search
main
0

Русский язык

Наша Таня громко плачет…

Методика учебного моделирования*. Разбор по членам предложения

Разбор – это действие подведения под понятие. Чтобы безошибочно провести языковой анализ, ученику необходимо преодолеть два главных препятствия: во-первых, усвоить новую для него грамматическую терминологию (“подлежащее”, “сказуемое” и т.д.), а во-вторых, научиться отличать один член предложения от другого.

Первое препятствие легко преодолевается при помощи веселой рифмовки (“Жук – насекомое жужжащее. Жук – это подлежащее” и т.д.).

А теперь почти все зависит от качества ориентировочной основы действия. Чем полнее ориентировочная основа, тем она лучше. Однако она должна быть по возможности краткой. Явное противоречие? Да. Как же оно решается? Как правило, путем отбора грамматического минимума. Обычно при изучении членов предложения, помимо главных членов, в такой минимум входят второстепенные члены (иначе говоря, определение, дополнение и обстоятельство не различаются).

Между тем очевидно, что значение и роль каждого из второстепенных членов предложения становятся по-настоящему понятны только при их сопоставлении и противопоставлении. В системе членов предложения все они взаимосвязаны.

Вот почему, учитывая необходимость введения полной ориентировки в формируемом действии, с одной стороны, и желательность ограничить, уменьшить обьем изучаемого материала, с другой – предлагается решать подобное противоречие выбором определенного уровня разбора. Например, в данном случае мы ограничиваемся понятиями “сказуемое” вообще (не уточняя, какое именно сказуемое), “дополнение” вообще и т.д.

Можно не детализировать пока, не уточнять, какие бывают виды определений, дополнений и обстоятельств, но эти пять единиц составляют одну законченную систему.

Найти различия между разными второстепенными членами – вполне посильная задача для младшего школьника.

Какие нужны доказательства,

что здесь и сейчас (обстоятельства)?!

Полнота ориентировочной основы подразумевает выбор таких ориентиров, которые необходимы и достаточны для распознавания любого члена предложения. В данном случае роль таких ориентиров выполняют специальные вопросы к каждому из членов предложения.

Однако в некоторых предложениях попадаются слова, не являющиеся членами предложения. Значит, важно также научить ребят отличать их от членов предложения. Казалось бы, это совсем не трудно. Если слово отвечает на вопрос, это член предложения, а если вопроса к данному слову задать нельзя, тогда это слово не является членом предложения.

Но такое представление правильно только наполовину. Неполнота ориентировочной основы действия приводит к ошибкам. Например: “Танечка, не плачь!” Разве нельзя спросить: “Кто?” – Танечка. Подлежащее? Нет, это вообще не член предложения, а обращение.

Что же касается членов предложения, то они отличаются только при помощи таких вопросов, которые задаются ОТ одного члена предложения К другому.

О том, что существует связь между двумя членами предложения, свидетельствует такой вопрос. Сравните: “Наша Таня громко плачет”. Таня (что делает?) плачет. Плачет (кто?) Таня. Таня (чья?) наша. Плачет (как?) громко. А вот между словами “Танечка, не плачь!” подобного вопроса вставить нельзя. Действительно: Не плачь (кто?). Подразумевается “ты”. Это было бы подлежащее. (А Танечка – “она”. В этом предложении Танечка – обращение).

Кстати, понять, что такое “обращение”, ребенку совсем нетрудно:

Чтобы кого-то позвать для общения,

необходимо сказать (обращение).

О том, насколько полезно познакомиться с “нечленами” предложения, говорит хотя бы то, что благодаря этому оказывается возможным очень рано обьяснить пунктуационное правило, требующее обособления вводных слов, междометий, обращений. На таблице эти слова обозначены опрокинутыми треугольниками: внизу нарисован такой же большой треугольник, слева и справа от него запятые, а над ним правило из одного слова: “Выделяй!”

Выполнять это требование грамотного письма можно уже во 2-м или 3-м классе (не откладывая до 7-го или 8-го класса). (См. таблицу).

Как называются слова в предложении?

Жук – насекомое жужжащее.

Жук – это …

(Подлежащее.)

Будет как настоящая кошка, в тетрадке рисуемая. Вот один главный член – …,

(Подлежащее.)

а вот и другой – …

(Сказуемое.)

В нашем классе, во втором, за учительским столом говорят:

– Без промедления разыскать …!

(Определения!)

Сразу чувствую волнение, как увижу …

(Дополнение.)

Какие нужны доказательства, что здесь и сейчас – …!

(Обстоятельства.)

Чтобы кого-то позвать для общения, необходимо назвать …

(Обращение.)

Хоть говорят их между прочим, без них не молвится молва. Конечно, может быть, нам очень полезны … …

(Вводные слова.)

Несказанных чувств соцветие выражает …

(Междометие.)

Служебное слово.

А трудная служба?

Веселая служба

По имени дружба!

Слова подружились –

от счастья смеюсь,

и люди меня

называют …

(Союз.)

Зиновий ГОЛЬДИН

Богатство языка есть богатство мыслей.

Н.М. КАРАМЗИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте