Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Рука помощи. Почему аттестация школьных психологов превратилась в издевательство?

Учительская газета, №14 от 3 апреля 2012. Читать номер
Автор:

16-я Международная научно-практическая конференция «Служба практической психологии в системе образования. Школа – пространство для жизни», прошедшая в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, собрала более четырехсот участников. Как признались организаторы мероприятия, такого аншлага не было давно.

По словам заведующего кафедрой психологии СПбАППО кандидата психологических наук Сергея Шингаева, столь популярной конференцию сделал переход с регионального уровня на международный. Помимо российских участников в Петербург приехали представители шести европейских стран, в том числе Польши, Латвии, Словении и т. д.Для практических психологов привлекательна и миссия конференции – установление профессиональных контактов между специалистами – исследователями, практиками в области психологии образовательной среды, охраны психического здоровья участников образовательного процесса, а также обмен практическим опытом и организация творческого взаимодействия в решении стратегических и насущных задач современного образования.Как отметил Сергей Шингаев, главным вопросом стал вопрос о том, как вписывается служба практической психологии в реализацию направлений модернизации образования.Кроме того, на конференции нашли свое звучание многие новые актуальные для практической психологии темы. Например, образовательное пространство, внедрение инновационных технологий, психологическое обеспечение внедрения новых ФГОС в начальной и основной школе, проблема сохранения психического здоровья участников образовательного процесса. По мнению участников, это именно те темы, которые выходят сейчас на передовую линию.Поскольку психологи – люди, не боящиеся озвучивать проблемы, то речь шла также и о несовершенствах в этой сфере деятельности. К примеру, проблемными местами были названы порой невысокая квалификация школьных психологов, отсутствие у всех педагогов-психологов широкого информационного поля. В свете последней волны подростковых самоубийств оказалось, что существуют области, которые абсолютно неизвестны. Как работать с этой ставшей актуальной проблемой, как заниматься профилактикой?Еще одна серьезная проблемная тема – профессиональное выгорание педагогов. Например, по данным исследования, которое провели ученые СПбАППО, 60% педагогов в системе образования Петербурга находятся в критической зоне. Это значит, что по отношению к ним нужно срочно применять профилактические мероприятия.Отклик у психологов нашло и недавнее утверждение президента Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолия Северного о том, что психологов нужно выводить из школы, поскольку дети боятся идти к этому специалисту, считая его частью администрации.Как заметила Алевтина Кургинова, директор Психолого-педагогического медико-социального центра Выборгского района Санкт-Петербурга, этот вопрос возникает уже на протяжении нескольких лет:- Конечно, психологи должны быть собраны в какое-то единое независимое сообщество в городе, с тем чтобы более профессионально заниматься теми видами деятельности, которые есть у них в перечне. Когда психолог работает в школе, естественно, его заказчиком выступает директор, и здесь все зависит от психолога как личности. Кстати сказать, у нас в городе многоуровневая система практической психологии. В каждом районе города есть ППМС-центр, который является независимым и вынесен из школьной среды, и есть психологи, работающие в школе и детском саду. На практике это дает хороший результат.- Может ли быть продуктивной работа школьного психолога, когда в его ведении, скажем, пятьсот детей и сто взрослых?- В нашем районном центре по штатному расписанию 15-17 психологов на 53 тысячи детей от 3 до 18 лет. Психологи работают с непомерной нагрузкой. Однако у школьного психолога, когда он работает в школе не один год, есть возможность изучения той среды, где он находится, с точки зрения и педагогического коллектива, и контингента учащихся и родителей. Здесь уже другие отношения. Поэтому школы стремятся, чтобы психолог был на их базе. Другое дело – и это становится проблемой, – что директора берут психолога в штат, но не умеют с ним работать. Прежде всего потому, что плохо знают документацию, которая регламентирует деятельность психолога. К психологу иногда предъявляют какие-то требования по работе, а у него по регламенту совершенно иное. И потом, администрация не может полноценно проверить деятельность психолога, и поэтому часто возникает закономерный вопрос: а что делает наш психолог? Тем более что психолог не всегда может полноценно представить результаты своей работы. Нам хочется, чтобы изменения произошли быстро и сразу, а изменения личности – это процесс долговременный, и те положительные изменения, которые происходят с учащимися и родителями, не всегда заметны педагогическому коллективу.А психолог прежде всего работает, во-первых, с эмоционально-волевой сферой учащихся, особенно касательно мотивации к обучению. Во-вторых, с преодолением школьной неуспешности, причин которой может быть множество, как связанных с эмоционально-волевой сферой, так и с интеллектуальным развитием, семейными обстоятельствами и т. д. Третья проблема, которой сейчас много занимаются психологи, – формирование здорового образа жизни. Здесь также множество направлений: от профилактики аддиктивного (зависимого) поведения до создания здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Четвертая проблема – профориентация, когда психолог должен помочь ребенку осознать себя в будущем и принять правильное решение. Еще одно направление деятельности – повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательной деятельности, то есть работа с педагогами, родителями, проведение семинаров, тренингов и т. д.Психологи из Московского района Санкт-Петербурга тоже согласились с точкой зрения, что психологическая служба не должна уходить из школы, поскольку одно дело, когда туда приходит независимый психолог, а другое дело, когда специалист работает в образовательном учреждении и видит ситуацию изнутри. В этом случае все зависит от администрации школы: если она понимающая, то сотрудничество будет эффективным. К тому же нужно учитывать, что зачастую в школах рядом с психологом целая служба сопровождения: логопед, социальный педагог и т. д.Еще одна проблема, которая подчас ставит в тупик даже опытного психолога, – это аттестация. Многие участники конференции назвали ее издевательством. Сегодня эта процедура полностью сводится к собиранию проштампованных бумажек. Те, кто столкнется с аттестацией через несколько лет, успеют эти бумажки накопить, а те, на чью долю это выпало сейчас, уже опоздали. Дело в том, что для повышения квалификационной категории требуется собрать бумаги за предыдущие пять лет работы, однако никто в свое время их тщательно не собирал. Вот и получается, что если человек в предыдущие несколько лет что-то делал, но на это нет подтверждающего приказа директора, то он не в состоянии доказать результаты своей деятельности.И все же, по мнению специалистов, перспективы развития психологической службы в школе абсолютно ясны и оправданны: без человека, который может вовремя оказать помощь детям, родителям, педагогам, обойтись невозможно. Кроме того, психологическая служба является необходимым компонентом в системе образования. Она обеспечивает развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту