Со Светланой Владимировной Карповой мы познакомились в пятом классе. Переход в среднюю школу дался нам нелегко, сразу появилось много новых учителей и предметов, начался совершенно незнакомый этап жизни. Классная руководительница помогла нам лучше адаптироваться, старалась поддержать, утешить в случае неудачи, подбодрить.
Довольно быстро мы поняли, что Светлана Владимировна не только интересно преподает русский язык и литературу, не только внимательный классный руководитель, который помнит о проблемах каждого и каждому старается помочь. Главное – с ней всегда было интересно. О «Недоросле» или «Обломове» она рассказывала так, как будто сама встречалась с авторами или лично участвовала в горячих спорах об этих произведениях наряду с великими критиками. Требовала учить правила и стихи, что не всегда давалось легко, но искренне радовалась, когда мы осваивали трудную тему. Ей вообще очень многое в жизни и в литературе было интересно, и она старалась заразить своим интересом нас. Трудно перечислить все музеи и театральные постановки, которые мы успели за все эти годы посетить, наверное, не пропустили ни одной литературной усадьбы, писательского дома-музея, парка в нашем Лефортове и в других исторических районах Москвы.
После перехода в десятый класс, когда перед нами встала проблема выбора будущей профессии и подготовки к экзаменам, мы не успевали подчас справиться со своими сомнениями или элементарной перегрузкой, не раз приходили к Светлане Владимировне просто посоветоваться, а иногда и пожаловаться на жизнь и всегда находили понимание, сочувствие и поддержку. Наши регулярные чаепития и экскурсии стали важной частью взросления. Важно было знать, что рядом умный взрослый и неравнодушный человек, который всегда придет на помощь, обнадежит и подскажет выход из трудной ситуации. Это же настоящее везение!
И конечно, она не переставала нас тормошить, увлекать новыми приключениями.
…Начало января. На новогодних каникулах мы со Светланой Владимировной отправились в Санкт-Петербург. Эрмитаж, Мойка 12, Летний сад, заснеженный Невский, храм Спаса на Крови, Петропавловская крепость…
В петербургском воздухе знаки былых эпох перекликались с тенями литературных персонажей, и мы обсуждали до глубокой ночи все увиденное. За время той удивительной поездки мы лучше узнали друг друга, сдружились. С нами произошла история, которую долго не могли забыть. Мы все вместе возвращались в гостиницу по темным пустым улочкам и столкнулись с мужчиной около сорока лет слегка бомжеватого вида. В темноте были отчетливо видны его резкие скулы, бледная кожа и редкая рыжая борода. Он неожиданно захотел почитать нам свои стихи. Поначалу мы испугались и прошли мимо, но потом подумали, что могли бы отдать ему еду, которую взяли из кафе с собой. Незнакомец снова предложил почитать стихи, и мы согласились. Он прочитал два стихотворения: «Письмо той, которую я еще не встретил» и «На грани жизни и смерти». О личном опыте, о несостоявшейся любви и о тяжелой болезни и реанимации. Читал он очень тихо, делая тяжелые длинные паузы между строками. Как будто признавался в смирении перед судьбой, но все же хранил надежду на чудо. Он назвался Владимиром Светом. С. В. Е. – инициалы, а Т – первая буква имени его матери Татьяны.
К сожалению, мы не запомнили его стихи. Но осталось впечатление от них как о настоящем луче света, который озаряет трудные дни этого странного человека и помогает жить. Именно Светлана Владимировна помогла нам понять, что перед нами был не просто бездомный, но человек, глубоко чувствующий и хранящий надежду. Через несколько месяцев мы написали об этой встрече в материале для нашей школьной газеты «Грань».
«Грань» – еще одно приключение, которое случилось в нашей жизни благодаря классной. Она рассказала нам о том, что в Москве открывается конкурс школьных проектов «Медиастарт». В частности, можно попытаться сделать онлайн-газету. Нам показалось интересно. Хотелось попробовать себя в творчестве, поработать в команде. О том, что такое работа над журналистским проектом в команде, нам рассказала давняя знакомая Светланы Владимировны, известная журналистка Надежда Ильинична Ажгихина. Рассказала о том, как десятиклассницей попала в легендарный подростковый клуб «Алый парус» при газете «Комсомольская правда», как готовила первые публикации (компьютеров тогда не было, писала в школьной тетрадке, а потом перепечатывала на пишущей машинке в редакции), как юнкоры осваивали основы профессии и неписаные нравственные законы журналистики, учились у мэтров и потом сами становились лидерами СМИ, писателями, учеными. Она заверила нас, что мы справимся с поставленной задачей не хуже, чем в свое время ее сверстники. Главную тему газеты мы выбрали голосованием: «Поэзия в городе». Решили показать, что в каждом человеке скрывается поэт, пусть даже не подозревающий об этом, что стремление к идеалу присуще нашему веку не меньше, чем всем предшествующим. Выбрали сюжеты, раздали друг другу задания: взять интервью, написать репортаж, рецензию, эссе, провести опрос на улицах города, в книжных магазинах.
Стоит признаться, это оказалось не так легко. Нашей самоуверенности заметно поубавилось при первом же приближении к практике, азы журналистской работы требовали значительно больше времени и сил, чем нам казалось. Наверное, мы бы совсем растерялись, если бы Светлана Владимировна и Надежда Ильинична не направляли нас, не разбирали подробно наши промахи и одновременно не искали бы вместе с нами удачные решения каждой темы. Они верили, что мы справимся! И нам ничего другого не оставалось. В конце концов мы смогли посмотреть на себя со стороны и понять, что мы не только стали настоящей командой, но и смогли довольно быстро освоить новые навыки и увидеть новые перспективы. Но это случилось уже после того, когда мы (неожиданно для себя самих, как нам казалось тогда) заняли первое место в московском «Медиастарте» в номинации «Журналистика». Опередив даже те школы, в которых уже работали медиаклассы. Светлана Владимировна сказала, что верила в нашу победу с самого начала.
Теперь мы команда, выпустили второй номер «Грани» – о трудностях диалога поколений. Готовим третий номер. Продолжаем советоваться со своими наставниками, как и раньше, не только о том, как лучше выразить свою мысль или придумать интересный заголовок, но и о многом другом. И надеемся, что эта роскошь – возможность обсудить со старшим мудрым и неравнодушным человеком самое важное – будет у нас и впредь. И что нашим наставникам, старшим, которые заставили нас поверить в себя и победить, тоже будет с нами интересно…
София АТАНАСОВА, Медина АТАБАЕВА, Татьяна УЛЕМСКАЯ, ученицы 11‑го класса школы №1228 «Лефортово»
Комментарии