search
main
0

С легкой руки Колмогорова

Почему одни государства стали общепризнанными лидерами мира, а другие не могут покинуть ряды аутсайдеров? Что обеспечивает фаворитам гонки научно-технического прогресса опережающие темпы развития и уверенность в собственных силах? Непобедимая армия? Передовая экономика? Несметные природные богатства или, может быть, «мощность» банковских хранилищ? Пожалуй, первопричина лидерства любой страны во все времена заключалась в другом – в силе духа, мощи интеллекта и активности ее граждан, помноженных на мудрое государственное управление…

На заседании Государственного совета, посвященном развитию отечественного образования, Президент России Владимир Путин отметил, что «уровень образования – это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на национальных перспективах».

Для того чтобы этого отставания не допустить, по инициативе руководства страны разработан и реализуется национальный проект «Образование». В нем предусмотрены два взаимодополняющих подхода, один из них – выявление «точек роста». Государственную поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики, чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс.

Наш рассказ о школе, которая, вне всякого сомнения, представляется одной из таких «точек роста», – о Специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета, его вкладе в развитие интеллектуального потенциала нации, укрепление обороноспособности и национальной безопасности России.

Возможно, кому-то покажется странным, что своим рождением необычное учебное заведение при главном университете нашей страны связано с… военным ведомством.

В Специализированном учебно-научном центре МГУ жива легенда, гласящая, что постановление об организации этой необычной школы всесильный генеральный секретарь Леонид Брежнев подписал во время перелета из Владивостока в Москву. Говорят, проект постановления сумел представить на подпись Брежневу генерал-полковник, летевший вместе с ним. Так это было или иначе, но военные к созданию этого учебного заведения явно приложили руку. А уж в брежневском ли самолете, кремлевском кабинете или улучили иной момент – не важно. А когда для школы было выделено недостроенное здание на окраине Москвы, именно военные его достроили. Это уже не легенда, а неоспоримый факт.

Зачем это нужно было Минобороны?

Школа должна была обеспечить возможности всестороннего развития юным физикам и математикам, химикам и биологам. Затем ее выпускникам после окончания соответствующих вузов предстояло своими исследованиями крепить оборонную мощь нашей страны в научно-исследовательских учреждениях и конструкторских бюро, занятых оборонной тематикой. В Минобороны понимали, что для создания лучшего в мире оружия необходимо взращивать и по максимуму использовать интеллектуальный потенциал нации.

Создателем школы по праву считается выдающийся российский математик XX века Андрей Колмогоров (1903 – 1987 гг.). Основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, академик АН СССР с 1939 г., Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной (1941 г.) и Ленинской (1965 г.) премий, он автор фундаментальных работ практически во всех областях математики и классической механики, теории информации, прикладных работ в геологии, биологии, генетике, металлургии. И даже в теории стрельбы.

– У Колмогорова в военной сфере по крайней мере два открытия, – рассказывает преподаватель СУНЦ профессор Александр Русаков. – Главное заключается в том, что он сумел довести математику до практического руководства по стрельбе, то есть предоставить артиллеристам, не имеющим специального математического образования, возможность устанавливать прицел по таблицам, которые они зубрили наизусть. Подчеркну, что руководство по артиллерийской стрельбе (1939 г.) еще до начала Великой Отечественной войны вошло в курсы лекций всех военных училищ, а в 1947 г. большая группа военных и академик Колмогоров были удостоены Сталинской премии. Другое его открытие резко повысило эффективность стрельбы зенитчиков. До него зенитчики тщательно целились, причем иногда два-три зенитных орудия вели огонь по одной и той же цели. А Колмогоров доказал, что с учетом тактики действий немецкой авиации (они летали эскадрильями) наибольшая вероятность поражения возникает при бесприцельной стрельбе из зенитных пушек в определенные сектора.

Реализация идеи Колмогорова и еще нескольких ученых – создать специализированное среднее учебное заведение – позволяла нашему государству решить жизненно важную задачу. Противоборство с Западом требовало создания передовых образцов вооружения и военной техники. Наш военно-промышленный комплекс нуждался в высококвалифицированных кадрах. С целью их подготовки руководство страны и приняло решение создать предлагаемую учеными школу в 1963 г.

И возник вопрос: наше Отечество богато талантливыми ребятишками, но каким образом, в каких городах и селах их искать?

– Основатель школы Колмогоров с момента ее создания взял за основу особый принцип отбора учеников, – рассказывает директор СУНЦ кандидат физико-математических наук, доцент Анатолий Часовских. – Ребят набирали из городов, в которых не было университетов, из сел, то есть из глубинки. Наши основатели считали, что дети из университетских городов и так имеют возможность общаться с учеными. А перед остальными только учеба в нашей школе открывает возможность творческого роста и поступления в ведущие вузы.

Всего таких особых школ организовали четыре: в Москве, Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), Новосибирске и Киеве. Чуть позже открыли школу на Урале, в Екатеринбурге (Свердловске). Сейчас подобных учебных заведений много в областных, республиканских центрах, но центрального, точнее, государственного уровня, как и прежде, всего четыре: московская, санкт-петербургская, новосибирская и уральская. Киевская школа теперь в другом государстве.

Принцип набора не изменился: школьников набирают в основном из сел, из неуниверситетских центров. В каждом классе московского СУНЦ – не больше двух учащихся из столицы. Московский СУНЦ направляет экзаменационные комиссии в 40 регионов и там организует вступительные экзамены. В столице и Московской области проводится только один тур экзаменов. Так что подавляющее большинство претендентов и соответственно учеников – иногородние. СУНЦ – это школа-интернат.

– Пропорционально, конечно, и москвичи попадают, – замечает Часовских. – Мы специально москвичей не отсеваем, но и преимуществ им не даем.

Талантливых детей выявляют, как и прежде, на областных, региональных и всероссийских олимпиадах по профилирующим для СУНЦ предметам. Поскольку школа государственная, обучение в ней бесплатное. Родители платят лишь за проживание, содержание и питание детей около 1.400 рублей в месяц.

В чем специфика преподавания в школе имени Колмогорова?

– При обучении творческая составляющая у нас превалирует над всеми остальными, то есть мы не ставим главной задачей подготовку к поступлению в вуз или что-то подобное, очень прагматичное, – отмечает директор СУНЦ. – Стараемся, чтобы дети больше всего занимались какими-то интересными творческими задачками. Для этого привлекаем преподавателей МГУ, которые сами занимаются живой наукой, ведут творческие исследования.

Пожалуй, главным критерием качества подготовки учеников в СУНЦ служат достижения его воспитанников. Большинство из шести с лишним тысяч выпускников, подготовленных за все время существования школы, продолжили образование в МГУ. Более 20 лет подряд примерно по 30 выпускников школы ежегодно поступали в Высшую школу Комитета государственной безопасности СССР (уже в 1970-е гг. в СУНЦ работали открытые постоянно действующие подготовительные курсы в это учебное заведение).

Среди выпускников московского СУНЦ – более 130 докторов наук, из них порядка 70 – в области технических и военных наук, то есть ученых, непосредственно занимавшихся исследованиями военного характера.

Выпускники СУНЦ разных лет работают ныне в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Курчатовском институте, в Физическом институте Российской академии наук, ведут теоретические работы по созданию двигателей следующего поколения для истребителей, совершенствованию космической техники, преподают в Академии Федеральной службы безопасности. Некоторые избраны депутатами Государственной Думы. Выпускника СУНЦ, в недавнем прошлом офицера ФСБ, Е.В. Касперского сегодня знают во всем мире благодаря антивирусным программам, созданным в его лаборатории. Это, так сказать, открытые примеры интеллектуальной доблести. А сколько закрытых, засекреченных достижений выпускников СУНЦ надежно служат безопасности нашего Отечества!..

Проверенный временем опыт набора учеников и преподавания в СУНЦ им. А.Н. Колмогорова используют в Южной Корее, Беларуси, собираются применить в Сирии. В корейском городе Пусан такая же, как у нас, школа была открыта в 2003 г. Лицей в Беларуси, в котором воплощаются принципы СУНЦ, курирует лично президент республики Александр Лукашенко. К слову, оснащение белорусского лицея практически ничем не уступает корейской школе. Наш же СУНЦ по этому показателю с корейской школой и белорусским лицеем сравнивать грустно. Поэтому ректор МГУ академик Виктор Садовничий принял решение о строительстве новых корпусов СУНЦ и оснащении их современным уникальным оборудованием.

Общеизвестна прописная истина: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…

Об этом надо помнить, создавая отвечающие требованиям XXI века условия для подготовки будущей интеллектуальной элиты страны. Им, юным физикам и математикам, химикам и биологам, завтра обеспечивать интеллектуальное и технологическое лидерство России на планете. Если в распоряжении наших одаренных детей не будет оснащенных по последнему слову техники лабораторий, тогда даже в тех сферах, в которых мы пока выглядим весьма достойно, вряд ли удастся надолго сохранить передовые позиции. В сугубо гражданских отраслях их потеря – это плохо, ущербно для государства и общества. В сфере разработки и производства вооружений, если мы хотим, чтобы Отечество не оказалось в смертельной опасности, это недопустимо.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте