search
main
0

С чего начинается творчество?

Знакомство с детьми через рисунки-заявки

Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Федор Достоевский

 

Как выявить одаренных детей в области изо? С чего начинать? В начальной школе наиболее удачный путь для раскрытия художественно-изобразительных способностей детей их рисунки-заявки на свободную тему. Таким образом, на первом уроке знакомство учителя с классом происходит не через список в журнале, а через рисунки. Это дает возможность раскрыться перед учителем каждому ребенку как личности. Из первых же свободных рисунков-заявок учитель узнает, с какой установкой пришел ученик в школу, с какими представлениями об окружающем мире, чем увлекается, к чему лежит у него душа.

Что для этого вида работы нужно подготовить ученику? Альбомные листы бумаги. Чем рисовать? Тем материалом, который у ребенка в наличии. Простыми и цветными карандашами или фломастерами, но можно и шариковыми и гелиевыми ручками. Главное – изобразить круг своих интересов.

Детям предлагается взять альбомный лист бумаги и перегнуть пополам, затем второй раз, третий и четвертый. Короче говоря, складываем лист бумаги вчетверо. Затем детям следует развернуть этот лист и положить перед собой. Далее учитель обращается к ученикам с вопросом: «Какую форму имеет альбомный лист бумаги?» «Прямоугольную», – отвечают дети. «Значит, у каждого из вас прямоугольный лист бумаги, разделенный на…» – учитель умышленно недоговаривает в надежде на то, что скажут сами дети. Они с удовольствием включаются в игру. «Лист разделен на клеточки», – отвечают одни. «На квадратики», – говорят другие. «На прямоугольники», – добавляют третьи. «И сколько всего их получилось?» – спрашивает учитель. С ответами вразнобой учитель не соглашается до тех пор, пока дети не придут к единому мнению. И вот наконец учитель одобряет подсчет. Получилось 16 прямоугольников. «16 экранов телевизоров или компьютеров, и именно 16 картинок необходимо вам нарисовать», – говорит учитель.

«А что рисовать и чем? – обычно спрашивают дети. И бывают удивлены, что можно шариковой ручкой. А еще больше они удивлены тем, что им предоставляется свобода выбора. Этот момент в структуре урока изо самый интересный, но его словами не передать, его лучше увидеть и услышать. Это не объяснение нового материала, не монолог учителя в плане наставлений и указаний и даже не вводная беседа с детьми, а попытка детей задаться вопросом: с чего же начинается творчество?

Много ли требуется времени на такой разговор? По объему написанного материала кажется много. А на самом деле всего лишь от трех до пяти минут. Ведь сами дети объясняют и растолковывают своему слушателю – учителю, что они нарисуют в каждом из 16 прямоугольников-экранов. Остается лишь одна задача – организовать тишину в классе при работе над рисунками. Почему в этом такая необходимость? Прежде всего, чтобы не мешать друг другу, максимально сосредоточиться на выражении своих мыслей, своего «я».

Чем большее количество рисунков выполняет ребенок, тем шире раскрываются его внутренний мир, внутренние потребности, тем больше он показывает, что уже знает и умеет, что его интересует, способен выразить себя как личность.

Конечно, можно нарисовать и то, как каждый ребенок провел лето. Это любимая тема всех учителей и разработчиков программ. Но достаточно ли этой информации для того, чтобы судить о ребенке справедливо и верно? И дадут ли своевременную информацию четыре – восемь рисунков, на которые потребуется четыре – восемь уроков, то есть месяц-два учебы по программе? В свое время я убедился на собственном опыте, что только после получения 16 рисунков и проведения 16 уроков в течение четырех месяцев, то есть через полгода, я имел представление о художественно-изобразительных способностях и возможностях детей. Решение проблемы пришло, когда я подводил итоги учебного года, имея на руках около 30 рисунков от каждого ребенка. Помогли и мои наблюдения за одаренными детьми, которые умудрялись за считаные минуты «отрисоваться» по программной теме, а после делали по нескольку свободных рисунков в свое удовольствие, для души.

Как-то я поинтересовался у одного-другого количеством изображений и очень удивился, что эти рисунки они пекут как блины. На одном альбомном листе помещалось до десятка и более мелких изображений, отражающих внутренний мир и внутренние потребности… С этого момента я и стал использовать свободные рисунки каждого ребенка для выявления уровня одаренности. Для чего? А чтобы отделить художников от нехудожников и по-разному организовывать работу с каждым из них.

По рисункам детей можно определить, посещал ребенок детский сад или воспитывался дома. Это видно по уровню выполнения рисунков. Заметил, что дети, посещающие детский сад, в своих рисунках делают больше технических ошибок, например, стебель цветка они изображают не двумя линиями, а одной. Учителю приходится обращать внимание на это, как, впрочем, и на остальные стереотипные изображения цветка.

С помощью свободных рисунков-заявок можно собрать с детей как можно больше идей, тем и замыслов. Кроме того, выяснить, с каким уровнем подготовки каждый из них, с какими врожденными качествами, природными способностями и возможностями. Если создать равные условия для всех детей и предложить им нарисовать минимум 32 картинки, то и работу следует выполнять на двух-трех альбомных листах в течение одного или двух-трех уроков. Это объясняется тем, что за весь учебный год в соответствии с учебной программой у них 34 урока по программным темам, а значит, и 34 задания. Но возникает вопрос: соответствуют ли прог­рам­мные темы и задания интересам каждого ребенка, его внутреннему миру и внутренним потребностям? Конечно, нет. Парадокс в том, что для учителя главное не дети, которых он должен воспитывать предметом, обучать и развивать, а выполнение программы. И лишь единицы решаются выйти из «строя учителей» и встать в «строй детей», для того чтобы осуществлять совместные действия. Вместо того чтобы опираться на знания, умения и навыки детей, приобретенные за шесть-семь лет жизни до школы, многие учителя стремятся переучить детей. Они начинают первый урок с первой программной темы, ничего общего не имеющей с чувственным и жизненным опытом детей, с их внутренним миром, внутренними потребностями, с их «отсебятиной». Пере­учи­ва­ние и бессмысленное переделывание детей под стереотипные рамки программы, нежелание и неумение раскрывать в них врожденные качества и природные способности приводят к тому, что у ребят пропадает всякое желание рисовать.

Спрашивается, для чего тогда знакомство с классом? Для чего узнавать каждого ребенка? Для того чтобы раскрыть природные способности или подавить их? По моим наблюдениям, многие учителя чаще всего подавляют индивидуальность ребенка, а это значит, что они даже не пытаются выявлять одаренных детей. Какие же проблемы необходимо решать учителю, знакомясь с детьми?

Во-первых, выявлять врожденные качества и природные способности детей.

Во-вторых, определять уровень общего развития, круг разнообразных интересов и увлечений каждого ребенка (сделать первый шаг к индивидуальной работе с каждым ребенком).

В-третьих, определять возможности каждого ребенка, для того чтобы не связывать его по рукам и ногам программными темами, а помочь ему расправить свои крылья.

Для этого и следует предложить ученикам два-три альбомных листа бумаги заполнить свободными рисунками на различные темы. Чтобы не утомлять детей такой большой работой, это можно сделать в форме игры «Кто больше?..». Таким образом, первый урок пройдет быстро, поскольку каждый ребенок, играя, «высказывается» о своем любимом, дорогом, наболевшем.

Чем большее количество рисунков и поделок выполняет ребенок, тем шире раскрываются его внутренний мир, внутренние потребности, видение окружающего мира, тем больше он покажет, что уже знает и умеет, что его интересует, может выразить себя как личность. Здесь как раз и рождаются интересные решения, пути осуществления задуманного. При этом проявляется много выдумки, фантазии. И чем больше у ребенка интерес к работе руками, тем больше этот интерес вызывает мыслительная работа, тем больше интереса проявляется к идейно-тематическому замыслу. Именно с идейно-тематического замысла и начинается творческий процесс, протекающий на глазах у учителя, помогающего каждому ребенку выразить себя.

На этом организационно-методическая работа учителя с учениками не заканчивается. Учитель беседует с каждым учеником в отдельности и узнает, что нравится и не нравится этому ученику, что бы он хотел сделать в следующий раз. Что касается программных рекомендаций, то учитель осуществляет их, вводя тот или иной элемент в рисунок ребенка, всячески обыгрывая каждый момент.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную. Поэтому для детей многое оказывается непонятным, а иногда даже пугающим. Задача учителя состоит в том, чтобы не только заложить основы учебной художественно-изобразительной деятельности, но и вызвать неподдельный интерес к урокам.

Чем же руководствуется учитель при проведении уроков? Конечно же, учебной программой. Но весь вопрос в том, как он это делает. Делает «как все» – идет от программы – или другим путем? Другим путем – это значит идти не от программы к ребенку, а наоборот.

И как тут не задаться вопросом: а много ли таких учителей, которые решаются идти не в ногу? Это творчески работающие учителя, которые исходят из внутреннего мира ребенка, его внутренних потребностей, переживаний, чувств.

Чем хороши свободные рисунки-заявки? Одни дети заполняют рисунками все 16 прямоугольников, другие – 32, а третьи, четвертые и пятые – от 3-4 до 50 и более. Это не важно. Важно то, что по этим рисункам-заявкам у учителя сложится определенное впечатление о каждом из них. Педагог сможет судить о фантазии, воображении, памяти ребенка, о его вкусе, врожденных качествах, природных способностях и возможностях, интересах и пр. Учитель увидит, о чем ребенок думает, мечтает, что его волнует, к чему лежит душа, что поможет при планировании работы и даст возможность в дальнейшем руководствоваться принципом учета запросов каждого ребенка. Главное – вызвать у детей искренний интерес, любопытство, радостный настрой на выбор своего пути. Но для того чтобы каждый ребенок выбрал свой путь не на распутье двух дорог, а из ста дорог, его необходимо сориентировать на нужное ему направление. А для этого следует выявить одаренность ребенка в том или ином виде деятельности. Важно это выявление проводить систематически начиная с первого урока в первом классе.

P.S. В тексте представлены рисунки учеников Виктора Плюхина.

 

Справка

Виктор Устинович Плюхин – кандидат педагогических наук, автор собственной методики преподавания изо. Окончил художественно-графический факультет Российского педагогического университета в Ленинграде, работал учителем трудового обучения, черчения и изо в школах, ассистентом, доцентом кафедры изобразительного искусства и черчения в МГПИ. Впервые разработал задачи, содержание и методику проведения спецкурса «Народное искусство Кольского Севера». Автор учебного пособия «Творчество – у истоков гражданственности», книжки для детей «Сказка про песню-мечту. Северные узоры. Учимся рисовать орнаменты» (М., 2001), многочисленных публикаций на темы воспитания у детей понимания и любви к прекрасному, приобщения их к народному творчеству.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте