search
main
0

С компасом по карте жизни

В эпоху информационного изобилия

Повседневная жизнь тесно связана с научно-техническим прогрессом и применением его достижений во всех сферах общества, а также с повсеместным ускорением преобразований.

Современному ученику, чувствующему себя уверенно в информационном потоке, бывает сложно грамотно распорядиться своим преимуществом. На помощь может прийти ранняя профилизация в школьном образовании.

Помощь ребенку с выбором специальности в будущем давно превратилась в одну из первоочередных задач современной школы.

Казалось бы, данная особенность нехарактерна для преподавания общественных и гуманитарных дисциплин, так как они по степени новаторства и внедрения новых технологий, по общему сложившемуся мнению, могут уступать точным, естественным наукам и техническим дисциплинам. Однако это не так. Современный взгляд на преподавание экономической географии, истории, обществознания и экономики требует более вдумчивого подхода. Важны методики, при использовании которых в дальнейшем ученики могут применить свои знания на практике. Важно подойти к профильному обучению в колледже или вузе с более качественным багажом знаний, умений и навыков.

Какие же методы и подходы можно использовать в рамках курсов географии и социально-экономической географии в средней школе с целью развития профильного подхода? Прошли времена героических геологов, и минула эпоха освоения колоссальных ресурсов нашей страны. Настало время развития пост­индустриальных мощностей, в которых географы и связанные с географией специалисты в основном заняты кабинетным трудом. Ввиду объективных причин география не отличается особой популярностью в рамках профессионального выбора, и спрос на профессии, связанные с географическими знаниями, конечно, крайне мал в современной экономической формации. Тем не менее в ходе преподавания предмета в основной и старшей школе можно выделить несколько важных методов, которые помогут сориентировать детей и развить профильные навыки.

Как же включить географию в перечень предметов, ориентированных на профильное обучение в условиях низкого спроса на географические знания? Пожалуй, самым важным и эффективным способом могут послужить метапредметные уроки.

Некоторые виды данных уроков являются очень действенным методом развития умений и навыков, ориентированных на разные профили. Так, например, метапредмет «Проблема» является универсальным способом формирования прикладных навыков. Постановка проблемных метапредметных уроков может улучшить способности учащихся в разных областях в зависимости от учебной параллели.

Разберем ряд конкретных примеров, изучаемых в школьном курсе географии, и рассмотрим метапредметные подходы, ориентированные на развитие профильных навыков учащихся.

Например, долгие годы актуальна проблема международных отношений. Данная тема активно рассматривается в разделе социально-экономической географии в 10‑м классе. Вопрос затрагивает сразу несколько компонентов из областей географии, экономики, истории и обществознания через призму международного права и общественных норм. Учащиеся изучают источники географического и исторического происхождения, рассматривают нормы международного права. В дальнейшем после постановки проблемы урока учащиеся делятся на рабочие группы, каждая из которых работает над решением задач из разных учебных и научных дисциплин. В данном случае это будут географы, историки, этнографы и юристы. Каждая из этих групп разрабатывает программу через подходы в своей научной области, и в ходе общей последовательной дискуссии вырабатывается единый план решения, выступающий аналогом «дорожной карты».

В следующем примере разберем тему, находящуюся на стыке естественно-научной и социально-экономической дисциплин. «Экологические проблемы России», курс физической географии России 8‑го класса. Здесь затрагиваются проблемы взаимодействия человека и биосферы. Тематика предполагает понимание разных профессиональных особенностей, умение ориентироваться в разных областях практической деятельности (в том числе экономических и общественных наук) и, конечно же, поиск эффективных решений. Будущим юристам, журналистам, экологам будет полезно развить навыки диалога на примере таких острых и важных тем с целью дальнейшего применения их в профильных направлениях гуманитарного цикла.

В ходе данного урока рекомендовано использовать проектную деятельность как основную на уроке. Учащиеся разрабатывают групповые проекты решения экологических проблем. За основу можно взять глобальные изменения в ключевых геосферах. Например, истощение черноземных почв как экология литосферы, загрязнение воздуха в крупных агломерациях как экология атмосферы, загрязнение сточными водами крупных и малых рек как экология гидросферы. Главным элементом занятия будет учебная дискуссия между детьми, в ходе которой учащиеся могут защитить проект.

Формой метапредметного урока, полезной для развития профильных навыков, является «Знак». В основе этого подхода лежит развитие навыков схематизации. В ходе этого урока ребята учатся рисовать схемы, строить графики, мысленно видеть то содержание, которое в них выражено. Например, формируют статистические таблицы, изображают схемы географических процессов. Данный способ можно применять в разных параллелях вплоть до 11‑го класса, но особый эффект он будет иметь в 8-9‑х классах при изучении географии России. Так, при изучении курса 8‑го класса в разделе «Население России» применение, а главное – построение различных схем, графиков и диаграмм является важным элементом учебной деятельности школьников. Например, в теме «Миграции населения» разработка учащимися графиков является важнейшей частью учебной деятельности.

В результате можно сделать следующие выводы. Ученики на метапредметных уроках развивают навыки обсуждения вопросов, которые носят неразрешимый характер, тем самым отрабатывают умение организовывать и вести диалог, осваивают технологии позиционного анализа, развивают способности целеполагания. Такие навыки, как работа с источниками информации, критический анализ источника, умение грамотно отстаивать свою позицию, крайне важны во многих отраслях профессиональной деятельности в эпоху информационного изобилия.

Егор МИХАЛИН, учитель географии школы №2031

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте