search
main
0

С чего начинается Родина?

Какую картинку мы, педагоги, дадим нашим воспитанникам, такими и будут дети

Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Шарль Луи де Монтескье

 

С 2021 года в соответствии с принятыми поправками к Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации» в каждой школе должна быть разработана и утверждена собственная программа воспитания. Московскими школами накоплен колоссальный опыт организации воспитательной деятельности в школе. И управленческая задача сегодня состоит в том, чтобы грамотно обобщить и систематизировать всю проделанную работу, создать педагогические алгоритмы и представить их в виде документально оформленного планирования.

Что же является опорными точками в воспитательной работе школ МСД №33? Как бы это ни показалось странным, но в первую очередь ориентир на современного молодого человека. Согласитесь, все-таки о молодежи сегодняшнего дня мы подчас имеем очень приблизительное представление. А это неправильно, если мы хотим действительно неформально, то есть всерьез и надолго, заниматься воспитанием наших детей. И вот мы задались далеко не праздным вопросом: какая она – современная молодежь? Нынешняя молодежь много времени проводит в Интернете, социальных сетях, она быстро адаптируется к сменяющим друг друга технологиям и новшествам. Само по себе подобное явление ни положительное, ни отрицательное. Это люди, более свободные и открытые в общении (пусть нередко и виртуальном). Они хотят быть успешными в современном мире, иметь престижную профессию (пусть зачастую и понимаемую в сугубо материальном аспекте). Все это данности, с которыми школьный педагог не может не считаться.

Ключевой фигурой воспитания предстает в нашем понимании и педагог. Это и любой учитель-предметник, и, конечно же, руководитель класса, или куратор. Так, составляя портрет (код) современного московского педагога, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы Мария Николаевна Лазутова к основным характеристикам столичного учительства относит следующее:
– Внешний облик и внутренняя красота учителя часто совпадают. Не случайно многие дети хотят быть похожими на учителя, перенимают его манеру поведения, жесты, привычки, часто даже одежда учителя становится некоей моделью для школьников… У московского учителя есть еще масса достоинств, прекрасных качеств, серьезных убеждений, лучших черт характера. Достаточно назвать такие, как требовательность, ответственность за результаты своей работы, креативность.

И в самом деле, многие молодые люди имеют генетически заложенный инстинкт копирования. Вот почему так важно именно педагогу быть образцом для подражания во всем и, в частности, быть идеалом по своим человеческим качествам. Воспитать в другом можно лишь то, что воспитано в тебе самом. Личность педагога, его нравственная безупречность, репутация и авторитет – это предмет особой заботы управленческих команд школ, входящих в 33‑й межрайон.

В-третьих, главным моментом в организации воспитательного процесса для нас стало формирование в современном школьнике патриотически настроенной личности. Мы поставили перед собой центральный вопрос: а с чего начинается само чувство патриотизма? С любви? С уважения? С гордости? А может, с памяти?.. Или сразу с готовности встать на защиту Родины?.. Поначалу найти наиболее подходящее слово, отражающее специфику нашей воспитательной работы, так и не удавалось. Но постепенно через реальные воспитательные практики мы вышли на ключевое для нас понятие. Чувство патриотизма начинается со знания! Впрочем, не знания, просто переданного от учителя к ученику, а знания, приобретенного учеником посредством специально организованной деятельности, знания прочувствованного и пережитого. Очень важно, полагаем, в процессе современной воспитательной работы следовать древнейшему педагогическому принципу «не навреди». Истинное воспитание – это каждодневная, ненавязчивая, лишенная морализаторства и нудного проповедничества работа, направленная на формирование личности юного патриота – гражданина страны и жителя конкретного места (города, округа, района, улицы, дома).

Как известно, отличительной особенностью территории московского Севера, на которой располагаются школы 33‑го МСД, является неоценимый вклад в победу в период Великой Отечественной войны. В тяжелые военные годы Ленинградское шоссе стало одним из важнейших участков зоны обороны Москвы.

Хорошо ли знают о героических фактах прошлого современные московские школьники? А знают ли они в год празднования 80‑летия битвы под Москвой, что в Ленинградском районе столицы была сформирована одна из 12 дивизий народного ополчения – 18‑я дивизия, не погибшая в окружении фашистов, а сохранившая знамя и ставшая впоследствии 11‑й действующей гвардейской стрелковой дивизией?

Предпринимаемые со стороны профессионального сообщества 33‑го межрайонного совета директоров педагогические действия однозначно способствуют приобщению школьников к военной истории, оживляют прошлое, как бы реконструируют его, делают его героев героями сегодняшнего дня. Представим систему наших воспитательных событий.

Школы МСД участвуют в патриотических акциях, который год успешно проводимых по предложению депутата Государственной Думы Ирина Викторовна Белых: патриотическом шествии «Путь солдата» (митинге с церемонией возложения цветов к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду); патриотическом виртуальном флешмобе «Лучшая сотня» (публикации постов, где возлагаются гвоздики к фото памятника защитникам Москвы).

Педагоги и обучающиеся МСД поддерживают инициативы председателя Мосгордумы Алексея Валерьевича Шапошникова, направленные на увековечение памяти ополченцев Москвы, – принимают участие в издании энциклопедии ополчения 1941 года, открывают памятники (например, совместными усилиями на Ленинградском проспекте рядом с домом 27 в нынешнем районе Беговой напротив гостиницы «Советская» совсем недавно был установлен памятный знак в честь знаменитой 18‑й дивизии народного ополчения) и т. д. Не секрет, что долгое время по некоторым идеологическим причинам роль и место народных ополчений несколько замалчивались, в недостаточной мере освещались в различных источниках. А ведь победный итог войны сложился потому, что советский народ всем миром встал на защиту своих рубежей: и Красная Армия, и тыл, и партизаны, и, без всякого сомнения, народные ополченцы. Именно поэтому война носила характер отечественной. Подчеркнем, что целью патриотической работы в современной школе должна быть истина, то есть исключительная правда о военных событиях.

Почти в каждой школе МСД действуют музеи боевой славы, в которых применяются самые современные технологии музейной педагогики. Более того, в школе №1251 функционирует целый музейный комплекс, частью которого является музей «Добровольцы», полностью посвященный как раз 18‑й дивизии. Обращаем внимание на то, что музей не просто создан и бережно хранит бесценные экспонаты. Музей живет полноценной жизнью в недрах школьных событий. Так, знакомство дошколят со школой начинается именно с музея. Помните, как в песне: «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» Какую картинку мы, педагоги, дадим нашим воспитанникам, такими и будут дети. Но дети вырастают. Многое меняется, а музей точно остается в жизни подростков. В школе №1251 успешно работает школьный актив музея, и можно сказать, что музей выполняет объединяющую миссию не только внутри школы, но и далеко за ее пределами. Местом для встреч с родительской общественностью, ветеранами войны и труда, представителями общественных организаций, законодательного собрания и бизнеса всегда становится школьный музей. Поэтому сконструированную открытую музейную среду смело можно называть переговорной площадкой для всех поколений горожан.

Большим достижением школы №1251 можно считать регулярное проведение уроков по всем предметам школьного цикла на базе музея. Это стало возможным благодаря тому, что было создано не что иное, как современный музей для современного городского жителя. Здесь есть и QR-коды, и технологии дополненной реальности, и рамки-гиды, и экспонаты, распечатанные на 3D-принтере, и портативные MP3‑колонки… Иными словами, есть все, что позволяет погрузиться в атмосферу военных лет и совершить своеобразные виртуальные путешествия.

Но педагогическому коллективу школы №1251 важно и другое. 18‑я дивизия – это история 80‑летней давности. И любой современный школьник в открытую или про себя спросит: «А при чем тут я?!» В связи с этим, как бы опережая постановку такого рода вопроса, блокирую ее, мы придумали для ребят различные долгосрочные музейные проекты, цель которых определили так – поименно вспомнить героев войны.

Перечислим некоторые направления музейных проектов:
– поисково-исследовательская работа (розыск потомков ополченцев, установление с ними контактов, прослеживанием их судеб);
– экспедиционно-познавательная работа (выезды к местам боевых действий, например к памятнику героям-панфиловцам под Волоколамском, к мемориалу в деревне Ефимоново под Истрой);
– развивающе-игровая работа (проведение квизов по тематике музея, ежегодных межрегиональных онлайн-конференций, посвященных истории 18‑й дивизии народного ополчения).

Такая разнонаправленная деятельность школьного музея не могла пройти незамеченной в глазах общественности города. На городском смотре-конкурсе школьных музеев «Помним героев войны и Победы» музей школы №1251 занял 2‑е место. Награждение прошло на Поклонной горе. И там же под эгидой Мосгордумы и Департамента образования и науки города Москвы стартовал конкурс школьных музеев «Памяти подвига Московского народного ополчения в Битве за Москву», результаты которого мы с нетерпением ждем.

В настоящее время у школьников нашего МСД также есть уникальная возможность участвовать в общегородском патриотическом и образовательном проекте «Мой район в годы войны». Его участники получат статус волонтеров истории, что позволит выпускникам добавить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в целый ряд вузов столицы. Проект позволит увековечить память о жителях районов Северного округа столицы, которые ковали Победу и на фронтах, и в тылу. Уже сейчас ребята с помощью ресурсов школьных музеев находят имена забытых волею судьбы героев, которые жили в соседнем доме, певцов и военных журналистов, исколесивших дороги по всем фронтам, узнают, как укрывали парки, как сохраняли коллекции музеев, даже сколько детей родилось в те страшные годы и где тогда были родильные дома. Ребята узнают, что каждый из московских районов вносил свой посильный вклад в Победу.

«А достойно учиться – это патриотично?» – спросят многие. С нашей точки зрения – да. Воспитание и обучение не противопоставлены, а рассматриваются в тесной связке. Например, в школе №1251 патриотическая работа не является прерогативой только кадетских классов. Ребята из недавно сформированного IT-класса с большим воодушевлением составляют электронный каталог музея «Добровольцы», печатают на 3D-принтере макеты для музейной экспозиции, участвуют в создании виртуальной версии музейного пространства.

Появились и новые направления работы академического класса. Такой класс в школе №1251 представлен тремя профилями: экономический, естественно-научный и правовой. И вот ученики естественно-научного профиля изучают историю взвода противохимической защиты 18‑й дивизии народного ополчения. 36 бойцов и командиров этого взвода 26 ноября 1941 года совершили подвиг под Истрой в деревне Ефимоново, по значимости сопоставимый с подвигом 28 панфиловцев под Волоколамском. Что же в итоге? Осуществляемая патриотическая работа вовсе не помеха для качественной предметной подготовки. Высокие результаты предпрофессиональных экзаменов, стабильно высокие результаты ЕГЭ, команда лауреатов конференции «Наука для жизни» – вот те лишь немногие достижения, которыми могут гордиться обучающиеся естественно-научного профиля. Эти и подобные успехи в работе академического класса школы №1251 объективно признаны партнерами. Дело в том, что школа является базовой для ряда крупнейших вузов и научных учреждений города. По линии IT-класса выстроено тесное сетевое взаимодействие с МГТУ имени Н.Э.Баумана, а по линии академического класса – с Финансовым университетом при Правительстве РФ (экономический профиль), РНИМУ имени Н.И.Пирогова (естественно-научный профиль), МГЮА имени О.Е.Кутафина (правовой профиль).

Таким образом, мы считаем, что одним из ключевых условий успешности образовательного процесса школы №1251 является соблюдение постулата: обучению в старшей школе предшествует хорошее гуманитарное образование, получаемое на дошкольном, начальном и основном этапах общего образования и базирующееся на крепкой патриотической составляющей.

Сегодня не подлежит никакому сомнению мысль о том, что патриотическое воспитание является главенствующим элементом образовательной концепции любой московской школы. Если говорить коротко и просто, то патриотизм прежде всего ассоциируется как минимум с жизнью человека в родном городе, с родным городом и для родного города. Каждая школа 33‑го межрайона наполняет программу воспитания своим содержанием. Но центральное место в ней, безусловно, занимает патриотически-ориентированная работа, выражаемая в реальных делах. И все-таки пазлы системы организации воспитательного процесса в современной школе никогда бы не сложились, если бы не прочно закрепившийся в этой системе знаниевый компонент.

Школы 33‑го межрайонного совета директоров совместно с социальными партнерами умеют гармонично встраиваться в систему военно-патриотического воспитания молодежи и сами обладают уникальным опытом педагогической работы, способствующей тому, чтобы, говоря фигурально, патриотизм растекался по всем школьным сосудам и наполнял смыслом всякое урочное и внеурочное начинание.

Татьяна КРАВЕЦ, директор школы №1251 имени генерала Шарля де Голля;
Марина ПЕЧНИКОВА, руководитель школьного музея «Добровольцы» школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, почетный житель района Сокол

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте