Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Музейная педагогика

С широко открытыми глазами

Учительская газета, №18 от 05 мая 2020. Читать номер
Автор:

В этом музее каждый поймет, что такое нацизм

В конце февраля в Петербурге открылся музей «Памяти жертв нацизма», который расположен на территории Военно-медицинского музея. В одном из интервью Анатолий Будко, директор Военно-медицинского музея, рассказал, что создать музей в музее сотрудников побудил вопрос одного из подростков – участников проводимого ВММ квеста «Дорога на Берлин». Мальчик спросил: «Почему Красная армия, достигнув границ СССР, стала продолжать наступление, а не остановилась?» Все экспонаты открывшегося музея – это ответ на этот вопрос.

Коллекция музея начала складываться еще в 1944 году: это были вещественные доказательства нацистского режима, с которыми работали советские медики. Часть предметов музею передали выжившие узники концлагерей. Данная тема существовала в экспозиционной практике музея на протяжении всего его существования, но работникам ВММ казалось важным, чтобы в Петербурге была полномасштабная экспозиция, посвященная историческим фактам, которая бы опиралась на подлинные документы. Поэтому было принято решение создать музейное подразделение – музей в музее, а главной задачей стало погружение человека в атмосферу нацистского режима с помощью музейных практик.

По словам старшего научного сотрудника ВММ, руководителя проекта Анны Волькович, музей «Памяти жертв нацизма» не случайно называется музеем памяти, потому что это термин, который связан с музейными практиками переживания трагического опыта и погружения в него. В этом музее трудно поверить в то, что люди могли творить такое. Переживание этого опыта и погружение в него через подлинные документы очень важно.

Среди основных разделов экспозиции: жизнь и быт в лагерях, организация медицинской помощи и медицинские эксперименты, массовое уничтожение, истории восстания и сопротивления внутри лагерей, а также истории о советских медиках, которые спасали умирающих людей после освобождения из лагерей, и рассказ о Нюрнбергском процессе.

Среди экспонатов музея не только личные вещи погибших и выживших узников концлагеря, но и части человеческого тела. Некоторые экспонаты могут вызвать ужас у посетителей, поэтому музей до сих пор решает, что может показать, а что нет. Не случайно попасть в него могут посетители не младше 16 лет. Также в музее есть письмо одного из лидеров сопротивления нацизму, узника Освенцима Залмана Градовского. Вместе с остальными участниками Сопротивления он прятал послания – свидетельства ужасов нацистского режима – в яме с человеческим пеплом.

Как рассказала Анна Волькович, посетителям будут демонстрировать много подлинных предметов. Например, подлинные детские ботиночки и детскую перчатку, которые нашли при раскопках в Майданеке. Также можно будет увидеть, как выглядели банки с циклоном-В, бачок, который использовался в лаборатории Медицинского института в Данциге для варки мыла из человеческих останков.

Отдельной темой экспозиции стали свидетельства освобождения концлагерей и то, как советские медики оказывали помощь спасенным заключенным, сохраняли жизнь тем, кому можно было ее сохранить после перенесенного ужаса. Также в музее рассказывают о работе Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний фашизма. Она появилась в СССР в 1942 году. Акты и сообщения комиссии стали одним из важнейших доказательств обвинения в Нюрнберге.

В музее можно узнать о медицинских экспериментах, про практику массового уничтожения в газовых камерах. Здесь выставлены фотографии – свидетельства опытов над живыми людьми – принудительной кастрации, переохлаждения, попыток изменить цвет глаз, сшивания близнецов. Имя Доктора Смерть Йозефа Менгеле известно миллионам, и таких медиков-садистов, работавших в концлагерях, было много.

Но музей «Памяти жертв нацизма» все-таки не про то, как убить. Он про милосердие и про гуманизм. Потому что цель организаторов и сотрудников музея не только рассказать о том, что делали с людьми, но и как людей спасали и как они оставались людьми. И это более чем уместно в городе на Неве. Ведь трагедия блокадного Ленинграда – голод, холод, лишения, бомбежки – это тоже попытка довести людей до состояния животных, которые будут умирать. Но как много людей даже в этих условиях продолжали помогать и спасать других!

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt