search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Роль преемственности при обучении английскому языку в детском саду и в первом классе.

Обязательное изучение иностранного языка в начальной школе начинается со второго класса. Между тем, многие дети учили иностранный язык ещё в детском саду. Получается, что первый класс выпадает из этого процесса, тем самым нарушается принцип преемственности в обучении. Решить эту проблему призвана «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и в 1-м классе начальной школы» под редакцией Н.Д. Епанчинцевой, О.А.Моисеенко.

Главная цель данной программы – формирование элементарных навыков общения на английском языке у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Французская пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести первоклассника на урок английского языка, дать ему учебники и пособия, объяснить, как важно изучать иностранный язык, но это не значит, что он тут же начнёт пить из нашего источника знаний. Сначала у ребёнка должна появиться мотивация к данному процессу, и задача учителя – сформировать её.

Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания иностранного языка в частности. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе. Не следует начинать изучение иностранного языка в начальной школе, а тем более, в детском саду, если нет преемственности с  последующим звеном. Между ними должна быть прямая связь – ребёнок продолжает изучение иностранного языка, а не начинает учить его заново.

С первого января 2009 года город Старый Оскол присоединился к региональному эксперименту «Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке дошкольников и первоклассников в системе «Детский сад – начальная школа», суть которого состоит в введении иностранного (английского) языка, как обязательного компонента  образовательной программы для средней, старшей и подготовительной групп детского сада и первого класса начальной школы. Включаясь в эксперимент, школа №24 осуществляет принцип преемственности и продолжает обучение английскому языку выпускников детского сада №61.

Преемственность в обучении английскому языку в системе «Детский сад – первый класс общеобразовательной школы» предполагает следующие аспекты:

Преемственность в содержании курса.

Учитель нашей школы, Некрасова Людмила Дмитриевна, работает три года по «Сквозной» программе раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы», которая была разработана в процессе эксперимента. Эта программа включает в себя социокультурный, национально-краеведческий и межкультурный компоненты. Содержание учебного материала данной программы соответствует возрастным особенностям первоклассников. Предлагаемые в ней темы («Здравствуйте, это я», «Я люблю свою семью»,  «Животные», «Праздники», «Мой родной город» и другие) близки, понятны и интересны 6-7-летним ученикам. Кроме того, уже изданы некоторые пособия в помощь учителю, работающему в рамках эксперимента. Например, методическое пособие Епанчинцевой Н.Д., Моисеенко О.А., Некрасовой Л.Д. «Учим английский, играя». Пособие содержит занимательный материал: стихи, игры, сценарии, которые можно использовать как на уроках английского языка в 1 классе начальной школы, так и на внеклассных мероприятиях.

В книге представлены различные игры на английском языке – лексические, ролевые, имитационные. Интересны и так называемые пальчиковые игры, когда кроме языковых навыков развивается мелкая моторика рук младших школьников. А это положительно влияет на речемыслительную деятельность ребёнка.

Преемственность в формах и методах работы.

На занятиях в первом классе Людмила Дмитриевна продолжает работу по формированию у детей таких видов речевой деятельности на английском языке, как аудирование, говорение. Новая для них деятельность – это  обучение чтению и письму. И в детском саду, и в школе на занятиях применяются такие виды работ, как фронтальная, групповая, парная. В первом классе учитель больше внимания уделяет индивидуальной и самостоятельной работе учащихся. И, конечно же, обучающие игры  занимают основное место на уроках в 1 классе.

Игра – основной вид деятельности дошкольников и младших школьников. Поэтому в процессе фонетических, лексических, ролевых игр первоклассники легко и естественно усваивают иностранный язык.

Преподаватель также широко использует аудио и видео наглядность: игрушки, картинки,  аудиозаписи, мультимедийное оборудование и Интернет ресурсы.

Без этого невозможно обучение иностранному языку на начальном этапе.

Преемственность в требованиях к обучающимся.

Этот вид преемственности возможен при тесном сотрудничестве учителей английского языка, работающих в детском саду и в школе. Чтобы увидеть уровень подготовки будущих первоклассников, познакомиться с их индивидуальными и психологическими особенностями, Людмила Дмитриевна неоднократно встречается и беседует с преподавателем английского языка детского сада №61 Ольгой Александровной Левитиной, посещает её занятия. А Левитина Ольга Александровна приводит своих дошкольников на уроки к Людмиле Дмитриевне.

Опираясь на свой опыт работы с младшими школьниками, Некрасова Людмила Дмитриевна говорит: «Формирование высокой мотивации и установка на успех – главные условия успешного овладения иностранным языком на начальном этапе». Дошкольники и первоклассники в силу своих возрастных особенностей будут усваивать только то, что им интересно, понятно и увлекательно. Игровые методики, смена видов деятельности на уроке, разнообразная наглядность помогают поддерживать у детей интерес к предмету. И здесь огромное значение имеет установка на положительный результат. Необходимо в каждом ребёнке постоянно поддерживать чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Интерес к изучению языка, а значит, и мотивация пропадает, когда ребёнок чувствует неуверенность, боится порицания за ошибки. Хвалите детей за их усилия, радуйтесь достижениям. Будьте терпеливы и доброжелательны. Наградой будет высокая мотивация детей к изучению английского языка.

Наша школа, как и многие другие, участвующие в эксперименте, готова обучать первоклассников английскому языку. У нас есть учебные кабинеты, оснащённые современными учебно-методическими пособиями, аудио и видео наглядными материалами. Имеется лингафонный кабинет и мультимедийное оборудование с выходом в Интернет.

Реалии сегодняшнего дня требуют от учителя иностранного языка – и в детском саду, и в начальной школе – повышения эффективности учебной работы на уроке, использования современных видов пособий, расширения ассортимента применяемых форм и методов обучения.

Игровые методики на уроках английского языка – основной способ формирования положительной мотивации. При этом важно помнить, что игра на уроке – не самоцель,   проводится не ради игры, а должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть формировать у детей конкретные речевые навыки – лексические, грамматические, аудирование, диалогическую и монологическую речь.

Знакомство с англоязычными странами, их обычаями, традициями, литературными героями Людмила Дмитриевна проводит в виде игры – путешествия или телемоста. Это вызывает у детей  желание посетить эти страны, а, значит, изучать их язык.

Формированию мотивации во многом способствует внеклассная работа по предмету; праздники, концерты, на которые приглашаются гости, родители.

Один из важных стимулов к изучению иностранного языка у маленьких детей – похвала и одобрение тех людей, которые являются для него авторитетом: это родители, классный учитель или воспитатель. Если они будут общаться с ним на английском языке или изучать его вместе с ребёнком, то это существенно повысит его мотивацию. Учитель работает в контакте с родителями. Она проводит для желающих  консультации, практические занятия, разрешает присутствовать на уроках. Составила для них минимальный глоссарий, который впоследствии будет расширять.

Я тоже использую минимальный глоссарий на уроках и во внеклассной работе. (Hello, boys and girls! Who is absent today? Very well! Well done! The lesson is over.)

Следующий вид мотивация, которую использует Людмила Дмитриевна, – это необходимость применять полученные знания в жизни. Поскольку у нас нет реального погружения в языковую среду, то без практического применения знание иностранного языка часто становится бесполезным грузом. Поэтому она постоянно находит и создаёт такие ситуации, где дети могли бы применять свои знания. Коммуникативная направленность уроков, внеурочное общение, внеклассные мероприятия, просмотр мультфильмов, телепередач, использование обучающих игр и компьютерных технологий – всё это формирует положительную мотивацию. Учитель учит детей находить английский в повседневной жизни. Они с удовольствием учатся понимать надписи на этикетках и товарах, вывесках и табличках, находят слова,  пришедшие в русский язык из английского.

Но главное – Людмила Дмитриевна  всегда старается поддерживать у детей веру в себя, в свои силы, создаёт психологически комфортную атмосферу на уроке. Результатом всего вышесказанного, надеюсь, будет высокая  мотивация учеников Людмилы Дмитриевны Некрасовой к изучению английского языка.

В феврале 2011 года в моём 1 классе «Б» проводилось анкетирование по плану работы школы-лаборатории. Цель: выявить проблемы и трудности, испытываемые учащимися 1 класса при изучении английского языка, изучить уровень интереса к данному предмету. Методы диагностики: анкетирование учеников и родителей. В исследовании принимали участие 27 учеников и 25 родителей 1 «Б» класса. В ходе анкетирования были получены следующие данные:

–     считают, что английский язык необходимо продолжать изучать в 1 классе:

учащиеся — 92 %

родители — 100 %

–        возникли ли трудности при изучении английского языка в школе по сравнению с детским садом?

да — обучающиеся — 4%; родители — 0%

нет — обучающиеся — 96%; родители -100%

На вопрос: «Что тебе больше всего нравится на уроке английского языка?», дети ответили:

играть — 76%

разучивать песни и стихи — 64%

использование ИКТ — 48 %

разговаривать на английском языке — 36%

«Что для тебя самое трудное на уроке?»:

запоминание слов — 68%

произношение — 56%

написание букв — 25%

При опросе родителей было выявлено их отношение к данному предмету.

«Устраивает ли вас уровень преподавания английского языка?»:

да — 80% ; нет — 0%; затрудняюсь ответить — 20%.

«Какую форму вы считаете наиболее приемлемой при обучении иностранному языку в 1 классе?»:

урок — 56%

кружковые занятия — 24%

занятия с репетитором — 4%

затрудняюсь ответить — 16%

«Что бы вы изменили в системе преподавания английского языка в 1 классе?»:

разделить класс на подгруппы — 70%

обеспечить детей соответствующими учебниками — 96%

«Какие эмоции испытывает ваш ребёнок в изучении английского языка?»:

спокойствие, уверенность — 88%

неуверенность, тревога 12%

«Можете ли вы оказать помощь ребёнку в изучении английского языка?»:

да — 48%; нет — 52%

Исходя из результатов психодиагностического исследования  и анкетирования, можно сделать следующие выводы.

1. Большинство учеников 1 «Б» класса имеют высокую мотивацию и позитивный психолого-эмоциональный настрой к изучению английского языка.

2. Переход от детского сада к школе прошёл безболезненно. Таким образом, преемственность в обучении английскому языку была соблюдена.

3. Родители моего класса в целом удовлетворены качеством преподавания.

Татьяна Бойко, учитель начальных классов средней школы №24 с углублённым изучением отдельных предметов города Старый Оскол, Белгородской области

Приложение

Анкета для обучающихся

Считаешь ли ты, что учить английский язык в школе труднее, чем в детском саду?

Как, по — твоему , нужно ли учить английский язык в 1 классе?

Сколько раз в неделю ты бы хотел, чтобы у тебя был английский язык?

Нравится ли тебе изучать английский язык?

Что тебе больше всего нравится делать на уроках английского языка?

Что для тебя самое трудное при изучении английского языка?

Анкета для родителей

Считаете ли Вы необходимым изучение иностранного языка в 1 классе?

Какие эмоции испытывает Ваш ребёнок по отношению к уроку английского языка?

Можете ли Вы оказать помощь ребёнку в изучении английского языка?

Какую форму Вы считаете наиболее приемлемой при обучении иностранному языку в 1 классе (урок, кружковые занятия, репетитор)?

Сколько часов в неделю, по-вашему, стоит отвести на английский язык в 1 классе?

Устраивает ли Вас уровень преподавания английского языка в данном классе?

Что бы Вы изменили в процессе обучения Вашего ребёнка английскому языку?

Фото из школьного архива

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте