По данным современных исследований, в памяти человека остается четверть услышанного материала, треть увиденного, половина услышанного и увиденного одновременно, а также четверть материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить информационные технологии в образовательном учреждении состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение педагогических задач и проблем.
В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ в образовательном процессе формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий информацию из максимально большего числа источников. Он обладает способностью анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
На компьютерном уроке важно помнить:
компьютер – это средство, он помощник педагогу, а не его замена;
учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины, а становится его партнером;
учитель может в любой момент скорректировать процесс обучения;
не стоит недооценивать возможности компьютера как средства наглядности, но важно учитывать и его негативное воздействие на человека.
При объяснении нового материала «учитель не отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает процесс. Компьютер же способен рассказать и показать материал за него. Богатство содержательной поддержки может сделать урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо увлекательнее. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст –звук – видео – цвет».
Вид компьютерного урока зависит от целого ряда моментов – общей дидактической структуры урока, варианта использования ИКТ, объема отведенных компьютеру функций и так далее.
Использование компьютера позволяет либо применять индивидуальное программирование, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию при закреплении пройденного материала.
Можно предложить такую схему. Класс делится на три группы:
1. Ученики с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять.
2. Ученики со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы.
3. Ученики, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.
Каждая группа работает по своему варианту закрепления материала. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей работает учитель. Затем происходит смена групп. Компьютер позволяет провести диагностику усвоения.
Тестирование, экспериментальные задачи, проблемные ситуации, развивающие игры – варианты для организации повторения изученного. В результате все дети оказываются вовлечены в мыслительную деятельность. Для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения – программы-тренажеры.
По сравнению с традиционным компьютерный контроль знаний имеет вполне определенные преимущества:
помогает индивидуализировать контроль знаний, проводить учет разной скорости работы учеников с дифференциацией по степени трудности;
повышает объективность оценки;
помогает ученику увидеть детальную картину собственных недоработок;
позволяет выдавать оценку не только по окончании работы, но и после каждого вопроса.
При этом на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Формы контроля также носят разнообразный характер. Это могут быть задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, творческие задания.
Компьютер выдает результаты выполнения заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени, сравнивает показатели различных учеников по решению одних и тех же задач. Дети сами могут выбрать предпочтительную форму помощи.
Потенциал компьютера в предметном обучении рекомендуется использовать в следующих вариантах:
полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронными учебными пособиями. Компьютер позволяет внести принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы.
частичная замена деятельности учителя обучающими программами (по отдельным темам и вопросам). Подобный подход заключается в использовании педагогом своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов программного обеспечения по предмету. При этом учитель остается центральной фигурой учебного процесса: отбирает учебные задачи, контролирует ход их решения, определяет характер и меру помощи;
фрагментное, выборочное использование компьютерного дополнительного материала. Это касается применения программ-тренажеров для закрепления материала, энциклопедий, электронных хрестоматий, диагностических и контролирующих программ, домашних самостоятельных или творческих заданий исследовательского характера, вычислений, построения графиков и диаграмм, использования игровых и занимательных программ.
На мой взгляд, в 5-6-х классах все-таки следует ориентироваться на выборочное использование компьютерных средств обучения, так как большое время, проведенное у монитора, вредно сказывается на здоровье учеников. Кроме того, дети этой возрастной группы требуют частой смены деятельности.
Из обучающих программ по математике хочется отметить программу издательства «Дрофа» «Математика 5-11».
Этот программный продукт как нельзя лучше предназначен детям, испытывающим трудности в изучении математики. Представленные упражнения не требуют особых навыков работы на компьютере, доступны и понятны всем ученикам.
Работая в программе, дети имеют возможность не только качественно закрепить пройденный материал с помощью разнообразных и многовариантных заданий, но и получают поддержку компьютера в виде выкатывающегося улыбающегося колобка и аплодисментов при верном выполнении очередного задания.
Для школьников с более высоким уровнем развития учитель сможет найти здесь задания творческого характера, требующие от ребят мобилизации всех приобретенных умений и навыков.
К преимуществам программы необходимо отнести и возможность создания авторских уроков для каждого пользователя, и наличие материала для отработки понятий по теории вероятностей и математической статистике. Для учеников 7-11-х классов авторы программы сделали акцент на задания, которые могут быть решены с помощью построения графиков или их преобразований в системе координат.
Важен и чисто технический аспект: программа идет на компьютере без диска, достаточно установить ее лишь однажды.
Но, к сожалению, этот ресурс имеет и ряд недостатков. В частности, так полюбившийся детям колобок появляется не всегда. Также детям не понятно, верно или неверно выполнено задание на построение в системе координат, поскольку задания этого типа программа не проверяет – это приходится делать учителю. Увы, кое-где встречаются и неверные ответы на задания.
Большой интерес учеников вызывают интегрированные уроки математики и информатики по темам «Графики» и «Диаграммы». Просто и доступно построить яркие образцы диаграмм и графиков различной тематики ребятам позволяет программа Microsoft Excel. Дети могут видеть на экране обобщенные данные в виде красочных разноцветных графиков и преобразовывать их в зависимости от условий задачи.
Как можно убедиться, методов использования информационных технологий на уроках достаточно много. Конструирование занятий с использованием ИКТ требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности и организационных и мобилизационных умений на этапе его реализации. Однозначно можно сказать: за компьютерными технологиями в обучении стоит будущее, поэтому давайте дерзать, пробовать, обмениваться опытом!
Екатерина БАЛАНОВА, учитель математики Речицкой школы, Раменский район
Комментарии