Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

С каждым годом все успешнее

Учительская газета, №20 от 17 мая 2005. Читать номер
Автор:

Москва, к сожалению, значительно позже других регионов страны стала участвовать в конкурсе проектов «Гражданин». В этом году состоялся только третий, однако уже по первому, который проходил в 2003 году, можно было судить, что столичные школьники вполне смогут в ближайшее время тягаться с сильнейшими, с теми, кто уже не один год показывает блестящие результаты.

В этом году на III Московском городском конкурсе, который проводится в рамках V Всероссийской акции «Я – гражданин России», в первом туре были отобраны 60 проектов, из них 12 удостоились чести продолжать соревнование в финале. Темы для проектов были взяты самые разные. Это прежде всего те, которые связаны с Великой Отечественной войной: «Памяти павших будем достойны», над которой работал поисковый отряд «Победа».

«Мы помним» – команда школы №1963, «Над нами время летит, но с будущим прошлое слито» – школа №1881, «Память сердца» Измайлово в годы Великой Отечественной войны», – школа-интернат №49. Как и в прошлые годы, для многих подростков важными проблемами являются экологические.

Например, ученики школы №9 назвали свой проект «Управление отходами школы». Их программа действий: исследование отходов и их характеристика; обработка отходов; использование отходов; проведение конкурса плакатов.

Заметное место в этой работе занимает момент – использование отходов. Ребята сами разработали и осуществили несколько идей. Из пластиковых бутылок вместе с учениками младших классов делали кормушки для птиц, из пластиковых упаковок – различные игрушки. Они добились почти 100-процентной утилизации отходов. Следующим этапом была работа с местными органами управления, которые одобрили действия подростков. В итоге на Юго-Западе столицы возникло движение, которое так и называется «Движение молодых на Юго-Западе».

Учеников гимназии №1516 увлекло создание «Спортивно-досугового комплекса в Гольяново». Они это обосновали тем, что в их районе мало спортивных сооружений, а число подростков с различными заболеваниями постоянно увеличивается. Итогом проекта стало решение управы способствовать решению этой проблемы.

Всегда вызывает большое удовлетворение, когда встречаешь у наших детей не простое сочувствие к слабым и обездоленным, но и горячее их желание помочь таким людям. Именно такой благородной целью задались ученики школы №1863. Они решили помочь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их проект называется «Преодоление». Они предложили им гипотерапию. Для этого нужно было подготовить специально обученных лошадей. Их замысел осуществился полностью. Родители больных детей очень благодарны школьникам, а они сами многое получили от своих подопечных.

Ребят из школы №1136 волнует качество питьевой воды. Они назвали свой проект «Качество воды – качество жизни». Они прежде всего провели глубокое исследование проблемы. При защите проекта назвали впечатляющие цифры. Свыше 400 миллионов человек на Земле страдают от недостатка воды. К 2050 году это число увеличится в два раза. Более 2 млн.человек ежегодно умирают от болезней, связанных с загрязнением питьевой воды. Ребята провели в школе День воды. Познакомили со своими исследованиями главного санитарного врача Москвы.

Судя по реакции всех присутствующих на конкурсе и школьников, и учителей, представителей администрации, большое впечатление произвел проект команды школы № 638 г.Зеленограда – «Создание школьного WEB-сайта». Цель его – представить свою школу в сети «Интернет». Подростков при этом беспокоит и репутация сайта. За ней будут следить своего рода «контролеры», которые будут отслеживать, что происходит на сайте.

Большинство проектов произвели самое благоприятное впечатление не только на жюри, но и на всех участников. И потому пришлось выбирать лучших из лучших. Критериями отбора были: актуальность и важность поставленной проблемы; социальная значимость проблемы; самостоятельность разработки проекта; реалистичность и перспективность проекта; практические результаты деятельности учащихся. Команды – победители конкурса были награждены ценными призами и памятными подарками.

Первое место заняла команда школы №1863, учителя-консультанты Галина Воронова и Ирина Саникидзе – за проект «Преодоление» (Организация конно-реабилитационных занятий для детей-инвалидов). Второе место получили ребята 638-й школы Зеленограда (учителя Ирина Тюрина, Светлана Бойко, Ольга Никишина) – проект «Создание школьного WEB-сайта». На третьем месте оказались ученики школы № 1136 (учителя Елена Жук, Людмила Бекетова) за разработку проекта «Качество воды – качество жизни».

Команда школы №1963 за проект «Мы помним» (учителя Марина Марченко, Тамара Витренко, Анна Шпакова), кроме диплома участника городского конкурса, которым были удостоены все без исключения команды, получила еще приз в номинации «За личный вклад».

В номинации «Зрительские симпатии» отмечена команда, выполнившая проект «Памяти павших будем достойны» (учитель Сергей Шербинин).

После подведения итогов с учителями – координаторами проектов, заместителями директоров школ был проведен мини-семинар или вернее обсуждение плюсов и минусов только что закончившегося III Московского городского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», организованного Московским департаментом образования и партнерством «СИВИТАС-Россия». Члены жюри высказали свои пожелания и замечания.

Председатель жюри, директор партнерства «СИВИТАС-Россия» Евгений Беляков обратил внимание на то, что при отборе лучших команд главный упор делается не на значимость, не на величие темы, а в первую очередь учитывается фактор, насколько она проработана. Если дети смогут доказать, насколько маленькая, на первый взгляд, малозначительная тема важна для людей, то этого будет достаточно.

Среди представленных на конкурс работ были такие, которые можно отнести к рефератам, несмотря на то, что они очень интересны, и, несомненно, детская инициатива и в этих случаях заслуживает похвалы. Но они не соответствуют методике проекта «Гражданин» или не полностью с ней совпадают.

Галина Романова, известный тренер по этой методике, которая одной из первых в России начала заниматься социальным проектированием, работала с этими проектами еще на первом этапе. Она тоже поделилась своими наблюдениями, отметив, что из 60 работ те 48, которые не были отобраны для финальных соревнований, в основном не соответствуют данной методике. Она подчеркнула, на какие параметры обращалось главное внимание при отборе: актуальность темы, которая должна иметь доказательный характер; сбор информации по источникам; собственная программа действий; описание реализации этих действий.

При защите проектов было замечено, что ребята не умеют хорошо подать те результаты, которых они добились. А задача педагогов, тренеров, консультантов состоит в том, чтобы помочь ученикам ярче показать итог работы. Общее впечатление от конкурса у Галины Алексеевны: некая размытость в выступлениях детей. Мало многое сделать, надо уметь это подать. Закон любого менеджмента – уметь преподнести.

Андрей Иоффе, заместитель директора партнерства «СИВИТАС-Россия» тоже говорил о том, что отраженные в работе факты, исследования не всегда были четко представлены в выступлениях ребят при защите проектов. Иногда было приведено слишком много фактов, из чего не было ясно, что именно было выделено как наиболее важное. Вместе с тем Андрей Наумович уверен, что в целом по сравнению с прошлым годом в социальном проектировании столичных школьников очевиден прогресс.

И это действительно так. В большинстве работ видна глубокая заинтересованность авторов в выбранной теме, их целеустремленность, ответственность, четкая гражданская позиция.

Полосы подготовили Ирина ДИМОВА и Маргарита КУРГАНОВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту