В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».
В состав учредителей вошли Федеральное агентство по делам молодежи, ряд общественных организаций:- Общероссийское общественное движение «Ассоциация учащейся молодежи Российского союза молодежи «Содружество»;- Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация поддержки семьи и защиты семейных ценностей»;- Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта»;- Межрегиональная общественная организация «Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования»;- Молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды»;- Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание»и физические лица: – Волохов Александр Васильевич – председатель Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций»;- Садовничий Виктор Анатольевич – президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова;- Громова Галина Герасимовна – заслуженный учитель Российской Федерации, Герой Труда Российской Федерации;- Пильдес Майя Борисовна – директор академической гимназии №56, член Общественного совета при Минобрнауки России, народный учитель Российской Федерации.Своими целями Российское движение школьников видит содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, а также содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Председателем координационного совета был избран Сергей Николаевич Рязанский – летчик-космонавт, Герой Российской Федерации. Сопредседателями стали заместитель директора по учебной работе лицея «Иннополис» Алла Николаевна Головенькина и журналист, телеведущая и общественный деятель Яна Алексеевна Чурикова. Деятельность Российского движения школьников направлена на формирование социальной активности детей и молодежи за счет облегчения доступа к государственным и общественным услугам на этапе взросления, развития способностей принимать обоснованные жизненные решения. Основными направлениями деятельности в рамках Российского движения школьников становятся следующие: 1. Личностное развитие, включающее такие виды детской активности, как художественное творчество, научно-техническое творчество, физкультурно-спортивное направление, профессиональная ориентация и популяризация профессий.2. Гражданская активность – краеведческая деятельность, деятельность экологической направленности, проектная деятельность, поисковая работа, волонтерская и добровольческая деятельность, школа безопасности, юные инспектора дорожного движения, деятельность органов ученического самоуправления, деятельность детских и молодежных общественных объединений, направленная на решение социально значимых задач.3. Военно-патриотическое направление – военно-патриотические клубы, кружки и секции, деятельность по организации и проведению военных сборов, детские организации ДОСААФ и «Юнармия».4. Информационно-медийное направление – детские газеты, радио, телевидение, а также сайты, социальные сети и мобильные приложения. Кроме того, данное направление призвано популяризировать детский контент в средствах массовой информации. С одной стороны, это продвижение медийных продуктов, созданных самими детьми, а с другой – это поддержка создания фильмов, книг, журналов, газет, радиопередач для детей.Исторические предпосылкиЕсли посмотреть на основные этапы развития детского движения в России в историческом разрезе и проанализировать влияние данного воспитательного феномена на процесс социализации подрастающего поколения, то актуальность и необходимость создания именно общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации на современном историческом этапе становится очевидной. 1-й этап – 10-е годы ХХ века, когда силами педагогов и врачей-энтузиастов, одержимых идеями просвещения, социализации, удовлетворения познавательных и развивающих потребностей детей бедных слоев общества, появляются первые летние площадки, летние школы, детские клубы. Примером может служить педагогическая деятельность Станислава Теофиловича Шацкого.2-й этап – 20-е годы ХХ века: формирование пионерской организации как самоуправляемого и саморегулируемого движения, состоящего из детей и молодежи, ориентированных на идеалы нового социалистического государства. Целью движения становится воспитание общественников с активной жизненной позицией на основе ценностей демократического общества. Яркий тому пример – педагогическая деятельность Антона Семеновича Макаренко.3-й этап – 30-80-е годы ХХ века: развитие пионерского движения как общегосударственной, единой, массовой детской организации, основанной на коммунистической системе воспитания подрастающего поколения, которой присущи строгая иерархическая регламентация воспитания в духе коммунистической идеологии, доминирование коллективизма над личностным ростом каждого. Первостепенной ролью детской организации становится идейно-политическое руководство деятельностью пионерской и комсомольской организаций.4-й этап – 1990-2015 годы: переход детских организаций в иное качественное состояние – от единой государственной организации к множеству разноплановых общественных. Данный этап характеризуется восстановлением демократических основ в воспитательной практике детских и молодежных объединений как институтов социализации с учетом интересов и потребностей личности школьника.5-й этап – 2015 г. – по настоящее время – характеризуется развитием государственной политики в области молодежного и детского движения. В целом Российское движение школьников – государственный тренд, который направлен на социализацию подрастающего поколения, развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и ориентации на личностный рост и саморазвитие для дальнейшей интеграции в общество.Партнерство и развитиеРоссийское движение школьников может и должно стать тем связующим звеном, каркасом, основой для разработки единой воспитательной системы страны, учитывающей пожелания и интересы обучающихся, их родителей, учителей, школы и государства. Для ребенка Российское движение школьников дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности и определиться с приоритетным направлением, при этом приоритеты обучающегося могут меняться в зависимости от возраста, ведь в деятельности Российского движения школьников обучающийся может начать принимать участие уже с 8 лет. За весь период обучения школьник может ознакомиться со всеми направлениями деятельности в различных ролях: где-то выступить организатором и лидером, где-то поучаствовать и поделиться своим опытом или перенять опыт у старших, научиться чему-то новому или показать свое мастерство, тем самым оказаться в ситуации успеха. Характерной особенностью Российского движения школьников становится то, что в нем может найти себя каждый обучающийся независимо от его успеваемости, предпочтений, состояния здоровья или особенностей поведения. Кроме того, РДШ – это отличный ресурс для создания разновозрастных коллективов по интересам, для развития и работы в системе наставничества, партнерства и развития.Для педагогов, организующих и реализующих воспитательную деятельность в образовательной организации, Российское движение школьников может стать методической и кадровой площадкой. Здесь сосредоточены специалисты в разных областях воспитательной деятельности, а также реализуется большое количество проектов совершенно разной направленности. Педагог, курирующий деятельность Российского движения школьников, становится связующей нитью между школьником и спектром активностей и возможностей, которые открывает перед ним Российское движение школьников для максимального раскрытия потенциала и предпочтений каждого ребенка. Российское движение школьников помогает построить единую воспитательную систему, делает каждую школу более открытой за счет предоставления каждому школьнику равных возможностей участия в проектах, мероприятиях и программах. При этом речь идет не только о программах, реализующихся на территории Москвы, но и на всероссийском уровне. Это форумы, конференции, слеты по различным направлениям деятельности, которые проходят в городах России, профильные смены во всероссийских детских центрах, таких как «Орленок», «Артек», «Океан», «Смена», «Сириус». В таком ключе Российское движение школьников становится посредником между школой и различными ведомствами, которые также занимаются воспитанием подрастающего поколения, и является неким знаком качества, гарантом, что предложенная школьникам деятельность будет полезной, продуктивной и качественно организованной. Российское движение школьников сегодня призвано интегрировать в единую общую систему воспитания все существующие позитивные практики неформального образования и как современный феномен воспитания может быть полезным для всех участников образовательного процесса. Важной особенностью Российского движения школьников становится его общественно-государственный характер, что позволяет интегрировать самые разнообразные социальные практики и привлечь к решению вопроса воспитания подрастающего поколения все заинтересованные стороны.Российское движение школьников становится диалоговой площадкой в решении актуальных вопросов воспитания и социализации подрастающего поколения, открытой для всех заинтересованных представителей государственных и общественных организаций, частных лиц, средств массовой информации, представителей науки и органов государственной власти, деятелей системы образования, культуры, спорта, туризма и других. Такая система взаимодействия открывает перед школьниками безграничные возможности самореализации, самоопределения и личностного роста, дает возможность включаться в самые разнообразные социальные практики и быть активными участниками жизни общества.Надежда КУРАНИНА, председатель Московского отделения Российского движения школьников, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Комментарии