Цели: образовательная – дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей; воспитательная – воспитывать внимательное отношение к родителям;развивающая – развивать устную и письменную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор.Ход урока 1. Актуализация знаний. Введение в тему. 2. Вступительное слово учителя. Учитель: Слово «семья» понятно всем. Оно впитывается нами с первых мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Что такое семья в вашем понимании? Ученики высказывают свое мнение.Учитель: Семья – это дом, дети, родители. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Человек рождается в семье. Семья – это та обстановка, среда, из которой он получает первые представления о себе и мире. Семья:- это гнездо, которое надо ценить, уважать, любить, быть благодарным за свою жизнь, за свое воспитание. Родители передают ребенку гены и жизненный опыт; – это главная демографическая ячейка общества, единственный источник воспроизводства людей;- это главный воспитатель молодых подрастающих поколений. Именно в семье в первые годы жизни формируются глубинные качества человека, а от того, как это происходит, зависит, каким гражданином и работником он станет – хорошим или плохим;- это место защищенности человека, убежище, в котором он восстанавливает истраченные силы.3. Сообщение темы урока Учитель: Тема семьи – одна из ведущих в творчестве Л.Н.Толстого. По мнению писателя, для счастья нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Семья – это основа всей жизни человека, его счастья, спокойствия, душевного равновесия. В идеале семью скрепляет понимание. В подтверждение этому расскажу легенду:В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово – понимание. 4. Изучение нового материала Учитель: В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет свое истинное назначение. Дом здесь особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями. Толстой придерживается народной точки зрения на семью: патриархальный уклад, авторитет родителей, забота о детях. В центре романа два семейства: Ростовы и Болконские, которые похожи прежде всего чувством семьи, духовным родством, общими чувствами радости или горя; им противопоставлена семья Курагиных. Для дагестанцев святыми идеалами во все времена были достоинство родителей и родственные связи. У отца и матери на первом плане находятся дети. Воля родителей и уважительное отношение к ним для детей – закон. Разговаривая с отцом, сын слушал стоя, говорил, лишь отвечая на вопросы (параллель с семьей Болконских). Воспитание молодежи в дагестанской семье опирается на такие понятия, как трудолюбие, честность, милосердие, любовь к своему дому и роду, селу и краю, это основа воспитания патриотизма. В современном дагестанском обществе многое из вышеперечисленного утрачено…Готовясь к уроку, класс поделился на 4 группы. Каждая группа работала над составлением психологического портрета одной из семей: 1-я группа – семья Ростовых; 2-я группа – семья Болконских; 3-я группа – семья Курагиных.4-я группа – дагестанская семья. При составлении психологического портрета необходимо было учитывать следующее: родители и дети, психологический климат в семье, характерные особенности семьи. На уроке представитель каждой группы знакомит класс с психологическим портретом семьи.Учитель: Льву Николаевичу Толстому наиболее близка семья Ростовых. Литературный критик Н.Н.Страхов сказал об этой семье так: «Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни».Выступление учащихся 1-й группы: Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения. В этой семье взаимная любовь, простота, благородство и чуткость, идеальные отношения между барином и мужиком. Ростовы хранят верность русским обычаям. Толстой отмечает у Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувствами, а не умом.Обобщение учителя: Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Искренность, истинное радушие, бескорыстие отличают всех членов семьи. Ростовы полны жизненного обаяния. Мир Ростовых – это тот мир, который Толстой любит за простоту и естественность, чистоту и сердечность, у него вызывает восхищение «ростовская порода».Для дагестанской семьи характерна отзывчивость к человеку. Этому с самого рождения учили дагестанца адаты (обычаи), вера и суровая жизнь – проявлять отзывчивость к человеку, какой бы национальности он ни был. В Дагестане с древних времен воспитывалась толерантность. По традиции горцы более внимательны, более снисходительны к человеку другой национальности, иного языка, человеку, оказавшемуся в незнакомом горном селе (сходство семейных традиций дагестанцев с традициями семьи Болконских и семьи Ростовых).Выступление учащихся 2-й группы: С теплотой и сочувствием относится Лев Толстой к семье Болконских. Гостеприимность – черта дома Болконских. Отец отличается заботой о детях, любит детей страстно и трепетно. Даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям. Почитает две людские добродетели: деятельность и ум. Обобщение учителя: Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость. В Дагестане за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона. Они базируются на чувстве собственного достоинства. Горцы считали, что лучше погибнуть от собственной руки, чем потерять честь и краснеть перед земляками, общественностью. Можно вспомнить пословицу: «Не теряй, горец, чести. Не сберег ее – беда». Выступление учащихся 3-й группы: На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом звучит рассказ о взаимоотношениях в семье Курагиных. В Дагестане встречаются семьи, подобные семье Курагиных. Их отличительные черты – кичливость, высокомерие, алчность, стремление выделиться, показать свою значимость, основанную на власти денег. К таким семьям можно применить пословицы: «Безделье и праздность – черты невежества», «Без достоинства не дано понятия чести ни человеку, ни нации, ни государству». Чем меньше таких семей, тем лучше наше общество. Обобщение учителя: Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Делать служебную карьеру, «делать» выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится для них нормой жизни.Выступление учащихся 4-й группы: В дагестанской семье принято уважать родственников и друзей родителей, воспринимать приход гостя в дом как большую семейную радость. Идеальная горская женщина в понимании дагестанца – строгая по нраву, целомудренная, честная и чистая. Женщина – мать, хранительница огня в семейном очаге; стоило ему потухнуть, и семья разорялась. Это осознавалось главой семьи и детьми, поэтому к матери относились бережно.Учитель: Семья без детей не семья. Жизнь без детей не жизнь. Семья – первая незаменимая школа жизни. С рождением ребенка еще не рождается личность, личность формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, играть, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать. В семье ребенок усваивает систему нравственных ценностей. Можно с уверенностью утверждать, что формирование личности начинается в семье. Воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Лев Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем красноречивыми и разумными поучениями. Эти же характеристики в области воспитания детей свойственны многонациональным дагестанским семьям.5. Итоги. Рефлексия Учитель: Толстой утверждал: «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья, особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями. Это основа всего существующего, что нужно беречь. А перед родителями мы в неоплатном долгу.Звучит песня «Родительский дом».Учитель: Да, это так, родительский дом – начало начал, и в сердце каждого надежный причал. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен в семье. Каждая семья имеет свое «начало» и понимает счастье по-своему. Я думаю, что вы все поняли сегодня, какая семья ближе самому автору. Толстой воспевает семейное счастье. А для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Это жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии».Семья была и остается основой всей жизни человека. Богат тот, кто связан крепкими узами со своими родными, которые всегда его поймут, кто окружает их своей непрестанной заботой.Гулайбат ЗУГУМОВА, учитель русского языка и литературы, Мина ЭМИНОВА, заместитель директора по научно-методической работе, средняя школа №40 Махачкалы, Республика Дагестан
Комментарии