– Эй, русский, Сашка, ты еще живой? Я думал, что ты сгорел в своем танке… Еще сгоришь. Я буду поджигать тебя, пока тебе не будет могила, – доносился чужой голос из рации.
Командир Т-34 старшина Александр Милюков опешил. А враг продолжал:
– На твоем колхозном тракторе только в могилу. Ну что, выйдешь на нем один на один против моей “Пантеры”? Один на один, по-рыцарски…
– Ах, это ты, гад?! – чертыхнулся старшина Милюков и ответил:
– Я готов. Посмотрим, чья возьмет.
– Выходи на дуэль сейчас. Только завещание напиши…
– Сам о завещании побеспокойся, – крикнул Милюков, кроя немца на чем свет стоит.
Тот умолк. Умолк и Милюков, стал ждать, что скажут члены экипажа. Гитлеровец-то в более выгодных условиях, 76-мм пушка Т-34 не брала лобовую броню “Пантеры”, а немецкий танк мог сжечь “тридцатьчетверку” чуть ли не с двух километров, а с тысячи метров уж наверняка.
25 НОЯБРЯ 1941 г. министерство вооружений и боеприпасов рейха поручает фирмам “Даймлер-Бенц” и MAN выпустить машину, превосходящую советский средний чудо-танк Т-34 по вооружению и бронированию. Немецкая “тридцатьчетверка” (будущий танк Т-VG “Пантера”) должна была иметь массу 35 тонн, 37-мм пушку с длиной ствола 70 калибров, максимальную скорость передвижения 55 км в час, бронирование: лоб – 60 и борт – 40 мм. Мощность двигателя – 650-700 лошадиных сил.
В мае 1942-го фирмы представили специально созданной комиссии свои проекты. “Даймлер-Бенц” – танк, даже внешним видом напоминавший Т-34. Но требование комиссии об установке на новом танке длинноствольной 75-мм пушки, по существу, отстранило этот проект. Прошел проект фирмы MAN. Первый образец был изготовлен в сентябре 1942 г., а в ноябре начался серийный выпуск. Он не затмил Т-34, но с длинноствольной 75-мм пушкой получился самым добротным в гитлеровских “панцерваффе”.
“Пантеры” на советско-германском фронте массированно были применены в июле 1943-го на южном фасе Курской дуги. И в течение полугода экипажам наших танков, в том числе КВ-1 и Т-34, чтобы выиграть дуэль у “Пантеры”, приходилось проявлять высочайшее мастерство. Только зимой 1944-го в танковые части начали поступать более мощные танки Т-34/85 (была установлена длинноствольная 85-мм пушка в башне с увеличенной толщиной брони, эта машина почти по всем параметрам превзошла “Пантеру”). Параллельно с модернизированной “тридцатьчетверкой” в войска направлялся и тяжелый танк ИС-2, впоследствии признанный сильнейшим танком Второй мировой войны.
А ТЕПЕРЬ вернемся к дуэли. “Пантеры” и Т-34. Танк Милюкова стрелой вылетает на исходную. Велик риск, но когда еще можно встретиться с “хитрющим”, чтобы расквитаться с ним? А расквитаться было за что. В недавнем бою его “Пантера” двумя снарядами прошила “тридцатьчетверку”. Экипаж Милюкова ее проворонил, она внезапно выползла из второго эшелона и открыла прицельный огонь. Тогда все чудом остались живы.
Во втором бою ловушку “Пантере” устроил экипаж Милюкова. Но как ни старался командир орудия сержант Семен Брагин, снаряды шли мимо. Уворачивался немец так ловко, что все поняли – за рычагами “Пантеры” ас. Заряжающий рядовой Григорий Чумак обозвал немца “хитрющим”. И вот танкисты вступают с ним в схватку.
Милюков нервничал, понимал, что останется в живых и командиром экипажа, только если с блеском выиграет поединок. Иначе трибунал: “тридцатьчетверка” сорвалась с боевой позиции без приказа комбата. Проигрыш же вообще сулил верную смерть.
Местность давала экипажу шанс на успех, была безлесной, испещренной балками и оврагами. А Т-34 – это скорость, маневренность, куда там “Пантере” до нее. В прошлом механик-водитель старшина Милюков выжимал из машины все, что можно было. Главное – приблизиться к “Пантере” на 300-400 метров, тогда можно вести огневую дуэль на равных. Но немец-то не будет ждать, значит, метров 700 “тридцатьчетверке” придется идти под его прицельным огнем.
Гитлеровец выстрелил сразу, как только экипажи увидели друг друга. Снаряд вонзился в землю рядом с советским танком. Прибавить скорость? Но “тридцатьчетверка” на каменистом участке давала километров тридцать, не более, и прибавить могла лишь чуть-чуть. Не пролетишь эти 700 метров, успеет немец выстрелить. И Милюков тут же снизил скорость. Решил, пусть немец прицелится: Представил: вот сейчас он впился в прицел… “Тридцатьчетверка” рванулась чуть раньше, может, на секунду, прежде чем из ствола “Пантеры” плеснуло пламя. Опоздал немец, снаряд прошел мимо. А тут еще Николай Лукьянский (он находился на командирском месте):
– Двенадцать секунд, командир, я засек, двенадцать.
– Умница, Лукьянский, – похвалил Милюков.
Теперь он знал, что между первым и вторым выстрелом немца двенадцать секунд. Увеличил скорость. Проскочить бы еще метров 200! А Лукьянский считал: “…Семь! Восемь! Девять! Десять! Одиннадцать!..” Милюков тут же, что было силы, рванул на себя оба рычага. Танк вздрогнул и замер. Снаряд перед самым носом вспахал землю.
Т-34 то резко тормозил, то бросался в стороны, и немецкие снаряды шли мимо. Экипаж мастерски использовал каждую ложбинку, холмик для защиты, неумолимо приближаясь к “Пантере”. Немец посылал снаряд за снарядом, но “тридцатьчетверка” была неуязвима. И нервы у немца не выдержали, “Пантера” стала отступать. “Струсил, гад!” – кричал Милюков, – даю скорость!”
Танк противника пятился. В том, что в нем сидел настоящий ас, наши танкисты убедились вновь. Ни разу немец не подставил борт или корму. И только когда перед отступающей “Пантерой” оказался спуск, она, задрав пушку, на секунду показала днище. Этой секунды хватило, чтобы Семен Брагин влепил бронебойным в уязвимое место.
“Пантера” загорелась. Экипаж Милюкова захлебывался от восторга, танкисты кричали, хохотали, ругались.
Их отрезвил голос комбата по рации:
– Милюков! Дуэлянт хренов, под суд пойдешь.
Уже после боя отважной четверке скажут, как внимательно за поединком наблюдали с советской и немецкой сторон. С тревогой и любопытством. Редчайший случай – рыцарская дуэль в двадцатом веке. За то время никто, кроме участников дуэли, не произвел ни одного выстрела. Уже после боя Милюков оценил выдержку комбата. В момент поединка он не произнес ни слова, понимал – не надо под руку. Свое недовольство высказал, когда поединок был выигран, и то один раз, вскользь. Может быть, потому, что в душе был доволен, а может, оттого, что по окончании рыцарской дуэли бой разгорелся уже между подразделениями, и экипаж Милюкова вновь праздновал победу, да какую! Т-34 встретилась с тремя “Тиграми”, сожгла их, затем раздавила вместе с расчетами несколько артиллерийских орудий…
Как сложилась судьба отважной четверки? Командир орудия Семен Брагин и механик-водитель Николай Лукьянский погибли, первый – в день Победы в Кенигсберге, второй – 2 мая в Берлине. О заряжающем Григории Чумаке автору ничего неизвестно. Александр Милюков встретил Победу в Германии, остался жив. Он один из тех, кто входит в когорту советских асов-танкистов: уничтожил шесть “Тигров” и одну “Пантеру”.
Родился Александр Милюков в 1923 г. в селе Наровчат Пензенской области в крестьянской семье. Окончил 10 классов и школу Гражданского воздушного флота, но летчиком не стал. На фронт прибыл в 1942-м, попросился в танкисты, механиком-водителем. После того, как его КВ подбили, пересел на Т-34, вскоре стал командиром. В феврале 1943-го в боях за Харьков его экипаж одержал первую победу – уничтожил “Тигра”, который по многим параметрам превосходил Т-34. Под Харьковом Александр горел в танке.
В разгар боев на Курской дуге он, как уже знает читатель, сжег “Пантеру”, а затем еще три “Тигра”. В 1944-м Милюков окончил Саратовское танковое училище. Еще два “Тигра” он записал на свой счет в 1945-м, в Германии, будучи младшим лейтенантом, командиром роты 53-й гвардейской танковой бригады (3-я танковая армия, 1-й Украинский фронт). Участвовал в уличных боях в Берлине. В июне 1945-го за мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны работал на Одесской киностудии. По его сценарию снят захватывающий фильм “Экипаж машины боевой” о том самом поединке на Курской дуге.
На снимке: Герой Советского Союза Александр Милюков.
Комментарии