Новосибирская область вошла в число победителей конкурса субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Победа дает региону прежде всего дополнительное финансирование. Из федерального бюджета ежегодно предполагается выделение 275 миллионов рублей. Сегодня на средства, полученные из центра, закупается в основном оборудование для школ. В Новосибирской области их 1147. Для каждого района составлены свои финансовые планы, в зависимости от их потребностей, от количества и состояния школ, от педагогического состава. Определены 276 базовых школ, которые не просто получают деньги, но имеют возможность самостоятельно решать, на что их потратить. Можно подвести интернет, обзавестись новейшими учебными пособиями, включая мультимедийные, оснастить спортивные залы, кабинеты физики, химии, биологии и так далее.
Наряду с федеральными средствами из бюджета области выделяется 230 миллионов рублей, основное предназначение которых – увеличение фонда заработной платы педагогов. Ведь сегодня школы области переходят на новую систему оплаты труда учителей и подушевое финансирование. С 1 сентября начат эксперимент, в котором принимает участие 381 школа из всех районов города Новосибирска и области. Насильно переходить на новую систему оплаты труда никого не заставляют. Есть коллективы, готовые к эксперименту, есть и такие, где еще нужна разъяснительная работа, помощь как методическая, так и финансовая.
Подушевое финансирование заставляет задуматься над оптимизацией наполняемости классов. Есть четкие санитарные нормы: например, оптимальное количество детей в классе – 25 человек. Исходя из этого, рассчитывается надбавка за классное руководство. А как быть с учителями иностранного языка и информатики, которые ведут занятия по группам и у которых меньше всего учеников? Если убрать деление на группы, резко понизится качество образования в силу специфики этих предметов. Учитель физкультуры или рисования может иметь наибольшее количество учеников, но это не означает, что его зарплата будет выше всех.
Дана главная установка: при новой системе заработная плата учителя не должна стать меньше, чем была до сих пор. Те, кто работает много и плодотворно, имеют реальные успехи, должны получить ощутимую прибавку из стимулирующей части фонда заработной платы. А те, кто просто «проводит» уроки и не растет профессионально, не ощутят прибавку к зарплате. То есть, чтобы больше получать, нужно больше делать.
В течение нескольких лет педагоги получали заработную плату один раз в месяц, теперь возвращается принцип «аванс – зарплата». А это значит, что области нужно будет найти дополнительные средства для оплаты труда учителей в декабре (прежде зарплату за декабрь получали в январе).
Старение кадров – проблема, стоящая перед образованием не только Новосибирской области. Раньше в школах работали люди разных поколений, сохранялась преемственность, существовало наставничество. Сейчас около половины учителей региона – пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Почему выпускники педвузов не рвутся работать в школе? Этот вопрос звучал на встрече Владимира Иванова, руководителя областного Департамента образования, со студентами Новосибирского государственного педуниверситета. Выяснилось, что студенты-дипломники мало знают о реальной ситуации в школах, о том, какие изменения ждут отечественную систему образования. Глава областного образования ответил на вопросы, рассказал о положении дел. Интересно, что не все молодые люди назвали заработную плату в числе первых причин, которые отпугивают их от работы в школе. Кстати, на конец прошлого учебного года средняя зарплата педагога в Новосибирске составляла около 7000 рублей, а оклад молодого специалиста – около 3000. Понятно, что на такие деньги молодежь вряд ли согласится. Тем более что нынешний рынок ориентирован на молодых людей с дипломом о высшем образовании, и выпускник педвуза может легко найти себе работу в частной фирме.
Если новоиспеченный учитель-предметник пришел в школу, ему дают невысокий разряд и вторую категорию. Понятно, что сразу дать высшую категорию и приличный оклад не получится. Но при новой системе оплаты труда директора школ могут выдавать молодым специалистам подъемные и увеличивать им заработную плату в течение первого года работы соответственно результатам. При этом надо определить нормы нагрузки, стоимость часа, сумму вознаграждения за работу с одаренными и сложными детьми, участие педагога в конкурсах, конференциях и других проводимых школой мероприятиях. Необходимо четкое разграничение отпускаемых средств. Например, доплаты классным руководителям должны быть гарантированы, то есть идти из 70 процентов общего фонда заработной платы, а надбавки за различного рода достижения должны идти из 30 процентов поощрительного фонда, то есть на них имеет право каждый учитель, независимо от стажа, нагрузки и предмета.
Что нужно молодежи, чтобы она согласилась идти работать в сельскую школу? Оказалось, одной зарплаты мало. Недостаточно и того, что на селе молодому специалисту власти готовы предоставить жилье, в то время как в городах это является просто непреодолимым препятствием. Молодые люди, окончившие педагогический университет в столице Сибири, хотят иметь привычный набор удобств: телефон, телевизор, интернет, транспорт. Говоря о том, что их отпугивает от работы на селе, равно как и в небольших городках, молодые люди назвали различные причины, которые можно суммировать одним словом – недостаток общения. Глава областного Департамента образования считает, что проблему можно достаточно оперативно решить, если создавать базовые, опорные школы. Если молодой специалист попадает на работу в такую школу, он не будет чувствовать себя оторванным от жизни.
Ситуация, по мнению Владимира Иванова, улучшится не сразу. Потребуется год-два для апробации всех новшеств. Есть определенные риски. Нужно вести разъяснительную работу, помогать организационно. Например, с подушевым финансированием все понятно, а для внедрения новой системы оплаты труда потребуется время. Хотя бы для того, чтобы выработать и понять новые критерии оценки труда педагога.
Комментарии