Перевернутое лукошко
Грамматический разбор по методике учебного моделирования
Окончание. Начало в “УГ” N 48 (1996 г.)
Предлагаемые условные обозначения морфем легко соединяются в общую структурную формулу состава слова. Эта графическая формула может быть нарисована без отрыва, одной сплошной линией.
Звуковой состав слова передается при помощи упрощенной “детской транскрипции”. (Разумеется, учитель может использовать и привычную для него систему транскрибирования).
Традиционный разбор слов по составу в основном является графическим, но иногда он становится звуковым. Эта непоследовательность видна, например, в том, как разграничиваются основа слова и его окончание, когда говорится об основе на “j” или на мягкий согласный.
Чтобы разбор был последовательным, он должен быть в каждом случае чем-то одним: либо позвуковым, либо побуквенным.
Вот разбор звучащего слова:
А вот разбор графического слова:
Сравниваем. В начальной форме звучащего слова окончание нулевое, а у написанного слова есть видимое окончание – это мягкий знак. Действительно, это изменяемая часть графического слова, а следовательно, окончание. При традиционном разборе считается, что у такого слова нулевое окончание. Но при этом происходит путаница, так как ученик видит буквы, а не транскрипционные знаки. А по буквам выходит, что это никакое не нулевое, а настоящее буквенное окончание.
Попробуем сравнить анализ слова с так называемым разделительным знаком.
В написанном слове Ь входит в состав приставки. В сказанном слове приставка укорачивается, так как никакого звука Ь не означает, зато корень удлиняется, поскольку добавляется транскрипционный знак .
Разделительная функция твердого или мягкого знака состоит в недопущении слияния согласного звука с гласным. Сам термин “разделительный знак” как бы подсказывает, что эти звуки в слове читаются “раздельно” друг от друга, а вот это уже неточность. Все звуки внутри одного фонетического слова читаются слитно, последовательно сливаясь друг за другом в целое звучащее слово.
Просто (и это прекрасно видно при сравнении обеих схем морфемного разбора, выписанных столбиком) между согласным и гласным произносится еще один согласный звук – , но, конечно, все это сочетание произносится одним духом, без всякого разделения звуков.
Сравним разбор слова с основой на “j”:
В звучащем слове, действительно корень заканчивается звуком . Но корень написанного слова заканчивается гласной буквой. Соотносимые окончания заметно различаются (звук У, а буква Ю).
Обычно в таком случае производится побуквенный морфемный разбор (“окончание Ю”), но почему-то требуется вспомнить, что основа на [] . А тогда выходит, что тут какой-то удвоенный йот (ЗНАЙ плюс Ю). Смешение двух подходов приводит к путанице.
Подобная ситуация происходит оттого, что основа слова определяется по звучащему слову, а окончание – по написанному. Нужно во избежание путаницы последовательно и четко провести до конца сначала один, а затем другой тип разбора, не смешивая их.
Сопоставление результатов наглядно выявляет особенности буквенной записи по сравнению со звучанием. Систематическая работа над подобным сравнительным морфемным анализом способствует развитию не только высокой орфографической зоркости, но и безошибочного орфоэпического слуха учащихся.
Мы не оговорились: речь идет именно об орфоэпическом, а не о фонематическом слухе. Какая разница? На наш взгляд, значительная.
Фонематический слух различает только фонемы, фактически ориентируясь больше не на то, как слышится, а на то, как пишется. Орфоэпический же слух более тонок, он позволяет различать реальные звуки живой речи.
Словообразовательный разбор
Для простейших случаев это подойдет – разобрать основу, как от печки, отталкиваясь от корня: слева- приставка, справа – суффикс.
Но для точного словообразовательного разбора это, к сожалению, совсем никуда не годится.
Но почему же? Ведь так легко все получается!
Да хотя бы потому, что невозможно отчетливо представить себе, какие именно здесь морфемы, где проходят границы между ними. “Ведь как нельзя в матрешке сразу достать ту, последнюю и самую маленькую, которая далее не делится, не содержит в себе еще более крохотной, так же нельзя во всех случаях правильно уже “с первого захода” извлечь из многоморфемного слова корень” (Н.М.Шанский. Занимательный русский язык. – М., 1996; т.I, с.278).
Вот когда слово строилось, все начиналось действительно с корня. Потом оно обрастало служебными морфемами (суффикс, приставка, соединительная гласная, окончание). Происходило это не вдруг, а постепенно. При этом образовавшееся слово тут же приобретало соответствующее грамматическое и словарное значение. Грамматическое – значит становилось ясно, к какой части речи его отнести, а также, что очень важно, является ли данное слово изменяемым или же неизменяемым.
Но теперь, приступая к словообразовательному разбору, мы будем выполнять все в обратной последовательности, применяя остроумный “принцип матрешки”.
В чем смысл этого правила? Представим его наглядно.
