После восьмого слета лауреатов и победителей «Учителя года России» прошла уже целая четверть! Учебный год закончился, прошумели выпускные, наступили долгожданные летние каникулы. Но нет-нет да и вздохнут гости, «пеликаны» со всей России, опять переживая миг знакомства с замечательными коллегами, умными детишками, красотами старинных городов ленинградской земли.
Нет-нет да и вспомнят хозяева слета – педагоги, директора, чиновники Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области уроки, «круглые столы», мастер-класс учителей года.
Педагоги Гатчины дали такую оценку: «Уроки учителей – участников слета – это не столько демонстрация передового педагогического опыта (хотя и это, бесспорно, было), но главное – это уроки воспитания ума, воли и чувств». В школах Соснового Бора впечатления от выступлений «пеликанов» напоминают восхищение концертными номерами артистов. На уроке обществоведения плакали, о музыкальном занятии «отзывались восторженно». Учителя математики, которых пытались распределить по трем отдельным урокам, не захотели довольствоваться малым и все вместе отработали три часа. После урока физкультуры дети не ушли, а попросили остаться вместе со взрослыми на «разбор полетов»… Одна из ленинградских педагогов сделала вывод: «Я думаю, главное во всем этом – учителя, воспитатели, которые серьезно относятся к своему предназначению, придя на уроки, встретили в участниках слета единомышленников, ощутили духовное единение».
Впрочем, столько же эмоций вызывали образовательные учреждения, педагоги, школьники Ленинградской области у конкурсантов. Учитель года Кубани-2000 Андрей Семке считает: «Прием можно оценить только по десятибалльной шкале Рихтера и только на «десять». Спасибо. Такого мы просто не ожидали. Великолепные школы – чистые, выглаженные! Завидую белой завистью». С ним согласна учитель года Ивановской области-2002 Ирина Федорова: «Школы удивили отсутствием бедности, которую не скроешь косметическим ремонтом. Очевидно, что в образование вкладывают деньги. Отсюда спокойствие учителей, их стремление к развитию и самосовершенствованию. Власть к образованию… относится! Не отстраненно, мол, давайте нам качество и количество, а заинтересованно – куда идете и нет ли неудобств в пути?».
Не сговариваясь, о том же говорили многие участники слета. И конечно, называли власть по имени. «Я увидела огромную заинтересованность городских и областной власти в развитии образования за счет инвестиций в человеческий ресурс. Внимание к детям и педагогам просматривалось во всем. Тот факт, что Зоя Георгиевна Найденова, председатель областного Комитета общего и профессионального образования, была с нами все время, говорит о многом, – размышляет Людмила Квашко, учитель года Приморского края-1998. – Я уезжала с ощущением, что Русь никогда не умрет, если есть в ней то, что я увидела и пережила в области».
Такие отклики – не случайность и не лесть «пеликанов» гостеприимным хозяевам. Факт есть факт: Ленинградская область – один из благополучных регионов страны, где система образования не просто выживает, но развивается. Объяснить успех мы попросили людей, от которых он непосредственно зависит, – губернатора и педагога. Журнал «Учитель года» предложил им ответить на пять вопросов:
1. Какие проблемы стоят сегодня перед образованием Ленинградской области и как они решаются? Чего вам не хватает, чтобы эти проблемы решить, что мешает?
2. Как можно реально помочь сегодня конкретной школе?
3. Каковы задачи модернизации российского образования в масштабах вашего региона?
4. Какие качества должны воспитывать школа, учитель в человеке, который вырастет и будет жить, работать в Ленинградской области?
5. Для чего конкурс «Учитель года» проводится в Ленинградской области?
Валерий СЕРДЮКОВ, губернатор Ленинградской области:
1. Проблемы в сфере образования, конечно, остаются. Но нас это не пугает. Потому что в борьбе с ними мы уже перехватили стратегическую инициативу. Теперь не проблемы руководят нами, а мы предвидим их и целенаправленно решаем. В регионе второй год работает «Программа развития образования». Ее реализация показала, что у нас есть все условия для обеспечения сферы образования. Во-первых, законодательные – «Программа развития» принята как областной закон, что гарантирует бюджетное финансирование, во-вторых, финансовые – динамично развивающаяся экономика позволяет нам инвестировать в сферу образования серьезные деньги, в-третьих, кадровые – не случайно педагоги Ленинградской области третий год подряд лидируют на профессиональном педагогическом конкурсе «Учитель года России».
2. Я принципиальный противник разовых, локальных бюджетных затрат. Не отдельная конкретная, а каждая конкретная школа должна быть обеспечена. И это обязанность власти, а не предприимчивого директора или попечительского совета. Что мы сделали? Перевели педагогических работников на областной бюджет и решили давнюю проблему задержек и задолженностей зарплат. Второй год активно наращиваем материально-техническую базу школ области. Это и школьная мебель, и необходимый автотранспорт, и учебники, и спортинвентарь, и компьютерные классы. Результаты налицо. На сегодня у нас один компьютер приходится на 60 учащихся, что почти вдвое лучше среднероссийского показателя. Все это конкретная помощь конкретной школе.
3. Главная задача, по-моему, – подойти к реализации образовательных новшеств профессионально. Поэтому я никогда не стану советовать педагогам, как проводить экзамены, по каким программам преподавать, какие предметы включать в учебный план и прочее. Но как руководитель региона я четко знаю: образование сегодня превратилось в один из факторов развития региональной экономики, поэтому финансирование этой сферы не бюджетное бремя, а выгодная инвестиция. Если власти всех уровней, от муниципалитетов до федеральных органов, это осознают, модернизация состоится.
4. Мы убеждены, что будущее ленинградской земли должны строить дети, рожденные и воспитанные у нас. Динамичное развитие промышленности и сельского хозяйства в регионе (по темпам экономического роста мы в российских лидерах) способствует созданию новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Так что нам требуются и умелые руки и светлые головы. Не секрет, что талантливых школьников мы долго «дарили» Санкт-Петербургу. Они обучались в питерских вузах и оставались работать в городе. Нам бы хотелось сломать эту традицию. Мы создаем условия для развития и реализации учеников на родной земле: открыли современный областной центр для одаренных детей, финансируем три областных вуза.
Конечно, мы хотим, чтобы наши дети осознавали свою ответственность не только за свой край, но и за всю Россию. Особую роль в воспитании играет история. Будущие граждане страны должны гордиться делами предков. Не случайно много внимания в этом году мы уделили празднованию юбилея Старой Ладоги – колыбели русского государства.
5. Многие склонны считать профессиональные конкурсы игрой, а мы к ним относимся серьезно. «Учитель года Ленинградской области» – не развлечение, а один из аспектов большой методической и кадровой работы в образовании. Я говорил о растущем спросе на одаренных учеников. Воспитать их могут только одаренные педагоги. Конкурс призван решать и эту задачу. Поэтому соревнование учителей всегда будет иметь поддержку губернатора и правительства. А учителя – победители и лауреаты – всегда будут чувствовать реальную заботу. Финалисты получают премии, а лауреаты – персональные компьютеры для их учебных кабинетов. Совместно с муниципальными властями решаем жилищные проблемы. Тем самым создаются условия для дальнейшего творческого роста учителей года.
Игорь СМИРНОВ, учитель года России-2002, директор школы №9 г. Гатчины:
1. Самой насущной проблемой развития системы образования Ленинградской области является проблема учительских кадров. Несмотря на то, что в регионе создана современная и продуманная система их профессиональной подготовки, подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и вузов не приходит в школы. И это будет продолжаться до тех пор, пока на федеральном уровне не будут решены вопросы социальной защищенности учителей. Речь не только об уровне учительской заработной платы, но и о размере пенсий, жилищной проблеме учительских семей, медицинской помощи и мониторинге здоровья работников системы образования, механизме предоставления санаторно-курортных путевок и оздоровления учительских детей.
2. Довольно часто, проводя реформирование системы российского образования «сверху», чиновники не задумываются над тем, что именно уникальный опыт каждой конкретной школы, ее специфическая миссия в каждом конкретном регионе и составляют то ценное, что необходимо сохранять, поддерживать и развивать. Самое главное – не потерять лицо каждого образовательного учреждения, реализуя программу модернизации.
Иногда, к сожалению, бульдозер модернизации сметает все на своем пути, превращая образовательное «поле» в серое, безликое пространство. Модернизированные школы выглядят будто офисы после евроремонта. Мне кажется, что главное в осуществлении программы модернизации – разработка и принятие школьным педагогическим коллективом программы модернизации своего образовательного учреждения в соответствии с социальным заказом родительской общественности и условиями конкретного региона.
3. Модернизация образования невозможна без инвестиций, без повышения квалификации работников системы образования, без изменений в законодательной базе, иного отношения государства к вопросам развития образовательной сферы. Комплекс затратных составляющих довольно громоздок и, как утверждает большинство экономистов, образование – это черная дыра. Средств всегда не хватает. Однако специалисты, занимающиеся вопросами экономики образования, никогда не считали, сколько стоит развитие каждого конкретного образовательного учреждения, а именно с этих расчетов и должно начинаться осуществление программы модернизации российского образования. Иначе глобальные процессы лишь краем затронут российские школы, продолжающие существовать в условиях нищеты и безденежья. Именно государство должно взять на себя всю полноту ответственности за совершенствование материальной базы образовательных учреждений. Больше никто не сможет остановить процесс разрушения обветшавших школьных зданий.
4. Вопрос о качествах человеческой личности, которые якобы должна воспитывать школа, довольно проблематичный. Такими функциями нынешнее общество в законодательном отношении школу не наделяло. Если современные работники школы, являясь разнородной во взглядах на человеческую личность массой, возьмутся за воспитание ценностей, на их взгляд, наиболее значимых для человека, это неминуемо приведет к конфликтам с родителями, которые в соответствии с Семейным кодексом и Законом «Об образовании» и должны заниматься воспитанием.
5. Роль конкурса «Учитель года» трудно переоценить. За десять лет своего существования в нашем регионе конкурс открыл немало педагогов, опыт работы которых вошел в золотой фонд системы образования Ленинградской области. Благодаря конкурсу поднимается планка качества образования в области, совершенствуется методическая система, внедряются новые технологии, подходы к учебно-воспитательному процессу. В центре конкурса – учитель, от педагогического опыта и мировоззрения которого зависит успех осуществления Программы модернизации российского образования.
Комментарии