В Нововаршавке, районном центре Омской области, уже шестой год на базе обычной сельской гимназии действует «федеральная экспериментальная площадка». В Министерстве образования говорят, что здесь сегодня торится путь, которым пойдет на селе российская школа. Не только средняя, но и высшая.
В Нововаршавке есть и та, и другая. И третья: целая сеть дошкольных учебных учреждений, где ребенок развивается с полутора лет до первого класса. Все это – ветви единого дерева, которое бурно пошло в рост.
Мини-фирма и сортовой картофель
Пять лет назад на ней образован Межвузовский студенческий центр. Объединились в его стенах омские вузы – педагогический и аграрный университеты, техническая и физкультурная академии. МГУ имени Ломоносова, о котором мечтают все поколения мальчишек и девчонок, а также их родителей, два года назад открыл здесь заочное отделение. В Нововаршавке первыми в области опробовали технологию будущего – дистанционное обучение. Студенты общаются с преподавателями на расстоянии 3 тысяч километров. Компьютерный класс с 13 «пентиумами», подключенными друг к другу, вполне позволяет проводить такие занятия.
Преподаватели в центре отборные: 25 профессоров, остальные – доценты и кандидаты. В поселок каждый из них приезжает раз в месяц и залпом, в течение трех-пяти дней, вычитывает месячный курс своих лекций. Потом лектора сменяет другой – благо, в Центре есть комнаты для их размещения, обустроенные не хуже, чем в здешней гостинице.
Называется это блочным способом обучения. Некоторые психологи и педагоги считают его наиболее эффективным. Не все, естественно, разделяют их мнение. Но одно преимущество несомненно: преподаватели и студенты становятся ближе друг другу по-человечески. «Городских моих слушателей порой и в лицо-то не знаю, – признается профессор Константин Чуркин. – Запоминаю фамилию, когда приходят третий раз пересдавать мой предмет. А здесь они все на виду, как родные. Общаемся с ними и до занятий, и после. И мне интересно, и им полезно, я думаю…».
Выпускники всех пяти филиалов получают дипломы государственного образца. Такие же в точности, какие вручаются их омским или московским коллегам. Вес этих корочек определяется не местожительством их обладателей, а весом серого вещества в голове. Например, Ольга Ковалева – как раз из первого набора – нынче стала экономистом. Проректор аграрного университета доцент Сергей Петуховский, который пять лет назад работал в выездной приемной комиссии, говорит, что Ольга все эти годы была одной из лучших студенток в ОмГАУ. На снисхождение здесь не рассчитывают. Никто не надеется, что сами собой возникнут какие-то перспективы. Студенты должны их создавать, по крайней мере на бумаге, чтоб это выглядело убедительно. Приближенность к жизни, к местным условиям – главные требования к их курсовым. А содержание лучших работ известно нововаршавским хозяйственникам.
В проектах студентов – образ будущего района. Самые здравые из свежих идей начинают осуществляться. Например, мини-ферма Александра Плиско. Проект, разработанный им еще на 1-м курсе экономического факультета. Рассчитан на 70 голов крупного рогатого скота. Придуманы автором способы выхода на собственную кормовую базу. Предлагается разместить мини-ферму в здании бывшей райсельхозтехники. Это запущенное помещение студенты-аграрии сами вычистили, привели в божеский вид.
Своими же силами реконструировано и здание учебного корпуса центра. Там, где сегодня читаются лекции по философии и сопромату, водили хороводы детсадовцы. Изрядно пришлось попотеть ребятам, переделывая дошкольное в высшее учебное заведение: перестлать полы, передвинуть стены, отштукатурить, покрасить аудитории… За спасибо работали, но для себя же старались. А, может быть, и для детей своих, и для внуков… Та же Ольга Ковалева обратилась к депутату Законодательного собрания с просьбой посодействовать в решении проблемы жилья для молодых специалистов на селе. Возможно, на будущий год в областном бюджете будут заложены средства на обеспечение жильем выпускников Нововаршавского филиала.
На дневном отделении МСЦ учатся 358 студентов. Сядут за парты и еще 150 человек – открыт еще один филиал Омского государственного педагогического университета. Некоторая задержка объясняется просто – Минобразование РФ, подписав приказ о его создании, денег на него пока не выделило. Но ждать не стали – нашли сами. Здесь немножко иной принцип обучения. В течение двух лет ребята будут получать общее – по сути начальное высшее – образование. И лишь потом они могут выбрать будущую специальность, чтобы с третьего курса учиться уже в Омске – в одном из четырех вузов: педагогическом, аграрном, техническом, физкультурном.
Судя по городам и весям, из которых студенты приехали, слух о Нововаршавке прошел по Руси и забрел в сопредельные государства. Новосибирск, Красноярск, Барнаул… Северный Казахстан, Украина. Даже паренек из Одессы, столицы юмора, приехал сюда получать высшее образование.
Но преобладают в аудиториях, конечно, омичи. Слетается в этот райцентр, на свет знаний, молодежь из всех 32 районов области. Плата за обучение невелика. Проект финансируется Министерством образования. Семье учеба студента обходится в 4 тысячи рублей за год. Ребята и сами стараются облегчить участь родителей. В прошлом году столовая центра перешла на самоокупаемое питание – за счет участков, где будущие аграрии (а также инженеры, педагоги и тренеры) учатся жить сообразно законам природы. На этих гектарах студенты ОмГАУ набираются и селекционного опыта – выращивают сортовой картофель. Нынешние выпускники нашли здесь свои рабочие места.
Истоки
Все, что происходит сейчас, началось в ноябре 1992 года, когда в Нововаршавке открылась гимназия. Первая в области за городскою чертою и одна из первых в стране. Получила этот статус местная школа, которой больше, чем другим, повезло с директором – Зоей Аркадьевной Халитой. Именно успехи гимназии и послужили открытию в селе «федеральной площадки». Халита директорствует здесь почти четверть века, каким-то чудом совмещая в себе творца и администратора. Раньше в этой же школе преподавала литературу. И, как ни странно, от вариантов «больше зарплаты – меньше хлопот», от предложений перейти в какое-нибудь теплое место всегда отказывалась, не раздумывая.
– Не представляла себя вне школы. Я просто-напросто не смогла бы работать, – говорит она без тени кокетства.
Прообраз гимназии возник давно – в глухой сибирской деревеньке Калинино, где прошло детство Зои Аркадьевны. Росла в обычной крестьянской семье. С малых лет физический труд стал не только привычкой, но и радостью. Поле, лес и река – родные и щедрые… Собирали в тайге не только ягоды и грибы, но и все съедобное. Знали назначение каждой травинки – к какому случаю ее применить. В крестьянском хозяйстве все сгодится.
Не богато, но дружно жила семья. В согласии между собой и природой. Да и вообще с окружающим миром, тем более что был он не очень велик. Но умещалась в ее деревеньке вся вселенная со всеми ее блуждающими мирами, в том числе и литературными образами…
Всем своим многолетним учительским опытом Зоя Аркадьевна доказывает, что душа ребенка, живущего на земле, часто больше способна к эстетическому развитию, чем того, который ближе к цивилизации. Восприимчивей к слову, музыке, живописи. Потому что с рождения растворена в первородных красках, звуках и запахах. Надо только подпитывать ее этой культурой. Этим и заняты более десятка лет педагоги Нововаршавской гимназии. Издаются здесь, кстати, за спонсорский счет сборники сочинений и стихов гимназистов, иллюстрированные их же рисунками. Просто перлы порой встречаются в этих книжках. Такого количества дарований на квадратный метр учебной площади едва ли найдешь где-нибудь в городе…
В концепции сельской школы Халиты воссоздан «потерянный рай». Семья, родная земля, культура – в слиянии этих трех начал, по ее мнению, и рождается личность. А миссия школы – способствовать их сближению. Сокровенные мысли, волновавшие Зою еще со студенческой и даже школьной скамьи, позже оформились в кандидатскую диссертацию. Кстати, много ли в городе директоров средних школ, обремененных ученой степенью?
В ее научных трудах слово «миссия» повторяется много раз. И не случайно. Главный вывод: «Сельская школа – основа жизни села». Больше того, основа его развития – и материального, и духовного. Сельские сообщества могут основываться не только на общих экономических интересах, которые часто не совпадают, но и на стремлении людей к знаниям, на их желании дать своим детям приличное образование. И если школа способна к этому, она исполняет свою главную миссию – сохранения жизни на селе. И приумножения ее, разумеется.
Один из ученых мужей как-то заметил, что пора создавать научно-исследовательский институт для изучения опыта Нововаршавской гимназии. Если б такое учреждение действительно было создано и Зою Аркадьевну назначили им управлять, то первым делом она бы направила всех сотрудников на сельхозработы. Как в старые добрые времена. Чтоб глубже прониклись ее идеями. Шутка, конечно. Но с долей правды. Сквозная мысль ее концепции: развитие личности должно проходить сообразно законам природы. Работа на земле – часть учебной программы и образа жизни учеников. Для здешних ребят это – дело серьезное. Совсем не та трудотерапия, от которой увиливают под любыми предлогами инфантильные дети асфальта. У гимназии – десяток своих гектаров. Растет на них то же, что и на любом хорошем садовом участке. Гимназисты знают, что все ими возделанное будет подано им же к столу. Процесс обучения здесь неразрывно связан с жизнью. На всех уроках звучат примеры той реальности, которая окружает ребят. Даже когда заходит речь о далеких от повседневного бытия математических и физических абстракциях.
Светила отечественной педагогики при ближайшем рассмотрении обнаружили в Нововаршавке явление, которое трудно охватить одним взглядом. Не просто школа, не просто вуз, а некий новый феномен сельской жизни, пока неведомый науке и практике. Профессора толкуют о нем скорее лирическим, чем академическим тоном. Так отозвался о нововаршавском опыте академик Феликс Михайлов: «Рождается здесь душа человека к преображению своему, а следовательно и к преображению жизни».
Будущее
Никто не знает, что из этого выйдет и как далеко зайдет. Нововаршавский эксперимент имеет все шансы стать одним из самых ярких в истории российской педагогики начала XXI века, говорят специалисты. Возможно, позже он получит прописку в учебниках, в том числе и истории.
В Нововаршавке трудно чему-либо удивиться. Есть здесь, оказывается, и заочное отделение, где возраст студентов – от 17 до 50. Чтобы поступить на него, надо иметь среднее специальное образование. В поселке насчитывается полтора десятка семей, где мамы и папы рядом с детьми набираются ума-разума. Трудная роль в них отводится бабушкам – переживать приходится за троих. Одна из них почти ежедневно приезжает сюда на велосипеде, переплавляясь на пароме из поселка Иртышский, чтобы справиться об учебе и поведении ее подопечных у директора НСЦ Любови Федоровны Макаровой. Случается, вслед за юношей или девушкой, успешно прошедшими конкурсный отбор, переезжают в Нововаршавку в полном составе и их домочадцы.
Бывшие гимназисты, которые сейчас в межвузовском центре, не хотят уезжать отсюда по его окончании. Бесспорно, есть места более привлекательные. Но они хотят жить и работать на этой земле, опровергая пессимистичные прогнозы о том, что село в Сибири скоро станет безлюдным. В райцентре впервые за десять лет наблюдается приток населения.
Нововаршавка – территория любви. За время существования центра родилось в нем десяток семейных пар, а у них, в свою очередь, – дюжина первенцев. «Это дети поселка», – говорит Зоя Аркадьевна. Многие из них уже начали проходить нововаршавские университеты. Пока в адаптивной школе – на первой ступени здешней системы образования. Потом, надо полагать, поступят в гимназию. И так замкнется круг поколений.
Нововаршавка, Омская область
Комментарии