search
main
0

Рынок под микроскопом. Прогнозы есть, но кто ими пользуется?

Уже более десяти лет в Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области существует аналитический отдел, который занимается прогнозными расчетами и определением тенденций на рынке труда. Главная задача аналитического отдела – прогнозирование – базируется на двух основных источниках. Каких именно, нам рассказала Елена Маслова – начальник отдела программ занятости и рынка труда.

– С одной стороны, идет анализ всей государственной статистики. Мы учитываем и социально-экономическое положение области в сопоставлении с российскими показателями, и результаты переписи населения, и демографическую ситуацию. С другой стороны, служба занятости располагает своей собственной статистикой об общем количестве безработных, числе обратившихся, их социальном статусе, возрасте, образовании, количестве заявленных вакансий и так далее. Кроме того, прогноз не будет достоверным, если нет хорошей социологической базы. Поэтому с момента создания аналитической службы мы проводим регулярные социологические опросы различных групп населения, в том числе выпускников учебных заведений всех уровней образования, работодателей, безработных. Только потом на основании всех этих данных выстраивается система и возможен прогноз. А уже опираясь на него, мы составляем региональную программу содействия занятости населения.

Программа, о которой говорит Елена Валерьевна, – документ объемистый и серьезный. Его используют в своей работе практически все управленческие структуры области: главное финансовое управление и управление экономического развития, органы образования и агропромышленный комплекс, главное управление труда и социального развития, а также управление исполнения наказаний и даже контрольно-счетная палата области. Со всеми ними программа согласовывается и выстраивается дальнейшая совместная работа. Участие в реализации программы работодателей, профсоюзов, органов соцзащиты позволяет говорить о социальном партнерстве.

Каковы же итоги 2004 года?

«Общая численность безработных, состоящих на учете в службе занятости в 2004 году, превысила уровень 2003 года на 6,9 тысячи человек (110,2%) и составила 74,1 тысячи человек.

Положительной тенденцией на областном рынке труда является повышение спроса на рабочую силу. Заявленная предприятиями потребность в работниках в 1,1 раза выше, чем за предыдущий год. Заработная плата на заявленных вакансиях выросла в 1,5 раза.

Вырос уровень безработных, имеющих профессиональное образование: с 56% до 61,6%, в том числе имеющих высшее образование – на 4 пункта.

Доля молодежи от общего числа безработных на полном рынке труда составляет 39,7%, а среди зарегистрированных на бирже – 36,6%, из них каждый второй имеет высшее или среднее профессиональное образование.

С целью поиска постоянной работы в органы службы занятости обратились 40 тысяч юношей и девушек от 16 до 29 лет. Из них 23,1 тысячи нашли работу, 4,3 тысячи направлены на обучение профессиям, востребованным на рынке труда, и 26 человек занялись предпринимательской деятельностью».

Интересная деталь: по данным социологов, для мужчин, ищущих работу, особо важным моментом при трудоустройстве является организация труда, для женщин – режим работы и местоположение предприятия, а для молодежи – официальный характер трудовых отношений. То есть та самая трудовая книжка, фиксируемый стаж работы и хотя бы минимальный социальный пакет.

Без трудового стажа молодому человеку сегодня никуда. Главные требования, которые современный работодатель предъявляет к своим будущим сотрудникам, – это высшее образование, владение компьютером и/или автомобилем и, как правило, стаж работы по специальности.

– Наш выпускник попадает в сложную ситуацию, – говорит Елена Маслова. Он не может получить опыт работы, пока учится, а как только отучился, с него уже этот опыт требуют. Поэтому большинство студентов, особенно в госвузах, используют производственные и учебные практики как задел на будущее. С четвертого, а то и с третьего курса ребята идут подрабатывать и после окончания вуза вместе с дипломом получают рекомендательное письмо, а то и трудовую книжку. При оптимальном стечении обстоятельств они и работать остаются на тех предприятиях, где проходили практику. Ряд воронежских вузов, например Воронежский государственный технический университет, успешно решают вопросы трудоустройства своих выпускников. Причем делают это из года в год, сохраняя и развивая отношения с ведущими предприятиями-партнерами. Между прочим, таким образом вузы только укрепляют свой авторитет, ведь многие абитуриенты при поступлении оценивают дальнейшие перспективы своего трудоустройства. В результате очередного опроса работодателей выяснилось, что они готовы брать выпускников ведущих вузов даже без опыта работы, высоко оценивая их уровень подготовки.

