search
main
0

Русская изба

Музейная педагогика как инновационная технология в ДОО

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80‑х годов и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (работы М.Ю.Коваль, О.В.Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Музеи рассматриваются как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, Т.А.Алешина), социокультурное пространство российской провинции (А.Л.Филатова), оцениваются в качестве информационно-коммуникативной системы (С.В.Пшеничная).
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции мини-музеями. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, они более свободно оперируют образами.
Один из принципов организации мини-музея в ДОО – обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО. В нашем детском саду реализуется модифицированная программа «Особенности интеграции национально-регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста», соответственно мини-музеи созданы с учетом задач этой программы. Это мини-музеи «Русская изба» и «Бурятская юрта».
Цель создания мини-музеев – приобщение детей к истокам русской, бурятской и других культур народов Забайкалья, формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
В рамках развития мини-музея «Русская изба» были созданы пособия «Музей в чемодане», для девочек – «Хозяюшка», для мальчиков – «Удалец-молодец», содержание которых является интерактивным, мобильным познавательно-игровым комплексом для детей дошкольного возраста, предназначены они для изучения русского быта, культуры и фольклора, а также реализуют гендерный принцип классического народного воспитания. Пособия соответствуют требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде.
 
I. Пособия «Музей в чемодане», «Удалец-молодец»

Цель: ознакомить детей старшего дошкольного возраста с атрибутами русского быта, домашнего и приусадебного хозяйства.

Задачи:
1. Ознакомить с особенностями ведения хозяйства на Руси.
2. Закрепить понятие об орудиях труда.
3. Продолжить знакомить детей дошкольного возраста со старинными профессиями, трудовыми навыками.
4. Воспитывать навыки ведения хозяйства.
5. Развивать трудовые качества, самостоятельность, ответственность.

Вариативность использования:
– сюжетно-ролевые игры «Дом», «Сапожная мастерская», «Кузница», «Приусадебное хозяйство»;
– игровой интенсив: подвижные, настольные игры, спортивные игры, развивающие силу и выносливость;
– метод погружения в историческую атмосферу русского дома, быта, домашнего хозяйства, приусадебной деятельности;
– предметно-практическая деятельность (изготовление атрибутов для игровой деятельности, предметов мебели, хозяйства, орудий труда и т. д.);
– музыкально-эстетический цикл (разучивание русских народных песен, загадок, пословиц и поговорок о труде, чести, доблести, храбрости).

II. Пособия «Музей в чемодане», «Хозяюшка»

Цель: ознакомить детей старшего дошкольного возраста с атрибутами русского быта, культуры, фольклора.

Задачи:
1. Ознакомить с особенностями русского народного сарафана, дать понятие о головных уборах.
2. Закрепить понятие о предметах домашнего уюта, их назначении и технологии изготовления.
3. Продолжить знакомить детей дошкольного возраста с домашней утварью.
4. Закрепить знания детей о русских народных игрушках, забавах и русских народных играх.
5. Формировать навыки ведения хозяйства.
6. Продолжить использование метода моделирования.
7. Развивать эстетические чувства, творчество, самостоятельность, ответственность.

Вариативность использования:
– сюжетно-ролевые игры («Ряжение», «Дом»);
– игровой интенсив: театральные игры, подвижные, настольные русские народные игры;
– метод погружения в историческую атмосферу русского дома, быта, календарных праздников, проведения обрядов;
– предметно-практическая деятельность (изготовление хлебобулочных изделий для игровой деятельности, плетение половиков, лоскутное шитье, вышивание рушников, вязание салфеток, изготовление кукол-закруток и т. д.);
– музыкально-эстетический цикл (разучивание русских народных песен, закличек, пестушек, загадок, пословиц и поговорок).

Результативность реализации технологии музейной педагогики в ДОУ:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к настоящему музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. Ребенок должен покидать музей с ощущением подъема еще на одну ступеньку.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Развивающие задачи:
учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, то есть оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, то есть к художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть музей вокруг себя, то есть раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Татьяна АЛЕКБЕРОВА, старший воспитатель детского сада №161 «Елочка», Улан-Удэ, Республика Бурятия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте