search
main
0

Русский сквозь молчание

Гармоничная работа

С введением новых ФГОС ООО повысились требования к коммуникативным, личностным, метапредметным результатам, которые должны демонстрировать школьники. При этом большинство методов, используемых в общеобразовательных школах, не всегда подходит для ребят с нарушенным слухом, осваивающих АООП ООО.

 

Среди глухих и слабослышащих ребят наблюдается больший процент числа леворуких учащихся по сравнению с детьми без ОВЗ. При сочетании факторов нарушенного слуха и мануальной асимметрии чаще обнаруживаются нарушения чтения и письма, что в совокупности с проблемами развития речи при нарушениях слуха лишь усугубляет ситуацию.

Исследования А.Р.Лурия, Е.Д.Хомской, Т.Г.Визель показали, что одинаковый по размерам и локализации очаг поражения левого полушария у левши или амбидекстра приводит к более легким последствиям, чем у правшей.

В ситуации введения новых ФГОС и активного внедрения новых технологий по развитию и совершенствованию связной речи необходимо внедрение в работу различных методов психологии – нейропсихологии, психолингвистики, нейролингвистики, а также системного подхода в развитии познавательной сферы.

Одним из методов является метод предъявления алгоритмов высказывания. Учитывая особенности восприятия текстовой информации глухими и слабослышащими учащимися, а также особенности восприятия информации леворукими и праворукими, для лучшего усвоения и воспроизведения информации им даются алгоритмы высказывания. Например, «Предложение простое, так как в нем есть только одна грамматическая основа». Данные фразы и предложения записываются в тетрадь при выполнении каждого задания. После того как учащиеся освоили и отработали данный алгоритм, он сворачивается: «Предложение…, так как…» Пропущенные слова учащиеся должны вставить самостоятельно. Данный метод помогает глухим и слабослышащим обуча­ющимся запомнить учебный материал, совершенствовать словесную речь и словесно-логическое мышление для установления причинно-следственных связей.

На уроках русского языка используются следующие приемы: применение цветных карандашей для записи учебного материала (минимум 6 цветов), каждый из цветов имеет свое значение; использование цветных схем на уроке (на экране/на интерактивной панели). При этом цвет карандашей подбирается в зависимости от значений, присущих цветам в обыденной жизни. Например, красным обозначались главные предложения, главные слова в словосочетаниях, главные слова при обособлении.

Использование схем и цветных карандашей активизирует зоны правого полушария, а использование алгоритмов высказывания – зоны левого полушария, что приводит к гармоничной работе полушарий мозга и лучшему усвоению материала, а также к развитию словесно-логического мышления, памяти и внимания.

В начале учебного года глухим и слабослышащим ученикам обычно достаточно трудно выполнять данные требования в связи с проблемами в установлении причинно-следственных связей, а также по причине недостатка активного словаря и в связи с большим объемом письменных работ. Однако к концу учебного года видны первые результаты: улучшается понимание причинно-следственных связей, сложных грамматических конструкций, более свободной становится ориентация в грамматическом материале, появляются развернутые самостоятельные высказывания.

 

Светлана ШАРОВА, педагог-психолог колледжа малого бизнеса №4

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте