search
main
0

«Роза» для вуза. Неплохой подарок, но..

На первой за эту осень коллегии Федерального агентства по образованию говорили о готовности учебных заведений к 2005-2006 учебному году. Обсуждались не только вопросы противопожарной и антитеррористической безопасности. Как выразился один из участников мероприятия, о готовности учебного заведения к работе надо судить по сложной диаграмме-«розе», напоминающей розу ветров. В нее могли бы войти такие показатели, как состав преподавателей, научная база, процент выпускников, нашедших достойную работу по специальности…

После доклада заместителя руководителя Федерального агентства по образованию Евгения Бутко (он сообщил статистические данные о состоянии учебных заведений в стране) выступали руководители образовательных учреждений. Делились, как говорится, горестями и радостями, причем иногда было трудно отличить одно от другого.

В Санкт-Петербурге в среднем на 2 процента в год растет число иногородних студентов. Сейчас они составляют почти половину от общего числа. Казалось бы, здорово, что ребята из глубинки все чаще находят средства приехать учиться в Северную столицу. Но общежитий для них в городе на Неве не хватает. Правда, по словам Александра Викторова, председателя Комитета по науке и высшему образованию Санкт-Петербурга, в последнее время в городе построены 3 новых здания на полторы тысячи мест. В общежитиях введена электронная система пропусков, каждому студенту выдали смарт-карту. «Не такая уж дорогая система, но очень эффективная», – сказал Александр Дмитриевич.

Для ректора Московского государственного индустриального университета Николая Хохлова проблема общежитий не так страшна: 95 процентов его студентов – москвичи. Его страшит другое: уровень знаний первокурсников МГИУ стал в последнее время катастрофически низким. Вузу пришлось посылать в московские школы своих преподавателей физики, математики, информатики, чтобы они хоть как-то «подтянули» потенциальных абитуриентов.

Эти заботы оказались близки Вячеславу Голенкову, ректору Орловского государственного технологического университета. «Своего абитуриента мы ищем в течение всего года! – гордится Вячеслав Александрович. – В городе проводит всевозможные олимпиады, конкурсы наш учебно-производственный комплекс «Орел-ГТУ», в который входят и научные учреждения, и заводы».

Такая интеграция учебного заведения, особенно среднего специального, с промышленным предприятием – залог получения финансовой подпитки и будущего трудоустройства выпускников. Жаль, что подобный альянс иногда срывается. Александр Корзин, директор Тверского государственного промышленно-экономического колледжа, рассказал, что известный в его городе вагоностроительный завод готов был спонсировать колледж, устраивать педагогам-мастерам повышение квалификации… Однако новый закон отменил льготы, которые были бы положены предприятию за такое шефство, и энтузиазма у вагоностроителей поубавилось.

А вот профессиональное училище №10 города Липецка давно и крепко дружит с Новолипецким металлургическим комбинатом. «Мы проводим обучение по 11 рабочим профессиям, которые он нам «заказывает», – поведал директор училища Сергей Петухов. 88 процентов выпускников идут работать на комбинат, 79 процентов там приживаются. Потом ребята не хотят возвращаться в родное училище преподавать: мастеру производственного обучения больше четырех тысяч рублей в месяц не светит, а на комбинате можно зарабатывать целых двенадцать.

– Жизнь бьет ключом, когда бурлит источник финансирования! Когда нет такого мощного источника, приходится дополнять его организационными усилиями! – задорный тон Романа Стронгина, ректора Нижегородского государственного университета, взорвал серьезную атмосферу коллегии. Роман Григорьевич заявил, что в их городе союз образования с системой трудоустройства складывается успешно. Обучение стараются максимально приблизить к практике, и вуз выпускает очень востребованных специалистов. Знатоков информационных технологий на рынке труда расхватывают, как горячие пирожки. НГУ активно сотрудничает с Российской академией наук, в структуру вуза введены 5 НИИ. Это действительно предмет для гордости.

– И сами учебные заведения должны объединяться! Это непросто, ведь все мы конкуренты в новой жизни. Но оказывается, что, объединяясь, мы становимся только лучше! – энергично восклицал Роман Стронгин. – У нас есть совместная форма работы с Нижегородским государственным лингвистическим университетом. Студент в одном вузе учится, в другой ходит как слушатель. И становится экономистом или юристом со знанием двух европейских языков.

Роман Григорьевич поделился идеей, как вуз может заработать деньги. Надо приглашать к себе иностранных студентов. Российское образование для них привлекательно из-за сочетания высокого качества и (относительно) низкой стоимости. Медицинская академия в его городе уже приняла 400 студентов-иностранцев, обучение для них ведется на английском языке. Нижний Новгород мог бы принимать еще больше студентов из-за рубежа, но все упирается в проблему общежитий. Тех, что построены в советские времена, не хватает даже для соотечественников. Вместе с приятными новостями нижегородскому ректору пришлось поведать и грустный факт: из 700 иногородних студентов в его вузе 500 не могут получить койку в общежитии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте