занесение информации о домене и его администраторе в центральную базу данных для того, чтобы обеспечить его уникальность. При этом никто другой уже не имеет права использовать точно такое же имя сайта. Подобный запрет введен статьей 4 Закона РФ от 23.09.92 №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Период действия регистрации доменного имени – один календарный год. Соответственно как только он заканчивается, срок действия регистрации нужно продлить.

Если сайт признается нематериальным активом, то расходы на первичную регистрацию домена включаются в стоимость сайта и в бухучете, и в налоговом учете. При таком подходе у налоговых служб не может быть претензий (письмо УФНС по Москве от 17.01.07 №20-12/004121).

Затраты на перерегистрацию в бухучете относятся на расходы будущих периодов и затем списываются равномерно в течение срока действия регистрации, то есть одного года.

Проводки в бухгалтерском учете будут следующие:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

– учтена в расходах будущих периодов стоимость перерегистрации доменного имени;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97

– списана 1/12 годовой стоимости регистрации доменного имени.

В налоговом учете расходы на повторную регистрацию признаются прочими и списываются также равномерно в течение года. Основание – подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Наконец, еще одна статья расходов связана с оплатой хостинга. В бухучете расходы на него списываются через счет 97 как расходы будущих периодов. В налоговом учете они признаются ежемесячно как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Елена ПОЗДНЯКОВА, по материалам сайта

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте