Цели урока: образовательная. Углубить знание по истории России; повысить качество экологической образованности и культуры учеников; конкретизировать их представление об антропогенном воздействии на природу; вырабатывать умение оценивать экологическую обстановку. Воспитательная. Воспитывать ответственное отношение к природе. Развивающая. Развивать познавательную и творческую активность учащихся, умение систематизировать материал.
Средства обучения: настенная физико-географическая карта России; географический атлас России для 8-го класса, “немые” карточки.
Опорные знания: понятия “антропогенный ландшафт”, “природная зона”, “гумус”; представление о природных ресурсах и рациональном использовании их.
До теперешней нашей Земли, до ее снегов, метелей.
Бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шевелит, ветвь – направо и ветвь – налево.
“Человек разумный” сидит на вершине этого древа.
А над ним проносится век. Повороты. Круговороты. Да неужто и человек – тупиковая ветвь природы?!
(Р. Рождественский. В музее естествознания.)
Давайте посмотрим, действительно ли человек является тупиковой ветвью природы?
Сейчас мы совершим небольшое путешествие по Русской равнине.
Через какую реку и море пролегал великий водный путь “из варяг в греки?” (По реке Днепр и Черному море.)
Какие народы заселяли в Х-ХI веках районы озера Ильмень и верховий Днепра, Западной Двины, Оки? (Восточные славяне.)
С какой целью происходило освоение новых территорий славянами? (С целью использования их природных ресурсов.)
При добыче полезных ископаемых не извлекается 55% нефти, 25% угля, 10% руд цветных металлов. Из полиметаллических руд извлекается всего 40-50% сырья. В ответах содержатся миллионы тонн пород, содержащих множество полезных компонентов. Можно ли назвать такое положение рациональным использованием исчерпаемых и невозобновимых ресурсов? (Нет это нерациональное использование невозобновимых минеральных ресурсов.)
Значит, расширяя потребление природных ресурсов, человек ускорил свое развитие.
Учитель пишет на доске: “Рост потребностей человека в природных ресурсах ведет к конкуренции и конфликтам. Истощение природных ресурсов”, – а также новое понятие: “Антропогенный ландшафт”.
г. Зеленоград будет природным или антропогенным ландшафтом?
Назовите все виды антропогенных ландшафтов на Русской равнине? (с/х пастбища, промышленные города, водохранилища, каналы, лесные полосы и т.д.).
В настоящее время в густо заселенной Московской области поймы рек распаханы и раскопаны под огороды почти до уровня воды. Оцените это антропогенное явление и спрогнозируйте его последствие. (Распаханность пойм ведет к гибели и рек, и лугов, т.к. почва вся смывается в реки.)
Естественные ландшафты Русской равнины изменены человеком в большей степени, чем в азиатской части России.
Учитель пишет на доске: “В результате воздействия человека на природу происходит преобразование природных комплексов в природно-антропогенные комплексы”, – а также новое понятие: “Природная зона”.
Перечислите природные зоны Русской равнины.
В какой из природных зон особенно нарушен экологический баланс? (Тундра – деградация оленьих пастбищ, заболачивание; лесная зона – обезлесение; степная зона – пыльные бури, засоление почв.)
Проанализируйте содержание указов Петра и оцените их значение: 1701 г. – указ об охране лесов по берегам рек; 1703 г. – закон о заповедных лесах; 1720 г. – указ об обмежевании лесов на берегах рек, морских берегах и на островах; 1722 г. – указ о создании службы надзора за лесами.
Каково их значение? (Указы имели лесоохранное и экологическое значение.)
В России с 1 июля 1993 г. образовано 83 заповедника. Они созданы в каждой природной зоне, но размещены крайне неравномерно. Наибольшее их количество на Русской равнине в пределах лесной зоны.
В начале ХХ века исчезал 1 вид животных за год, а сейчас 1 вид исчезает ежедневно.
К чему приведет вымирание лесов? (К эрозии почв; сокращению растительного и животного мира; деградации бассейнов рек; парниковому эффекту.)
Учитель пишет на доске экологическую задачу дня: “Выводить породы деревьев более продуктивные и устойчивые к экологическим нагрузкам. Утрата уникальных природных ландшафтов”, – а также новое понятие:
“Гумус”.
Перечислите, в каких почвах присутствует слой гумуса.
Почему В.В.Докучаев назвал русский чернозем царем почв и главным богатством России? (Самые плодородные почвы России. Распаханы.) На 60-70% пахотных земель произошла деградация чернозема, утрачено 30-50% запасов гумуса в почвах.
Потеря почвенной влаги достигла степени почвенной засухи. Заметно расползание радиоактивного следа чернобыльской катастрофы. Кризисное состояние почвенных ресурсов осложнено растущим водным дефицитом.
Учитель пишет на доске задачу: “Человеком должны быть созданы более действенные системы земельного планирования и землепользования”.
В 40 – 50-х годах считали, что вода – практически неисчерпаемый ресурс. В 60-х годах стали ощущать недостаток воды. С 70-х годов говорят о мировом дефиците воды.
В ХХI веке чистая пресная вода будет, по прогнозу ученых, наибольшим дефицитом.
Химикаты обнаружены даже в теле животных.
Я сорвала цветок – и он увял.
Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем.
Давайте помнить, что, засоряя и отравляя реки, почвы, воздух, мы не только обделяем себя, но и лишаем будущее поколение прекрасных творений природы.
Мы не унаследовали землю от наших предков.
Мы берем ее взаймы у наших потомков.
Елена КОРНЕЕНКОВА,
учитель географии
средней школы N605
Зеленоград,
Москва
Комментарии