search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

С нами музыка

Героические и лирические образы песни

Можно заставить подростка решить задачу или выучить правило. Но возможно ли заставить любить страну, в которой он живет? Однозначно, нет. Знакомство с прошлым родного города, страны, просмотр старых фотографий, военных артефактов, книг, музейные уроки помогают пробудить интерес к прошлому и вызвать чувство гордости за свой город и народ. Именно в этом направлении работает музей патриотической песни в школе №1103 имени Героя России А.В.Соломатина.

Важнейшим свойством музыкального искусства является коммуникативность. Более всего урок музыки как урок искусства располагает к человеческому общению. Музыкальное искусство высокопорядочно по своей природе. Музыка может одарить яркими впечатлениями, погрузить в переживания так, что память об этом долго будет жить в человеке. Чем более доверительные отношения между учителем и учениками, тем успешнее будет процесс развития в детях чувств высшего порядка. Без осознания, что такое мораль и нравственность, не будет никаких предпосылок к развитию чувства любви к Родине.

Безусловно, на уроках музыки я всегда уделяла внимание развитию чувства патриотизма у детей, но это было связано с тематикой уроков, это как бы естественно вытекало из музыкального материала. Изучая арию Сусанина, мы говорили с учениками о подвиге главного героя оперы М.И.Глинки, о любви к Родине. В школе всегда были праздничные мероприятия, концерты, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, годовщинам битвы под Москвой и Сталинградской битвы. Ребята видят и слышат в средствах массовой информации о том, как мы гордимся нашими защитниками – ветеранами Великой Отечественной войны, помним о них, стараемся быть похожими на них.

Главную роль в возвращении нашей молодежи активной гражданско-нравственной позиции должна взять на себя именно школа! Что может сделать учитель музыки? Прежде всего самому занять эту активную гражданскую позицию и учить своих учеников быть гражданами своей великой страны на каждом уроке музыки. Учителю нельзя быть равнодушным, нужно поставить перед собой ясную цель, тем более что эта цель благородная, и не забывать, что с нами музыка, которая несет и общественно-преобразовательную функцию.

Для уроков, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в моем кабинете музыки существует музей патриотической песни, он называется «Время выбрало нас».

Экспозиция музея рассказывает о песенном творчестве воинов-интернационалистов. Песни, написанные в Афганистане, повествуют о Родине, воинском долге, дружбе и любви. Эти темы встречаются в любом музыкальном направлении, они всегда важны и актуальны для каждого человека. И.Н.Морозов, Ю.Н.Кирсанов и В.П.Куценко являются столпами, на которых зародилось и держалось такое музыкальное направление, как авторская «афганская» песня.

На стендах представлены тексты песен, биографии, фотографии авторов-исполнителей: Ю.Слатов и группа «Голубые береты» под руководством Сергея Ярового, В.Г.Верстаков, ансамбль «Каскад», Валерий Бурков, Александр Карпенко, В.Петряев. Имеются сборники стихов, песенники и полный комплект всех виниловых пластинок с записями «афганских» песен, выпущенных в Советском Союзе. Новое время – новые носители информации. В коллекции есть DVD, MP3 и AUDIO CD с песнями и выступлениями авторов и коллективов. Экспозиция музея постоянно пополняется новыми материалами. В музее кабинета музыки регулярно проходят открытые уроки и квесты, что активно способствует военно-патриотическому воспитанию школьников. Также музей кабинета хранит проектные работы учеников школы №1103. В этих работах воспоминания их родственников, выполнявших свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.

5‑й класс. Тема урока «Поэзия и музыка войны»

Перед уроком ребята учат заранее «Песенку военных корреспондентов» и «Жди меня».

Мы обсуждаем стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», его работу в газетах «Боевое знамя» и «Красная звезда». Слушаем песни Матвея Исааковича Блантера и фрагменты оперы «А зори здесь тихие…» К.В.Молчанова. Обсуждаем.

6‑й класс. Тема урока «Афганистан болит в моей душе»

Цели и задачи урока: знакомство ребят с историей нашей страны, с песенным творчеством воинов-интернационалистов, служивших Отечеству в Афганистане.

Ученики 6‑го класса – экскурсоводы музея готовят рассказ об экспозиции стенда в музее кабинета. Ребята заранее учат стихи Александра Стовбы, погибшего в Афганистане.

Это встречи с ветеранами-«афганцами», песни, исполняемые «Голубыми беретами» («У опасной черты» С.Ярового, А.Ре­шет­никова, «Память» Олега Гонцова), группой «Каскад» («Кукушка» Ю.Кирсанова, В.Ко­чет­кова).

Ребята читают стихи. Звучат песни, написанные воинами-интернационалистами: «Прости, моя мама» В.Буркова, «Ордена не продаются» Ю.Слатова.

Несколько стендов музея посвящены истории создания песен Великой Отечественной войны. Эта часть экспозиции музея используется в процессе проведения квестов для учеников и их родителей. Команды получают задания в музее 4‑й гвардейской армии «От Сталинграда до Вены». Задания весьма разнообразны, но одно из них обязательно заключается в исполнении какой-нибудь песни тех времен.

6‑й класс. Тема урока «Героические образы в музыке»

Цели урока: формирование у учащихся представлений о художественной картине мира. Овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях. Обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождения при этом оригинальных решений.

Слушаем бетховенскую увертюру «Эгмонта», А.Варламова «Подари улыбку миру», неофициальный гимн воинов-интернационалистов «Кукушка» Ю.Кирсанова.

Самый «героический» композитор – это Бетховен. В 1810 году он сочинил самостоятельное музыкальное произведение, а не вступление к какому-либо произведению (как переводится с французского слово «увертюра»). В музыке рассказывается о подлинных исторических событиях XVI века. Маленькая страна Нидерланды под игом жестоких завоевателей – испанцев. Народ страдает, но поднимает восстание, которое возглавил граф Эгмонт. Восстание подавлено, Эгмонт попал в плен и казнен, но жертвы были не напрасны. В 1576 году восставшие победили, а в 1609 году Испания признала независимость части Нидерландов. Я говорю:
– Сейчас я рассказала вам не только историческую правду, но и программу увертюры. Это программное произведение. Слушаем музыку, смотрим на экран. Мы не только услышим, но и увидим, как рождается музыка. Задание на слушание музыки: как вы услышали программу произведения, может быть, вы услышали что-то свое. Возможно ли это? Услышать в музыке что-то, понять ее иначе, чем задумал композитор? Обсудим это после просмотра.

Немецкий композитор в своей музыке затрагивал проблемы мирового масштаба, он мыслил широко.

Какие образы бывают в музыке? Героические, лирические. Мы учимся определять каждый, его роль.

Вот Юрий Иванович Кирсанов, офицер Российской армии, молодым капитаном попал в Афганистан. В условиях активных боевых действий сочинял стихи, мелодии, получались песни. Юрий Иванович рассказал в интервью о том, что он переписывался с американским ветераном боевых действий во Вьетнаме. Однажды Кирсанов спросил у американского офицера, сочиняли ли американские солдаты и офицеры песни и стихи во Вьетнаме. Тот ответил, что нет, и добавил, что только славяне могут сочинять песни под пулями. Эта песня родилась в бою. Я показываю ребятам сборник «Из пламени Афганистана», я недавно его приобрела для нашего музея патриотической песни в букинистическом интернет-магазине. В сборнике нашла стихи поэта-фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны Виктора Кочеткова. Читаю ребятам. Стихотворение называется «Весь просвечен заревой покой». Сборник стихов Виктора Кочеткова взял с собой в Афганистан молодой капитан Юрий Кирсанов. По рассказам Юрия Ивановича, он изменил некоторые строчки, что-то добавил, что-то убрал из этого стихотворения, сочинил мелодию, и получилась песня «Кукушка».

Считаю, что самые эффективные способы развить в молодых людях чувство патриотизма интерактивный и наглядный. Именно эти способы патриотического воспитания реализуются в экспонатах и квестах, которые может предоставить наш уникальный музей.

Галина СОКОЛОВА, учитель музыки школы №1103 имени Героя России А.В.Соломатина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте