search
main
0

Романовы в фарфоре. В Санкт-Петербурге открывается выставка кукол «Русские монархи. Династия Романовых»

Кукла обладает характером сродни человеческому. Работы знаменитой художницы Олины Вентцель – живое тому подтверждение. Впрочем, «куклы» – это не о них, поскольку творения выдающегося мастера – это, скорее, люди, просто будто застывшие на мгновение. И, попадая в зал, где царит кукольное «многолюдье», невольно ощущаешь, что между ними и нами существует невидимая, но живая связь.

Художник театра и кино, член Союза художников России, Олина Дмитриевна Вентцель была главным художником Московского музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой», специалистом по фарфору. Она создавала масштабные тематические проекты, объединенные в собрание «Всемирная история в куклах», составной частью которого является коллекция «Династия Романовых», представленная в Санкт-Петербургском Государственном музее театрального и музыкального искусства. Выставка организована Московским музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой» при содействии и поддержке Фонда социально-культурных инициатив, возглавляемого супругой Председателя Правительства РФ Cветланой Медведевой.

Как рассказала искусствовед Елена Егорова, каждый экспонат выставки костюмированной фарфоровой скульптуры «Русские монархи. Династия Романовых» изготовлен вручную и в единственном экземпляре. Причем, голова, грудь, руки и ноги сделаны из фарфора, а внутри – каркас, заполненный мягким материалом. Это позволяет менять положение рук и ног. Куклы Олины Вентцель большие – от 60 до 100 сантиметров, и это неслучайно. Художница считала, что именно при таких параметрах можно более точно передать костюмную стилистику эпохи. Одежда для кукол сшита из парчи, бархата, шелка с использованием натурального меха и кожи, антикварных кружев, вышита бисером и жемчугом.

Обращение мастера к биографии выдающейся плеяды русских правителей вполне закономерно. Олина Вентцель была убеждена, что в судьбах монархов отражена вся история России, поэтому воссозданные ею образы составляют главное содержание экспозиции, которая охватывает историю Отечества с момента крещения Руси до времен последнего императора Николая II.

В каждой «царской» нише выставки живет своя история. Вот строго и будто бы с осуждением смотрит на нас Великий князь Иван III. Именно он в 1480 году отказался платить татарам дань, и после знаменитого стояния на реке Угре Русь получает независимость. Иностранные государи в переписке именуют его «царем», но официально венчаться на царство он не решается.

Рядом с Иваном III – его внук Иван IV Грозный, первый русский царь. Император Священной Римской империи Максимилиан предлагает ему корону, на что Иван Грозный отвечает: «Я правлю землей, завещанной мне от предков и от Бога, и корона ваша мне не нужна». С ним рядом – его друг и сподвижник Малюта Скуратов (настоящее имя – Богдан Бельский), второй человек в государстве. Здесь же Алексей Михайлович Тишайший в роскошном костюме. Платье это называлось «Большой царский выход», весило до 50 килограммов, было украшено драгоценными камнями и резными иконами. В то время уже складывалась концепция богоданности власти на земле, все играло на божественный образ царя. Любопытно, что челядь, ухаживавшая за царской одеждой, давала клятву: царю не вредить и над одеждой не колдовать. Монаршая одежда перешивалась, передавалась из поколения в поколение, потому что была очень дорогостоящей.

В этом плане примечательно увлечение царицы Елизаветы Петровны, по праву считавшейся большой модницей. После ее смерти, Петр III обнаружил в покоях тетушки 15 тысяч платьев, половина из которых ни разу не надевалась, и 8 тысяч туфель.

Таких уникальных, ярких деталей, характеризующих правящих когда-то монархов, на выставке великое множество. В сущности, каждый из персонажей экспозиции заслуживает внимания. С увлеченным рассказчиком здесь можно провести не один час и узнать много любопытного из жизни царствующих особ и их приближенных. Недаром выставку «Русские монархи. Династия Романовых» в Москве посещали более 700 человек в день! Она также с успехом демонстрировалась в Антверпене, в Санкт-Петербургом государственном историческом музее «Петропавловская крепость», в Крыму, в Ливадийском дворце, некогда принадлежавшем Романовым, в музее-усадьбе «Архангельское», где гостили представители династии.

Несмотря на то, что еще официальное открытие выставки еще впереди, ее уже посещают школьники Петербурга. По словам Елены Егоровой, ребята помладше интересуются костюмами, украшениями, ребятам постарше любопытно отношение правителей к тем или иным историческим событиям. Выставка не может оставить равнодушным, ведь фарфоровые «люди» лишь им одним известным способом передают дух эпохи, увлекая за собой в прошлое. И, судя по восторженным отзывам мальчишек и девчонок, зачастую это гораздо действеннее любого учебника по истории.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте