В 1764 году было решено открыть Первую осетинскую школу в приграничной крепости Моздок. Число учеников Моздокской школы в разные годы колебалось от 4 до 46 человек мужского пола. Каждому школьнику выплачивалось пособие в размере четырех рублей в месяц для детей осетинских старшин и знатных фамилий и двух рублей для выходцев из простого народа. Педагогическому персоналу указывалось придерживаться в обращении с детьми горцев “такой строгости, как и российскими”.
В 1799 году в Московской типографии была напечатала первая книга на осетинском языке – “Начальное учение человеком, хотящим учитися книг божественного писания”.
В 1836 году по инициативе экзарха Грузии Евгения во Владикавказе было открыто Осетинское Духовное училище. Училище готовило священнослужителей и учителей. Кроме осетин, в него принимались армяне, грузины, ингуши. Будущих педагогов наставляли, что детей надо обучать “с отеческой ласкою и христианским терпением”, приводили образцы учительской речи: “Вот бумага, она вся испещрена разными чертами в виде разных дорожек, посмотрите на нее, дети. Теперь вы кроме непонятных черт и неизвестных дорожек не увидите на ней ничего, но я (учитель) вижу тут многое, а смотря на бумагу, буду рассказывать вам, что другой человек, написавший эту бумагу, рассказывает умеющим читать…”.
В 1862 году просветитель А. Колиев организовал двухгодичную женскую школу, преобразованную позднее во Владикавказскую Ольгинскую осетинскую женскую школу. Школа стала первым женским учебным заведением, из стен которого вышли десятки интеллигентных осетинок.
В 1868 году во Владикавказе было открыто одно из первых в России и первое на Северном Кавказе ремесленное училище. Учредителем данного учебного заведения был начальник Терской области генерал-адъютант граф М.Т. Лорис-Меликов. Училище было шестигодичным и, как было записано в Уставе, имело целью “дать детям необходимое научное образование и приучить их к правильным приемам мастерства: столярного, мебельного, кузнечного и токарного”.
Мнение Государственного Совета об утверждении классической прогимназии во Владикавказе, подписанное принцем Петром Ольденбургским 13 октября 1880 года:
“1) Учредить с 1-го июля текущего 1880 г. в г. Владикавказе, Терской области, классическую прогимназию в составе приготовительного и первого классов, с тем, чтобы остальные три класса были открываемы постепенно в 1881, 1882, 1883 годах.
…на содержание прогимназии… с 1883 года, когда образуется четырехклассная прогимназия в полном составе, отпускать ежегодно на содержание четырнадцать тысяч девятьсот семьдесят рублей”.
В 1885 году была преобразована во Владикавказскую гимназию: к этому времени в ней обучались 260 учащихся.
К 1898 году в 37 осетинских селениях и приходах Владикавказского округа во всех типах школ насчитывалось 3828 учащихся, из них 469 девочек.
1 июля 1913 года во Владикавказе был организован Учительский институт, который готовил учителей “высших начальных училищ”, то есть в современном понимании учебных заведений, дающих среднее образование. Учебный план института предусматривал углубленное изучение Закона Божьего, русского языка с методикой и словесностью, педагогики, арифметики с методикой, алгебры, физики, всеобщей и русской истории с методикой преподавания, всеобщей географии России, а также методики ее преподавания.
10 июля 1917 года открылся первый Всеосетинский учительский съезд. Основой обучения в школе предполагался родной язык, на котором планировалось вести преподавание учебных предметов. На съезде был провозглашен смешанный тип школы, то есть мальчики и девочки должны были обучаться вместе. Предполагалось ограничить количество учащихся – 30 учеников на одного учителя в классе. Однако ввиду крайней недостаточности кадров учителей было решено увеличить количество учащихся до 40. Съезд принял резолюцию, в которой говорилось: “Осетинская школа и внутренней организацией, и системой образования должна воспитывать в своих питомцах, с одной стороны, – чувство общественности, любовь к обществу, к своему народу, к людям, к человеку вообще, с другой стороны – воспитать любовь к труду, уважение к труду – будь то физический или умственный”.
На сентябрь 1925 года в республике насчитывалось всего 336 учителей, только 20 из которых имели специальное высшее образование. В 1920 году во Владикавказе открывается Терский институт народного образования.
13 октября 1918 года декретом Совета народных комиссаров Терской республики была отменена плата за обучение в школах первой и второй ступени.
В 1918 году стал функционировать Терский политехнический институт. В 1931 году открылся Северо-Кавказский институт цветных металлов, а в 1939 году был организован Медицинский институт. В 1938 году во Владикавказе был создан Институт усовершенствования учителей. Все это позволило современникам называть в 30-х годах Владикавказ “горским Кембриджем”.
В 1923 году был принят пятилетний план ликвидации неграмотности. На основании статистических данных, собранных в 1920 году, в Северной Осетии неграмотных людей в возрасте от 18 до 35 лет насчитывалось 23 344 человека, или 72% от общего населения. Для ликвидации неграмотности план предусматривал открыть 16 школ грамоты в 1923 году, а к 1924 году довести количество этих школ до 65.
В 1927 году областной совет народного образования разработал план введения всеобщего обучения. В соответствии с ним было решено охватить всеобщим обучением всех детей 8-12 лет, значительно ускорить строительство новых школьных зданий и общежитий, широко использовать инициативу местного населения в деле школьного строительства. В 1930 году план всеобщего начального образования был выполнен и было решено перейти к организации всеобщего семилетнего образования.
В 1931 году был открыт Владикавказский горно-металлургический техникум, единственное на Северном Кавказе учебное заведение данного профиля.
С июля 1938 года был утвержден новый алфавит осетинского языка на базе русской графики. В это же время специальным постановлением Совета народных комиссаров Северной Осетии предусматривалось значительное улучшение качества преподавания русского языка.
Северная Осетия, 90% населения которой до революции было неграмотным, за годы советского развития смогла занять одно из первых мест в СССР по уровню образования населения. На состоявшемся в августе 1955 г. первом съезде учителей Северной Осетии отмечалось, что “в 1954-1955 учебном году в республике функционировало 253 школы, всего обучались в школах 75394 человека, то есть практически все дети республики”.
По материалам сборника “От века к веку. Страницы истории образования в Северной Осетии”. Общая редакция А.В. Черджиева, А.Ю. Белогурова
Статфакты
Представители 97 национальностей проживают на территории Республики Северная Осетия – Алания.
В Республике Северная Осетия – Алания работают:
222 дошкольных образовательных учреждения;
206 общеобразовательных школ;
2 негосударственные школы;
55 учреждений дополнительного образования;
22 спортивные школы, 6 из них – олимпийского резерва;
13 профессиональных училищ;
3 профессиональных лицея;
5 государственных вузов;
2 негосударственных аккредитованных вуза.
Из 523 образовательных учреждений республики пролицензировано 457, т.е. 94% от общего числа.
Более 60 учреждений образования успешно прошли аттестацию.
Более 20 – получили государственную аккредитацию.
21742 ребенка посещают детские сады. Это 62% от общего количества детей дошкольного возраста.
2621 педагог занимается их воспитанием и обучением. Из них 657 человек – с высшим, а 1964 – со средним специальным образованием.
6400 человек закончили школу в 2001 году. Среди них – 78 “золотых” медалистов и 439 – “серебряных”.
450-470 ребят, победителей районных туров, ежегодно принимают участие в республиканской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам.
Для 45 тысяч детей дополнительное образование в республике остается бесплатным.
14390 юных спортсменов занимаются в специализированных школах по 20 видам спорта.
В 5 детских домах республики воспитываются 317 детей.
22 ребенка воспитываются в 10 приемных семьях.
Более 30 детей-сирот за последние 3 года стали студентами.
Практически во всех районах республики удалось организовать регистрационный учет детей-сирот, нуждающихся в жилье. Восстановлены жилищные права 20 воспитанников детских домов.
25 тысяч – именно к такой цифре приблизилось количество человек, обучающихся в государственных и частных вузах. На 10% возрос прием студентов на первый курс государственных вузов за три последних года.
6731 человек обучаются в учреждениях начального профессионального образования по 54 профессиям.
3292 молодых специалиста окончили в 2001 году учреждения начального профессионального образования. Из них каждый десятый получил разряд выше установленного, а 111 выпускников – дипломы с отличием.
Комментарии