Вот так шел исторический процесс образования данного слова:
А вот как надо разбирать это слово по составу:
К этому мы добавим только синтез и анализ слова в его звучании.
Вот как формировалось фонетическое слово:
А вот в каком порядке проводится его словообразовательный разбор:
Сравним разбор одного и того же слова в его письменной и устной формах.
Вот морфемный состав написанного слова:
А вот каковы морфемы сказанного слова:
Поиск морфем звучащего слова идет в том же порядке, с применением тех же средств, что и для слова графического.
1)
Изменяя слово, выделяем в нем нулевое окончание.
2) Соотнеся с образующим прилагательным , находим суффикс .
3) Сравнивая затем это прилагательное с производящим глаголом , вычленяем суффикс .
4) Сопоставляя этот глагол с формой совершенного вида , выделяем суффикс .
5) Соотносим глагол с производящим бесприставочным глаголом , находим приставку , а одновременно
6) извлекаем, наконец, корень . Отмечая чередования гласных и согласных , мы вспоминаем при этом: (см. рис. 1)
Минутку! Это что же, для начальной школы?!
Вас это смущает? Тогда для средней школы. А впрочем…
Как я слово разбираю?
С конца – краю начинаю,
вынимаю понемножку
за матрешкою матрешку.
Зиновий ГОЛЬДИН
“учение с увлечением” (С.Соловейчик)
привлечем внимание
“Что умею завлекать – это дело личное”.
навлечь беду
вовлек (в компанию)
извлекается (корень квадратный)
повлекло за собой (какие-нибудь последствия)
привлекательный (с виду)
развлекательность (которую Н.М.Шанский
считает антонимом “занимательности”)
Не отвлекайтесь!
“влеченье, род недуга” (А.Грибоедов)
Ищи корень!
Подробный морфемный анализ слова
С морфемным разбором дети знакомятся еще в начальной школе, изучая основы таких понятий, как “корень”, “суффикс”, “приставка”, “окончание”.
Переходя в среднюю школу и начав более подробное знакомство с данными понятиями, ученики сталкиваются с определенными трудностями, производя морфемный разбор. Исходя из моего опыта, мне бы хотелось показать необходимость в подробном разборе, когда учитель знакомит ребят не только с отдельными морфемами, но и показывает, как из простого разбора слов по составу можно узнать лексическое значение морфем и этимологию слов.
Возьмем для примера разбор существительного “учительница”.
Для того чтобы правильно выбрать окончание слова, необходимо его изменить. (Это не относится к наречию, так как ученики знают, что наречие не изменяется, следовательно, не имеет окончания).
И.п. учительница
Р.п. учительницы
Д.п. учительнице
В.п. учительницу
Т.п. учительницей
П.п. учительнице
При склонении слова изменяется его окончание. Ребенок видит это наглядно, следовательно, для него не составит труда выделить окончание. Кроме того, параллельно учитель дает возможность повторить падежные вопросы.
С выделением основы у детей, как правило, трудностей не возникает, так как правило в учебнике гласит: “Основа слова – это часть слова без окончания”.
Далее необходимо выделить корень, подобрав ряд однокоренных слов. Подбирая цепочку однокоренных слов, мы параллельно повторяем словообразовательный разбор:
учительница <- учитель <- ученик <- учебы <- учение <- учить
Теперь ребенок видит, что у однокоренных слов один и тот же корень и одно лексическое значение, и легко выделяет данную морфему.
Теперь необходимо показать и научить детей правильно выделять суффиксальные морфемы. Если слово с одним суффиксом, то ученики, помня о том, что суффикс стоит после корня, без труда выделяют его, но при выделении нескольких суффиксальных морфем возникают сложности. Учитель должен научить ребенка видеть каждую морфему, рассказывая лексическое значение и происхождение суффикса. Для этого нам опять необходимо прибегнуть к словообразовательному разбору (см. выше).
Убрав из цепочки все слова, оставив только данное к разбору и последнее, мы можем увидеть и показать детям, что в данном слове присутствует суффикс -и-.
Учитель отмечает, что это суффикс глагольный, и обьясняет его присутствие в существительном.
Кроме того, можно привести одноморфемные слова с данным глагольным суффиксом.
К суффиксу -тель- должен быть особый подход, так как это суффикс существительного. Учитель показывает наличие данной морфемы в однокоренном слове, обьясняя лексическое значение суффикса, и приводит примеры одноморфемных слов.
На данных примерах обьясняется значение морфемы -ниц- (морфема указывает на женский род). Ученик наглядно видит ее и выделяет.
В данном примере нет приставочных морфем, но их находят и выделяют по типу суффиксальных.
Ольга МИТРУШЕНКОВА, учитель русского языка и литературы 803-й средней школы
Москва
Грамматика повелевает даже царям.
молье╡
Комментарии