Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Слово «патриот» заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка, где patriote (ср. лат. рatriota) производное от patria – «родина, отчизна», а слово «отчизна» заимствовано в ХVI веке из польского «отец», ojciec, ojczyzna. (Н.М.Шанский. Этимологический словарь. М., 1994. С. 226.)Вместе с тем воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ.К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сведено к ряду мероприятий. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, переписывание истории. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено из-за отсутствия методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.Воспитательная система базируется на приоритете общечеловеческих принципов сосуществования, демократизме и гуманном отношении ко всему окружающему, то есть нравственном поведении, что ведет к выполнению определенных обязанностей, а также чувствах защищенности и толерантности.Принципы патриотической работы с учащимися в среднем общеобразовательном учрежденииПатриотическая работа ведется во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности педагогов с детьми. Программа по русскому языку в 5-м классе построена так, что школьники с первого урока «Язык и общение» учатся владеть русским языком. Заучивают высказывание К.Г.Паустовского о русском языке и обогащают свою духовность: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку…», а к концу третьей четверти, перед праздником 23 Февраля, дети повторяют вслед за авторами учебника другие запоминающиеся слова о патриотизме: «Сначала мы любим то место, где родились и выросли. Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стежку. Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу…» Затем учащиеся записывают слова: «Отчизна, Отечество, Родина» – и рассуждают, будут ли данные слова синонимами. В каком случае можно считать синонимами слова «Родина – Россия» Учитель обращается к «Этимологическому словарю русского языка» Н.М.Шанского, чтобы исследовать слово «человек» и помочь понять, что «человек» буквально – это «член рода или семьи, исполненный силы». Он должен правильно понимать свое предназначение. Человек учится языку, культуре общения, развивает духовность всю жизнь. Он способен любить Родину, как любили ее М.В.Ломоносов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н.Толстой, Ю.А.Гагарин, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, А.А.Ахматова, В. Г.Распутин, В.П.Астафьев – поэты, писатели, артисты, ученые…Во всех учебниках литературы есть разделы о формировании любви к природе. Так, в 7-м классе стихотворения о родной природе представлены в разделе «Тихая моя родина», они помогают осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности. Школьники разучивают стихи и выступают с композицией «Дети страшной войны», с удовольствием знакомятся с книгой Д.С.Лихачева «Земля родная». Автор помогает сделать открытие, что «самая большая ценность народа – его язык». Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, то язык гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Во время войны все было общим – страдание и горе, надежды и радости, вера в победу. Вслушиваясь в суровую музыку стихов А.А.Ахматовой «Мужество», дети проникаются настроением патриота: «Не страшно под пулями мертвыми лечь, / Не горько остаться без крова, / Но мы сохраним тебя, русская речь,/ Великое русское слово…» Учащиеся 9-го класса знакомятся с рассказом М.А.Шолохова «Судьба человека», проникаются мужественным поведением солдата войны и хранят в своих сердцах память о девушках-зенитчицах из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», удивляются поведению лейтенанта Плужникова, замирая над эпизодами подвига героя «В списках не значился». На уроках русского языка, готовясь к письменному экзамену по сборнику «Русский язык, 9-й класс», учащиеся проживают поступки известных миру героев. Они говорят о «любви, уважении и знаниях», о подвигах Минина и Пожарского, Ю.Гагарина, доктора Янсена. Школьники учатся выражать свое отношение к различным проблемам. Немало литературных и жизненных примеров патриотической направленности вынесет молодежь из школы, сама будет проявлять стойкость и мужество в сложных ситуациях. В истории нашего государства особое место занимают военные праздники Вот основные праздничные даты:23 февраля – День защитника Отечества.12 апреля – День космонавтики.Второе воскресенье апреля – День ПВО.7 мая – День связиста.9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.28 мая – День пограничника.Последнее воскресенье июля – День Военно-морского флота.Третье воскресенье августа – День Военно-воздушных сил.Второе воскресенье сентября – День танкиста.19 ноября – День ракетных войск и артиллерии.Традиционными стали в школах праздники «Песни и строя». Россия – одна из самых музыкальных стран в мире. И многие песни, которые создавались в России, являются отражением ее истории. Школьникам интересно знакомиться с разными историческими событиями их Отчизны. Недаром говорят, что в песне, как в капельке родниковой воды, отражается душа народа. Подготовка к смотру военно-строевой песни позволяет выучить музыкальные произведения времен Гражданской и Великой Отечественной войн. Обычно в процессе подготовки бывает задействовано несколько школьных преподавателей. Перед тем как класс начнет исполнение выбранного музыкального произведения, ведущему смотра нужно грамотно произнести название и указать авторов.Армейская школа – суровая школа. Юноша, готовящийся к выполнению воинской обязанности, должен четко уяснить такую истину: служить в армии будет легче, если серьезно готовиться к этому еще в школьные годы. Учащимся 7-11-х классов интересен фильм «Братишка» о спортивной подготовке в армии. По картотеке можно точно узнать, сколько в селе проживает бывших воинов, вдов воинов, их надо посетить, поздравить открытками. Девятиклассники пишут сочинение «Что такое подвиг?» и изложение, посвященное Бородинской битве. Семиклассники пишут изложение по теме «Подвиг солдата». Учащиеся 5-11-х классов проводят урок-концерт по песням войны. Учащимся 10-го класса предлагается сделать интерпретацию к стихам Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?». В школе традиционно проводятся осенняя «Зарница» и конкурс муниципального уровня «Готов к труду и обороне».В современных условиях, когда значительная часть молодежи депатриотизирована, появилась необходимость в возрождении авторитета армии, а также адекватного понимания ее роли и места в жизни общества и судьбе Отечества. В идеале было бы неплохо, чтобы каждый подрастающий гражданин России постоянно углублял собственные знания об армии своего Отечества. Ведь россиянам есть чем гордиться! В багаже их побед – борьба с татаро-монгольским нашествием, подвижничество русских людей в период Петровских реформ, суворовские военные будни, патриотизм во время наполеоновского нашествия, массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, современные обстоятельства, формирующие новое поколение героев.Сценарии мероприятий из различных сборников отправляют нас к малоизученным страницам времен войны в Афганистане, которая велась около 10 лет, зачастую считается захватнической со стороны России, но очевидцы ежегодно 11-17 февраля вспоминают своих друзей, которые помогали правительству Афганистана, взывавшему о помощи. Мы проводим мероприятия «Шурави – герои Афганистана» и «Наша сцена – весь мир, наш принцип – бескорыстие, наш путь – милосердие», выпускается выставка об «афганцах». Судьба и Родина едины…Для полного счастья человеку Необходимо иметь славное отечество…Симонид КеосскийРодина нуждается в каждом из нас: мы ее часть, наш труд создает ее богатство, ее силу, ее мощь. Но не меньше мы нуждаемся в Родине: изучая ее славную историю и богатейшую культуру, мы ощущаем свою причастность к славным деяниям предков, чувствуем себя защищенными от внешних посягательств на наше достояние, мы трудимся на благо нашей Родины. Необъятные просторы и неисчерпаемые природные богатства нашей Родины, ее многовековая история, уникальная культура – всем этим приятно гордиться, и дети написали об этом в сочинениях «Моя земля, мой народ». Учащиеся села Седанка пишут о тундре, о друзьях, о сельских жителях, о своей семье. Только человек, глубоко и искренне любящий свою Родину, способен понять и принять аналогичные чувства другого человека. Так в человеке формируется терпимость, толерантность. Здесь живут коряки, ительмены, эвенки, русские, украинцы, немцы…Уважение чувств другого человека – прочная основа взаимопонимания. Подготовительная работа к воспитательному мероприятию часто имеет едва ли не большее значение, чем само мероприятие, так как занимает значительное время и требует определенных усилий по приобретению новых знаний, по осмыслению собранного материала, по его обработке. Кроме того, в процессе подготовки ребята много общаются между собой, что позволяет им лучше узнать друг друга, по достоинству оценить сильные стороны каждого и проявить их. Подготовительная работа и классному руководителю позволяет много и тесно общаться с воспитанниками по проблемам, не связанным с учебной деятельностью. Есть дети, которым интересна волонтерская или миротворческая деятельность. И они собирают материал, пользуясь библиотечным фондом. Во время проведения мероприятия присутствие гостей и зрителей дает дополнительную эмоциональную нагрузку, что помогает ребятам лучше почувствовать и запомнить то, о чем мы ведем речь на наших открытых мероприятиях. Так, классный час «Я – гражданин России» помогает понять, что такое чувство собственного достоинства, знакомит детей с гербом, государственным флагом Российской Федерации, гимном. Учитель дает право самим ребятам рассказывать о символике, а в своем заключительном слове говорит о Конституции РФ и просит исполнить гимн нашей страны. Конкурс символики «городов» – классов школы помог детям сочинить свой гимн на известную песню «Пусть всегда будет солнце». В Седанкинской средней школе есть самоуправление. Прошли выборы президента государства, в котором существуют разные города, а в них есть свои мэры, члены правительства. Детям понравилась неделя лидерства, во время которой они открывали в себе разные качества личности, заполняя анкеты, выпуская листы – бюллетени о кандидатах в президенты. Вечные символы России Патриотизм есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и нераздельной сопричастности с его природой, культурой и народными традициями. Школьники учатся сохранению природных ресурсов России. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Но символы России не только белая березонька да могучий дуб. С нашей страной ассоциируется немало чудес – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.Изучение произведений народного творчества, осознание талантливой самобытности российских народов, восхищение поделками мастеров разных направлений прикладного искусства также способствуют формированию у учащихся чувства гордости за свою страну, ее умельцев. В Тигильском районе ежегодно проходят выставки народного творчества. Воспитывают патриотизм также игры, например, «У медведя во бору грибы-ягоды беру» – экологическая игра для 5-го класса, или «Весенние проделки сердца природы».Праздники радуют детей, особое место занимает в этом списке день 9 Мая. Это праздник «со слезами на глазах» – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Огромен подвиг советских воинов, изгнавших коварного врага с родной земли и десятка европейских государств. История, литература, кинематограф несут заряд патриотизма без агрессии. Да не прервется наша память… Потому что живы еще ее участники, очевидцы минувшей войны, которые могут на незабываемых вечерах – встречах со школьниками – поведать о человеческой трагедии и счастье Победы, своей любви к Родине. Ведь, как сказал Ш.Монтескье: «…лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Заключительные положения. Результаты Важные и серьезные темы патриотического воспитания останутся в памяти и душах детей надолго, если педагог сам настроен серьезно и понимает важность проблемы. Для достижения основной цели программы мы привлекаем к участию в патриотическом воспитании общественные объединения, трудовые коллективы, отдельных граждан; формируем у допризывной молодежи готовность к выполнению воинского долга, прививаем населению толерантность в отношениях между людьми разных национальностей.Родина нуждается в каждом из нас. Но не меньше и мы нуждаемся в нашей Родине. Изучая славные страницы истории Отечества и его богатейшую культуру, мы ощущаем свою причастность к ее делам и готовы на защиту территории, духовности, культуры и истории.В.А.Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота человечества». Эти нравственно-духовные качества призван открывать детям учитель на уроках Мужества, турнирах, линейках, вечерах Памяти, посвященных стойкости русского народа.Литература и источники1. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. – М., 1992.2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! – М., 2006.3. Сборник мероприятий к Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам «Военно-патриотическое воспитание в школе». – Волгоград, 2006.4. Гражданско-патриотическое воспитание, классные часы, игры. – Волгоград, 2006.5. Вокруг тебя мир: книга для ученика. 5 класс. – М., 1996.6. Гусак Е.В. Краткий курс по педагогике. – М., 2011.7. Норенко И.Г. Методические семинары. – Волгоград, 2008.8. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – М., 2008. P.S. Приложения к воспитательной программе опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/571.Галина ПОПОВА, учитель русского языка и литературы Седанкинской средней школы Тигильского района Камчатского края, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии