search
main
0

С «цифрой» на ты: как учителю оптимизировать свою работу и экономить время

Далекому от школы человеку может показаться, что работа учителя не очень трудозатратная: провел уроки до обеда и свободен. И только сами педагоги знают, как это непросто — помимо проведения занятий, которые отнимают много сил и энергии, нужно еще заполнять журналы, разрабатывать методические планы, проверять тетради, готовить отчеты и многое другое. В результате учитель может находиться в школе до самого вечера.

Фото pexels.com

К счастью, существуют инструменты, которые помогают оптимизировать рабочий процесс. Как технологии экономят время, разбираемся с заведующей учебной частью Яндекс Учебника Еленой Краевской.

Куда уходит время?

По закону стандартная учительская ставка составляет 18 часов в неделю, но в нее входит только проведение уроков. С учетом выполнения остальных задач российский педагог в среднем работает в 3 раза больше, говорится в Международном исследовании TALIS (Teaching and Learning International Survey). Это почти на пять часов больше, чем у зарубежных коллег. 

Больше всего времени, свободного от преподавания, у педагогов отнимают рутинные задачи — подготовка к урокам и проверка домашних заданий или контрольных работ. Конечно, у преподавателей с опытом уже есть наработки и планы занятий, но их все равно приходится корректировать: искать актуальные примеры, адаптировать для конкретного класса и так далее. 

Я знаю отличных учителей с многолетним стажем, но они все равно продолжают постоянно развиваться и собирать новые материалы. Например, каждый год перечитывают произведения, которые проходят с детьми по литературе, чтобы увидеть новый ракурс для дискуссии, — говорит заведующая учебной частью Яндекс Учебника Елена Краевская. — К тому же каждый новый класс отличается от предыдущего. Поэтому практически никогда не получается просто взять и без изменений использовать прошлогодние планы. 

Чтобы эффективно использовать рабочее время, учителя прибегают к различным лайфхакам. Рассказываем, на какие цифровые ресурсы стоит обратить внимание педагогам, а также как и для чего использовать их в образовательном процессе.

Оптимизировать рутинные задачи

В сфере образования появляется все больше онлайн-ресурсов, которые упрощают проверку знаний детей: учитель может выбрать как готовую проверочную работу из тех, что уже представлены на сервисах, так и собрать свою в рамках изучаемой темы. А дальше все просто: ученики выполняют задания, система их автоматически проверяет, показывает учителю индивидуальные и групповые результаты и собирает статистику успеваемости.

Однако есть нюанс — чаще всего подобные платформы просто показывают, что ребенок не справился с задачей, но не позволяют проанализировать причину. Пытаясь решить эту проблему, Яндекс Учебник совместно с Лабораторией проектирования содержания образования Высшей школы экономики создал специальную систему оценки. В рамках нее все учебные навыки, которые должны освоить дети по основным школьным предметам — русскому языку и математике — разложили на более мелкие элементы. Затем к каждому заданию платформы добавили информацию о том, какие умения оно прокачивает. Разработанный на основе этих данных алгоритм Яндекс Учебника определяет, где именно ошибается ученик, и предлагает ему дополнительные подборки с материалами. Они состоят из тех упражнений, которые направлены на восполнение пробелов. А педагоги могут посмотреть выгрузку платформы с данными о том, какие навыки нужно подтянуть у каждого конкретного ребенка, чтобы скорректировать образовательный процесс. 

Даже у супер вовлеченного учителя нет возможности досконально проанализировать навыки каждого из 30 учеников. А ведь ребенок мог, к примеру, не доучить таблицу умножения на шесть, из-за чего у него дальше возникли сложности по математике. Соответственно, система Яндекс Учебника помогает педагогу, с одной стороны, проверять знания всех детей, не тратя на это много времени, а с другой — корректировать процесс обучения и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Преподаватель видит статистику освоения конкретных тем и навыков как по всему классу, так и по каждому ученику в отдельности, и, в зависимости от ситуации, решает, какие аспекты стоит разобрать подробнее, что повторить и т.д., отмечает Елена Краевская.

Другая группа digital-платформ позволяет сделать проверку знаний более увлекательной. К ним относятся такие сервисы, как MyQuiz и Learningapps, с помощью которых учитель создает интерактивные тесты и викторины. Их можно использовать и в качестве домашних заданий, и для работы в классе. К примеру, педагог объясняет новую тему, после чего дети прямо на уроке проходят квиз. Преподавателям такой формат сразу дает реальную картину того, насколько хорошо школьники усвоили материал, а дети активнее вовлекаются в образовательный процесс за счет смены деятельности и интерактива.

Для решения еще одной рутинной задачи подготовки к урокам, также удобно использовать онлайн-платформы. Они содержат банк заданий по школьной программе, и учителя могут подбирать упражнения практически ко всем изучаемым темам. Так, в Яндекс Учебнике урок из 15 заданий можно собрать всего за 15 минут. Другой способ сэкономить время — обмениваться материалами с коллегами в социальных сетях: например, в группах ВКонтакте или в ТГ-каналах. 

Организовать коммуникацию

Кроме того, много времени у учителей уходит на общение: донести информацию до школьников, ответить на вопросы их родителей, обсудить организационные моменты внутри педагогического коллектива и так далее. Поэтому удобно, когда в школе приняты единые требования к тому, какие сервисы использовать и для каких целей. Например, учебные задания и материалы рассылаются только по почте или только в социальной сети ВКонтакте.

Правильное выстраивание коммуникации необходимо не только в отношениях с учениками, но и с родителями: потоки сообщений в мессенджерах не прекращаются круглыми сутками, порой даже в выходные. Решение этой проблемы достаточно простое. 

Лайфхак, который я придумала, когда работала в школе и даже была классным руководителем, — регламентировать время общения, — рассказывает Елена Краевская. — Когда преподаватель берет класс в начале года, он может просто предупредить всех мам и пап, что по любым вопросам они могут звонить или писать на электронную почту, но только в рабочее время и только в определенные часы. Учитель говорит, что он в доступе, условно, с 15 до 18, а остальное время его личное, которое нужно уважать. 

Не стоит забывать, что и сама школа — это целая экосистема, где нужно поддерживать коммуникацию между сотрудниками, составлять учебные планы и решать много других вопросов. Для таких целей тоже существуют сервисы, например, таск-менеджеры Trello или Asana, они помогают ставить задачи и отслеживать их выполнение в коллективе. Рабочие пространства этих программ выглядят как доски со стикерами и, по сравнению с другими подобными сервисами, очень просты в освоении. Другой популярный инструмент — Slack — это корпоративный мессенджер, в котором можно обсуждать рабочие вопросы, хранить информацию и редактировать документы. 

Школа, где я работала, внедрила Slack несколько лет назад, и это оказалось очень удобно. По сути, все учреждение подключено к мессенджеру, включая столовую, охрану, медкабинет и другие подразделения. По каждым учебным направлениям или задачам есть свой канал, где происходит коммуникация. Существуют даже отдельные чаты для того, чтобы педагоги могли излить душу или похвастаться работами учеников. Они так и называются: «Это провал» и «О хорошем», — вспоминает Елена Краевская.

Наладить собственный тайм-менеджмент

Приспособить для образовательных нужд можно и те инструменты, которые изначально не создавались для школ. Это планировщики, виртуальные доски, онлайн-документы, облачные диски и многое другое, что сильно упрощает жизнь и учителя, и учеников. Так, в качестве электронного ежедневника можно использовать Яндекс Календарь или Todoist. В них есть возможность создавать списки задач, ставить напоминания, а также делать общий доступ к какому-то событию — например, для участников педсовета или родительского собрания.

Начиная со средней школы ученики могут часть заданий делать в облачных документах. Понятно, что в процессе изучения русского языка навык письма от руки необходимо прокачивать, но в остальном нет ничего страшного, что дети работают за компьютером. Благодаря переходу на цифровые платформы, учитель сможет носить меньше тетрадей и, что важнее, оперативнее давать обратную связь по домашнему заданию, — считает Елена Краевская. — Еще один важный инструмент для педагога — облачные хранилища вроде Яндекс.Диска. С их помощью можно обезопасить себя на случай поломки рабочего компьютера: если сохранить резервную копию с методическими материалами или выпиской из журнала, то учителю не придется тратить время на восстановление документов.

Часто преподаватели готовят визуальные сопровождения к занятиям, классным часам или открытым урокам. Для таких задач помимо классического PowerPoint можно использовать более функциональные, но при этом интуитивно понятные программы, например, «Google Презентации». Они также подойдут для совместной работы, что очень удобно, если учитель планирует в качестве домашнего задания дать детям групповой проект.

Взаимодействовать в команде помогает еще один сервис — Miro. Это виртуальная доска — аналог обычной школьной, но с большим функционалом: на ней можно писать, рисовать, добавлять файлы и комментировать. С помощью нее ученики могут вместе работать над заданием, например, создавать генеалогическое древо правителей или готовить проект по химии. 

Прежде чем внедрять все эти сервисы, педагог должен быть уверен, что дети умеют ими пользоваться. И здесь особую роль играет преподаватель информатики. С ним можно и нужно объединиться: например, объяснить, какие digital-инструменты вы планируете использовать на уроках, и попросить его изучить их с детьми на занятиях. Но для этого в школе должна быть налажена коммуникация между преподавателями, уверена Елена Краевская.

Цифровые сервисы помогают упростить работу учителя, оптимизировать рутинные задачи и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Освоить их несложно, а высвободившееся время можно посвятить главному — работе с учениками, их творческому и интеллектуальному развитию. 

АВТОР: Анна Балашова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте