search
main
0

Рука на пульсе

Советы эксперта по методике и практике подготовки к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Раннее утро… Рейсовый автобус, впускающий и выпускающий десятки спешащих по своим делам людей, наполняется ароматами начинающегося дня: кофе, морозного воздуха, легкими цветочными нотками парфюма. Все громче становятся голоса «просыпающихся» пассажиров. Даже наушники, связывающие меня с «Пер Гюнтом» Эдварда Грига, не спасают от оживленных голосов соседей. Так я становлюсь невольным свидетелем диалога двух мам, везущих своих детей в школу. Узнаю о том, что скоро в классе день именинника, а подарки до сих пор не куплены; что портфели не могут вместить всех учебников и рабочих тетрадей, необходимых для урока; что неумолимо приближается ВПР. К этой теме не могу остаться безучастной: столько напряжения в голосах молодых мам, столько сомнений в том, что дети справятся с предстоящим испытанием, столько неуверенности в возможностях любимой, но совсем молодой учительницы Натальи Семеновны, что… Да, с этим надо срочно что-то делать!

В родной лицей я зашла уже исполненная решимости, что настало время расставить все точки над i – необходимо подробно обсудить и с коллегами, и с учениками суть Всероссийской проверочной работы; убедить детей и родителей в том, что работа по подготовке к ВПР интересная, сложная, но по силам каждому, кто за нее возьмется. Надо лишь пойти правильным путем.
Всероссийские проверочные работы – это помощь школе в проведении качественного, стандартизированного среза знаний учащихся. По их итогам конкретный учитель, школы и регионы могут реально оценить, на каком уровне они находятся, проанализировать недостатки, найти пути решения выявленных проблем и как результат – повысить качество образования. Подобная проверочная работа очень важна и для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Очень важно как можно раньше увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он испытывает при обучении в основной школе и своевременно прийти ему на помощь. И, конечно, самое главное – сделать подготовку к ВПР систематической и в школе, и дома.
Книжные магазины не испытывают недостатка в сборниках с текстами и заданиями, но в этом изобилии не так-то просто выбрать действительно полезную книгу. Буду рада, если коллегам поможет мой опыт работы с новыми учебными пособиями издательства «Экзамен». Сразу скажу, что сборники А.Ю.Кузнецова в соавторстве с О.В.Сененко «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Типовые задания» и «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания» полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) и последней демоверсии Всероссийской проверочной работы по русскому языку.
Уверена, что все мои коллеги тратят много усилий на то, чтобы помочь детям приобрести устойчивые навыки в заполнении бланков, оформлении работы, понимании инструкции. Излишне говорить, насколько принципиально важно объяснить своим ученикам, как правильно выполнить работу, куда вписать ответы, где сделать разбор. Сборники издательства «Экзамен» значительно облегчают эту работу, поскольку в них содержится подробная инструкция для учащегося. Кроме того, рабочий лист пособия идентичен тому, на котором ребенок будет работать в день проведения ВПР, поэтому он запоминает формулировки заданий, привыкает к обозначению разборов в тексте, учится правильно оформлять свои ответы.
Настоящий подарок для каждого учителя – качественный и разнообразный «банк данных», а именно это отличает каждое издание. 25 содержащихся в сборнике вариантов типовых заданий позволяет учителю сэкономить массу времени на подготовку к уроку и эффективно отработать все темы курса; подобрать разные комбинации для индивидуальной работы с каждым ребенком.
Практически каждый урок русского языка мы с детьми начинаем с лингвистической разминки – пятиминутки, позволяющей освежить в памяти ранее изученные правила. Для проведения таких разминок я использую материалы пособий издательства «Экзамен». И в 5‑м, и в 6‑м классе одно из заданий первой части работы направлено на проверку орфоэпических норм – учащимся предлагается поставить ударение в словах:
ворота, алфавит, выздоровею, создал (5‑й класс);
досуг, каучук, премировать, украинский (6‑й класс).
Я выбираю слова из нескольких вариантов, перемешиваю и предлагаю детям письменно (а можно и вслух, фронтально) расставить ударения. Такая работа позволяет не только совершенствовать устную речь учащихся, но и развивает кругозор. Как оказалось, многие шестиклассники не знают значение слова «плато», которое встречается в задании 6‑го варианта. Его можно использовать на этапе словарно-орфографической работы: найти толкование в словаре, подчеркнуть орфограммы, подобрать, если возможно, однокоренные слова, включить слово в предложение, а значит, и увидеть его синтаксическую функцию.
Для лингвистической разминки можно использовать также задания раздела «Лексика. Фразеология» (двенадцатое в 5‑м классе, четырнадцатое в 6‑м классе):
В предложениях 6‑10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его (5‑й класс).
Объясните значение фразеологизма «не ударить лицом в грязь», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений (6‑й класс).
Разновидностью такой лингвистической пятиминутки для 5‑го класса станет выполненный на полях тетради диктант, когда учитель называет слово, выбранное из учебного пособия, а учащиеся находят к нему антоним и фиксируют его на полях, например:

1. Простодушный
2. Громко
3. Старый
4. Весело
5. Маленький

1. Хитрый
2. Тихо
3. Молодой
4. Грустно
5. Большой

Для 6‑го класса задание может быть подобным, ведь большинство фразеологизмов можно заменить одним словом, близким по значению:

1. Вставлять палки в колеса
2. Видеть насквозь
3. Галопом по Европам
4. Оказать медвежью услугу
5. Довести до белого каления

1. Мешать
2. Понимать
3. Наспех, поверхностно
4. Навредить
5. Разозлить

Вариант задания на дом: найти значение малоупотребительного оборота в словаре, узнать историю происхождения идиомы, сделать рисунок. Затем из творческих работ учащихся можно сделать школьный словарь фразеологических оборотов.
Важнейшей частью сборников являются тексты, мастерски подобранные авторами-составителями. По ним можно писать изложения, сочинения, проводить комплексный анализ.
Из практики своей работы могу сказать, что одними из самых сложных заданий для детей являются те, которые связаны с формулировкой темы и идеи. С такой трудностью сталкиваются даже выпускники, поэтому тексты, грамотные, интересные, сложные, должны присутствовать на каждом уроке русского языка. Учитель, на книжной полке которого есть пособия издательства «Экзамен», готов к каждому уроку, поскольку литературный материал, включенный в сборники, позволяет проработать с учениками множество теоретических вопросов. Для примера рассмотрим текст варианта 7 из сборника для 6‑го класса:
(1)Нас окружает много обыденных вещей, без которых мы не представляем свою жизнь. (2)Они прочно вошли в наш быт, мы пользуемся ими, но не задумываемся об их происхождении. (3)Однако история таких предметов часто оказывается очень интересной, захватывающей. (4)Свою историю имеет и пуговица.
(5)Когда-то люди, чтобы скрепить между собой края одежды, просто связывали их. (6)Это не всегда было удобно, и потому вскоре появились предметы, которые помогали удерживать стянутые между собой части гардероба. (7)Люди стали использовать шнуровку, шипы растений, рыбьи кости и другие подручные материалы. (8)Первые же пуговицы считались украшением и даже роскошью. (9)Они изготавливались из ракушек, которые были слишком хрупкими, чтобы скреплять края одежды. (10)Такие пуговицы были разной формы, в том числе и круглой. (11)В них проделывали дырочки, чтобы было удобно пришивать к одежде. (12)А вот первые пуговицы, которые использовались именно для скрепления одежды, изобрели в Турции в I-II веках до н. э. (13)Их делали из более прочного материала – камня.
(14)На Руси элементы одежды были важными магическими оберегами, которые отпугивали враждебные силы. (15)Среди них были камушки, бусы, вышивки, колокольчики и, конечно же, пуговицы. (16)Долгое время они пришивались на одежду не только как застёжки, но и как предметы, уберегающие человека от неприятностей. (17)Внутрь плоской пуговицы клали камешек или кусочек железа. (18)При ходьбе он постукивал. (19)Быть может, наши предки верили, что этот звук отпугивает тёмные силы. (20)Конечно, слово «пуговица» вряд ли произошло от глагола «пугать». (21)Однако в народном сознании эти понятия оказались связаны. (22)Не случайно в простой русской речи еще в XIX веке пуговицу называли «пугалкой». (23)Это слово зафиксировано в словаре В.И.Даля.
В I четверти учащиеся знакомились с личностью В.И.Даля, его творческой судьбой, изучали «Толковый словарь», его структуру и особенности, самостоятельно составляли словарную статью. Абсолютно гармонична история про пуговицу. Текст понятен и интересен для детей, но определить и грамотно записать основную мысль в 9‑м задании удается не каждому ученику. Справиться с этим заданием помогает смысловая схема текста. Располагаем слово «пуговица» – объект повествования – по центру страницы. Ищем слова, словосочетания, рассказывающие об этом предмете, описывающие его, выражающие авторскую оценку. Из 1‑го предложения узнаем, что пуговица – обыденная вещь; из 3‑го – что история этого предмета очень интересная; в 8‑м предложении сообщается о том, что раньше пуговицы считались украшением и роскошью; важной информацией 12‑го предложения является то, что впервые по назначению пуговицы использовались в Турции в I-II веках до н. э. На Руси пуговицы считались оберегами (14‑е предложение), пришивались на одежду не только как застёжки, но и как предметы, уберегающие от неприятностей (16‑е предложение).
Опорные слова, выписанные из текста, помогают определить основную мысль – очень часто в привычных нам вещах кроется удивительная история. Оказывается, обычная пуговица раньше была дорогим украшением и даже предметом, отпугивающим злые силы и оберегающим от неприятностей.
Подобная работа занимает совсем немного времени на уроке, но учит ребят анализировать текст, понимать его, формулировать основную мысль.
Материалы сборников издательства «Экзамен» прекрасно подходят как для устной, так и для письменной работы учащихся. Грамотно подобранные тексты дают возможность использовать их при изучении любой темы урока, позволяют проводить все виды разборов, развивают эрудицию учеников, повышают их культурный уровень. Именно такая осмысленная, методически безупречно выстроенная работа принесет самую большую пользу ученикам, пробудит у них интерес к учению с увлечением и, безусловно, отразится на итогах проверочной работы.

Анастасия МИНГАЧЕВА, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы высшей категории губернаторского лицея №100 г. Ульяновска, эксперт ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте