search
main
0

Русская Америка. В США и Канаде хотят знать нашу культуру

Сегодня в коридорах западноевропейских и американских университетов все чаще и чаще можно услышать русскую речь. Обучение за границей российских студентов, диковинное для конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, давно перестало восприниматься как нечто экзотическое. Но, к сожалению, ситуация с образовательными обменами для учеников средних школ все еще продолжает напоминать то далекое время, когда российские дети только начинали стучаться в двери американских школ.

Изменить сложившуюся ситуацию намерены Американские советы по международному образованию, признанные лидеры в области академических и образовательных обменов между странами Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и США. Сегодня эта организация осуществляет новый проект, открывшийся визитом директоров крупнейших негосударственных школ США и Канады в Москву и Санкт-Петербург. Его цель – установление тесных контактов с московскими и санкт-петербургскими негосударственными гимназиями и лицеями, государственными физико-математическими, художественными, музыкальными и спортивными школами, а также коррекционными школами для детей, страдающих различными видами нарушений и расстройств.

Миссия выполнима

Что же представляют собой Американские советы по международному образованию, для чего они создавались и какие цели преследуют?

– Наша миссия – содействовать развитию демократии и гражданского общества путем поддержки образовательных и исследовательских программ, воспитания лидерства, предоставления широких возможностей для усовершенствования личности и общества через обучение, – рассказывает директор Американских советов по развитию в области образования Кевин Спенсли. – Деятельность нашей организации, основанной в 1974 году как Американский совет преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ), направлена на развитие научных исследований, преподавание и создание учебных материалов в области изучения русского и английского языков. Кроме этого, приоритетной целью является укрепление связей и развитие сотрудничества между научными сообществами США и стран Евразии. В 1987 году по решению директоров АСПРЯЛ был создан Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АКСЕЛС), который стал одной из ведущих организаций в плане разработки и проведения программ образовательных обменов и профессионального образования, финансируемых правительством США. Сегодня АСПРЯЛ и АКСЕЛС являются подразделениями Американских советов.

Одной из основных задач Американских советов неизменно остается содействие изучению русского языка, развитие и улучшение методик его преподавания. Изданы десятки учебных пособий, общий тираж которых превышает 100 тысяч экземпляров. Например, в сотрудничестве с Национальным советом колледжей США разработан и внедрен в практику курс «Экзамен по русскому языку для перевода учащихся на следующий уровень обучения». Он будет введен во всех американских колледжах. В настоящее время материалы учебно-экзаменационного курса проходят испытания в старших классах средних школ по всей территории Соединенных Штатов.

В январе 2003 года Американские советы совместно с Всемирным банком организовали семинар для ректоров двадцати крупнейших российских вузов. Для руководителей были проведены индивидуальные тренинги по таким актуальным вопросам управления, как финансирование вузов, стандарты и аккредитация, обеспечение максимального доступа населения к возможностям получения высшего образования.

Примером успешного сотрудничества Американских советов с частными инвесторами является совместный проект с молодежной организацией «Новая цивилизация». Летом 2002 года состоялся молодежный саммит, для участия в котором были отобраны 22 американских старшеклассника. Отбор происходил на основе наличия интереса в области изучения русского языка и культуры, а также лидерского потенциала. Вместе с победителями американской олимпиады по разговорному русскому и 45 российскими школьниками старшеклассники побывали в двухнедельном молодежном лагере, организованном в подмосковном Звенигороде.

– Для меня совершенно очевидно, что посещение России откроет для нас новые горизонты, – сказал президент фонда «Глобальные связи» Питер Пелхам. – Американские и канадские школы, которые мы представляем, отличаются своими образовательными программами и уделяют особое внимание современным аспектам образования. В Москву приехали директора двух частных школ Канады и одиннадцати негосударственных школ США, разбросанных от Калифорнии до Вермонта и Массачусетса. Мы хотим наладить контакты с российскими коллегами, рассказать о действующих программах обмена для школьников, студентов и преподавателей.

«Рэмбо» учился в интернате

Участники делегации рассказали о своих учебных заведениях. Они действительно заслуживают внимания, особенно со стороны состоятельных родителей, которые хотят, чтобы их дети получили образование за океаном.

В стенах одной из ведущих канадских негосударственных школ с более чем вековыми традициями – Branksome Hall учатся более 860 девушек. В числе 55 иностранных учениц есть и школьницы из России. Компьютерная сеть здесь состоит из 500 настольных и портативных компьютеров с высокоскоростным доступом в интернет.

Школа Wilbraham & Monson Academy отмечает 200 лет со дня своего основания. В ней обучаются 275 воспитанников из 16 американских штатов и 12 иностранных государств, в том числе Российской Федерации. В школе на одного учителя приходится шесть учеников. Все выпускники без исключения поступают в крупнейшие университеты США.

Devereux Glenholme School – специализированная школа-интернат. Ее программы рассчитаны на студентов с различными видами нарушений и расстройств. В школу-интернат поступают дети с такими диагнозами, как гиперактивность, аутизм. По окончании программы ребята возвращаются в свои семьи и могут продолжать обучение в обычных школах и даже поступать в вузы. Любопытно, что в свое время здесь учился всемирно известный культурист и голливудский актер Сильвестр Сталлоне.

Нельзя не отметить Idyllwild Arts Academy. Это первая в США школа-интернат с углубленным преподаванием цикла изящных искусств, нацеленным на поступление детей в ведущие музыкальные, театральные, кинематографические и художественные институты и колледжи Соединенных Штатов.

Нас не понимают…

Гости отметили особенности государственных и частных школ США и Канады и ответили на вопросы журналистов.

Национальная ассоциация независимых школ (NAIS) представляет более 1200 членов в США и за их пределами. Независимые школы отличаются от государственных по структуре управления, а также источниками финансирования. Частные колледжи и лицеи охватывают 11% от общего числа американских школьников и обеспечивают высокое качество образования.

Российских журналистов интересовал вопрос не только специфики обучения в североамериканских школах, но и зарплаты преподавателей. Оказывается, молодой учитель в частной американской школе зарабатывает в среднем около 25 тысяч долларов в год, что примерно соответствует зарплате преподавателя в государственной школе. Помимо этого молодому специалисту предоставляется довольно внушительный социальный пакет. Учителя не платят за жилье и коммунальные услуги, им оплачивают медицинское страхование, отчисляют деньги в пенсионный фонд. Социальные льготы и различные компенсации «тянут» на сумму от 10 до 20 тысяч долларов. Педагоги со стажем работы более восьми лет зарабатывают до 58 тысяч долларов.

В Канаде учитель, закончивший аспирантуру или имеющий докторскую степень, зарабатывает около 80 тысяч канадских долларов в год. В переводе на доллары США его зарплата составляет около 62 тысяч. В то же время выпускники канадских университетов, начинающие работать учителями, получают в год около 42 тысяч американских долларов.

Но не только меркантильный интерес приводит североамериканских учителей в частные школы. Их привлекает еще и то, что они преподают в маленьких классах, где уделяется внимание каждому ребенку. В негосударственных школах преподаватели могут самостоятельно корректировать учебную программу. Короче говоря, для американского и канадского учителя работа в частной школе – это не временное пристанище, а сознательный выбор.

Продвинутых и информированных североамериканцев сегодня чем-то удивить очень трудно. Но, оказывается, все-таки можно. Если бы вы видели, как они изумленно открыли глаза, когда им назвали сумму средней зарплаты российского учителя. Американцы этого не понимают…

У нас свободы больше

В отличие от российских НОУ американские негосударственные школы не зависят в выборе учебных программ от министерства образования. Они аккредитованы региональными организациями и имеют тесную связь с местными вузами. Поэтому при поступлении в высшее учебное заведение у американских выпускников не возникает проблем. Причем в вуз они представляют два диплома: государственного образца, где говорится, что будущий студент получил необходимый образовательный минимум, и диплом школы, в котором перечислены курсы, пройденные ребенком. Это могут быть занятия танцами, пением, искусством и т.д.

На резонный вопрос, что, собственно, хотят почерпнуть из знакомства с российским негосударственным образованием американские и канадские школы, их представители ответили: негосударственные учебные заведения России пока еще слишком юны, а у молодости всегда большая свобода действий, огромная потребность в инициативе. Это важно. НОУ Америки и Канады скованы «комплексом традиций» и посему не вольны позволить себе то, что воплощают в жизнь в России.

Что касается проблем заокеанского негосударственного образования, то, по словам вице-президента NAIS Клаудии Галлант, они заключаются лишь в «родительских переживаниях». Дети, обучающиеся, например, в школах-интернатах не имеют возможности видеть родителей так же часто, как те, кто выбрал государственные учебные заведения. Но родители стараются приезжать в гости к собственным детям каждые выходные. Зато все внимание таких ребят сосредоточено на учебе, и к выпускному классу они показывают самые отличные результаты.

Михаил БОНДАРЕВ, Наталья АЛЕКСЮТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте