Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80‑х годов и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
В рамках развития мини-музея «Русская изба» были созданы пособия «Музей в чемодане», для девочек – «Хозяюшка», для мальчиков – «Удалец-молодец», содержание которых является интерактивным, мобильным познавательно-игровым комплексом для детей дошкольного возраста, предназначены они для изучения русского быта, культуры и фольклора, а также реализуют гендерный принцип классического народного воспитания. Пособия соответствуют требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде.
Цель: ознакомить детей старшего дошкольного возраста с атрибутами русского быта, домашнего и приусадебного хозяйства.
Задачи:
1. Ознакомить с особенностями ведения хозяйства на Руси.
2. Закрепить понятие об орудиях труда.
3. Продолжить знакомить детей дошкольного возраста со старинными профессиями, трудовыми навыками.
4. Воспитывать навыки ведения хозяйства.
5. Развивать трудовые качества, самостоятельность, ответственность.
Вариативность использования:
– сюжетно-ролевые игры «Дом», «Сапожная мастерская», «Кузница», «Приусадебное хозяйство»;
– игровой интенсив: подвижные, настольные игры, спортивные игры, развивающие силу и выносливость;
– метод погружения в историческую атмосферу русского дома, быта, домашнего хозяйства, приусадебной деятельности;
– предметно-практическая деятельность (изготовление атрибутов для игровой деятельности, предметов мебели, хозяйства, орудий труда и т. д.);
– музыкально-эстетический цикл (разучивание русских народных песен, загадок, пословиц и поговорок о труде, чести, доблести, храбрости).
II. Пособия «Музей в чемодане», «Хозяюшка»
Цель: ознакомить детей старшего дошкольного возраста с атрибутами русского быта, культуры, фольклора.
Задачи:
1. Ознакомить с особенностями русского народного сарафана, дать понятие о головных уборах.
2. Закрепить понятие о предметах домашнего уюта, их назначении и технологии изготовления.
3. Продолжить знакомить детей дошкольного возраста с домашней утварью.
4. Закрепить знания детей о русских народных игрушках, забавах и русских народных играх.
5. Формировать навыки ведения хозяйства.
6. Продолжить использование метода моделирования.
7. Развивать эстетические чувства, творчество, самостоятельность, ответственность.
– сюжетно-ролевые игры («Ряжение», «Дом»);
– игровой интенсив: театральные игры, подвижные, настольные русские народные игры;
– метод погружения в историческую атмосферу русского дома, быта, календарных праздников, проведения обрядов;
– предметно-практическая деятельность (изготовление хлебобулочных изделий для игровой деятельности, плетение половиков, лоскутное шитье, вышивание рушников, вязание салфеток, изготовление кукол-закруток и т. д.);
– музыкально-эстетический цикл (разучивание русских народных песен, закличек, пестушек, загадок, пословиц и поговорок).
Результативность реализации технологии музейной педагогики в ДОУ:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, то есть оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, то есть к художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Комментарии