Вместе с тем в последние годы растет спрос на специалистов рабочих профессий, тогда как среди безработной молодежи многие имеют высшее образование.

Из прогноза областной целевой программы «Содействие занятости населения Воронежской области на 2004-2005 годы»: «Ожидается дальнейший дефицит квалифицированной рабочей силы. Уже сегодня предложение рабочей силы в 2,5-3 раза отстает от спроса. А по ряду специальностей (станочники, рабочие строительных профессий) в пять и более раз».

А вот что говорит Светлана Болохонова, ведущий специалист отдела программ занятости и рынка труда, социолог:

– По результатам опроса школьников получается, что они больше сориентированы на рейтинг профессии, а не на ее востребованность на рынке труда. Сегодня уже наблюдается перепроизводство юристов и экономистов, однако конкурс на экономические и юридические факультеты не только не падает, но даже растет. Прогнозируется рост востребованности инженерных специальностей, но это до сих пор не услышано ни детьми, ни родителями, ни школой. Многие родители ориентированы на то, чтобы дать ребенку просто высшее образование, не задумываясь, сможет ли он в будущем найти работу. В итоге, по данным соцопросов, половина выпускников вузов не собирается работать по полученной специальности. Среди выпускников техникумов эта доля ниже – 30 процентов. То есть по специальности хотели бы работать около 70 процентов имеющих диплом о среднеспециальном образовании.

Помня о том, что среди зарегистрированной безработной молодежи «лидирует» именно эта категория, поневоле задумаешься, почему ребятам так не везет. Среднее специальное образование – вроде бы неплохо, можно начинать трудовую жизнь с рабочего, имея при этом перспективы для карьерного роста. Но наша промышленность еще не настолько расцвела, чтобы платить заводскому работяге, а потом и мастеру достаточную зарплату. А с другой стороны, может быть, не ту специальность выбирают ребята при поступлении? По-прежнему ориентируются на престижность, а не на востребованность?

– Во время одного из опросов, – продолжает Светлана Ильинична, – мы спрашивали выпускников техникумов, кто помог им выбрать будущую специальность? И только 1,3 процента из них ответили, что в этом им помогла школа. Остальные ребята сказали, что или сами выбрали свою будущую профессию, или родители настояли. Хотя, на наш взгляд, в этом отношении на первом месте должна быть школа.

Одно из направлений работы службы занятости – сотрудничество со школьными профориентаторами. Как оказалось, некоторые воронежские школы смогли сохранить такие штатные единицы. Но из-за сокращения финансирования психологов и социальных педагогов в школах становится все меньше, поэтому профориентационная работа буксует. Получается, что школьникам никто не может рассказать о профессиях, о том, что далеко не всегда «престижная работа» значит «гарантированная и хорошо оплачиваемая». О том, что есть модные профессии, а есть востребованные, многие ребята просто не знают. При Воронежской областной службе занятости существует информационное агентство, которое очень плотно работает со школами. Даже сейчас, когда профориентаторов как таковых в школах фактически не осталось, работники агентства проводят встречи со старшеклассниками, собирают на семинары классных руководителей и педагогов-предметников. Любой школьник может бесплатно пройти здесь тестирование, определить свои профессиональные склонности и познакомиться с информацией о том, какие специалисты сегодня нужны.

Необходимо рассказывать подросткам о ситуации на рынке труда, помогать им осознанно выбрать будущую профессию. Согласитесь, обидно, когда на последние деньги выучишь своего любимого сыночка, а он потом останется без работы. Прогнозы рынка труда уже существуют, осталось только научиться ими пользоваться. Себе во благо.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте