Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах  
Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов
От героев былых времен
Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия
Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка
Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы
Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка»
Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка
В Челябинской области установят памятный мемориал юнармейцу, отдавшему жизнь за спасение тонущих детей
Офтальмолог дал советы по лечению «синдрома ленивого глаза» у детей
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах   Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов От героев былых времен Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка» Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка В Челябинской области установят памятный мемориал юнармейцу, отдавшему жизнь за спасение тонущих детей Офтальмолог дал советы по лечению «синдрома ленивого глаза» у детей
Наука

С прицелом на будущее

Андрей Омельчук рассказал о национальном проекте в сфере науки и высшего образования
Учительская газета, №51 от 22 декабря 2020. Читать номер
Автор:

18 ноября в рамках совместного заседания общественных советов при Министерстве науки и высшего образования РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Министерстве просвещения РФ, состоявшегося в Общественной палате, был представлен доклад заместителя министра науки и высшего образования Андрея Омельчука, посвященный реализации национального проекта «Наука», а также презентации единого национального проекта «Наука и университеты».

Национальный проект «Наука» был запущен 1 октября 2018 года и рассчитан на период до 2024 года. Он предусматривает в числе прочего создание в стране научно-образовательных центров мирового уровня и формирование целостной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Поскольку данное направление является очень важным и приоритетным (как известно, «кадры решают все»), в соответствии с недавними пожеланиями президента В.В.Путина было решено разработать новый национальный проект «Наука и университеты», рассчитанный на 2021-2030 годы. Замминистра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук является его куратором.

«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и необходимостью в определенной степени «донастройки» национальных проектов проведена работа по обновлению национальных проектов, и нам видится, что это должен быть единый национальный проект в сфере науки и высшего образования», – говорит он.

По словам Андрея Омельчука, общественно значимыми результатами реализации нацпроекта являются доступность высшего образования во всех регионах страны, повышение привлекательности карьеры в области науки и высшего образования, а также внедрение результатов отечественных исследований и разработок в экономику и социальную сферу.

Замминистра рассказал о том, что к 2030 году планируется увеличить количество очных бюджетных мест в вузах до 480,2 тысячи (сейчас 358,8 тысячи), выход России как минимум на 10‑е место в мире по объему НИОКР в секторе высшего образования (сейчас она находится на 18‑м месте), а кроме того, достижение паритетного финансирования расходов на исследования и разработки из бюджетных и внебюджетных источников.

Омельчук считает, что достичь подобных показателей можно будет, объединив усилия и потенциал научных и образовательных организаций, а также учреждений реального сектора экономики. «Последние являются основными потребителями результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в виде опытных разработок (образцов), технологий, результатов интеллектуальной деятельности», – прокомментировал заместитель министра.

В проект предлагается включить как новые результаты, так и результаты уже действующего национального проекта «Наука» и четырех федеральных проектов, которые входят в состав нацпроекта «Образование». Это проекты по интеграции науки, высшего образования и индустрии, развитию научно-технологических проектов и инфраструктуры для научных исследований, а также по развитию человеческого капитала.

Первый из них – «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» – предусматривает создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня, повышение уровня систем высшего образования и науки в регионах за счет консолидации ресурсов всех заинтересованных сторон. В рамках данного проекта будут усиливаться меры по стимулированию и развитию вузовских объединений, научных организаций, а также реального сектора экономики.

Эти интеграционные механизмы, предполагающие концентрацию интеллектуальных, кадровых, материальных и прочих ресурсов, позволят осуществлять опережающую подготовку кадров в интересах различных экономических отраслей, развивать прорывные научно-исследовательские направления, создавать высокотехнологичные производства на основе российских разработок, а также формировать конкурентоспособные коллективы, способны «выращивать» исследователей и разработчиков с прицелом на будущее.

Второй проект будет посвящен развитию приоритетных масштабных научно-исследовательских направлений и ориентирован на достижение значимых результатов в области научно-технологического развития России, повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

В рамках третьего проекта – «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» – планируется создать передовую инфраструктуру научных исследований. Это предполагает обновление приборной базы ведущих организаций, создание уникальных научных установок класса «мегасайенс», строительство и модернизацию научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования, а также обеспечение комфортных условий для студентов и научно-педагогических работников.

Четвертый проект – «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» – направлен на решение задач по повышению привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и студентов вузов. Ожидается, что будет проведен ряд мероприятий, которые позволят сделать высшее образование более доступным, создать сбалансированную систему воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок, повысить уровень квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

Безусловно, новая система взаимодействия между высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями и реальным сектором экономики должна более эффективно отвечать общественным запросам. Хотя, разумеется, спектр профессий, которые сегодня можно получить в вузах, гораздо шире, и не все выпускники университетов могут найти себе применение в научной или смежных сферах. Так что, возможно, необходимо инициировать новые национальные проекты в области образования, например, связанные с творческими специальностями.

Ида ШАХОВСКАЯ

 


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt