Язык служит для преобразования информации от образной формы к физической, звуковой. Исходной, основной формой речевой коммуникации в любом языке является именно звучащая речь.
В рамках изучения раздела «Фонетика» на уроках русского языка учащиеся знакомятся с акустическим аспектом фонетики. Когда на уроках мы записываем фонетическую транскрипцию (делаем звуко-буквенный разбор), у учеников всегда возникают вопросы: «Точно ли звуки оглушаются на конце слов? Действительно ли мы слышим звук [а] в первом слоге слова «корова» вместо звука [о]?» Для того чтобы доказать, что это действительно так, можно воспользоваться акустическим анализом речи. Ребята проводят фонетические эксперименты, в результате которых лично убеждаются в том, что фонетические законы, о которых написано в учебниках и про которые говорит учитель, работают.
Акустический речевой сигнал является единственной наблюдаемой формой речи. Визуализировать звуковой сигнал в виде спектрограмм нам помогает одна из программ для электронно-акустического анализа звучащей речи – Praat. Ученики могут наблюдать, как реализуются звуки нашего языка с физической точки зрения.
В ходе эксперимента на первом этапе ребята подготавливают небольшие звучащие отрывки, записывают их на компьютере, а дальше начинают сегментировать свои высказывания на отдельные звуки, сравнивать их между собой, находить общее и выделять особенности каждого звука. Таким образом, каждый ребенок составляет свою собственную фонетическую карту звуков русского языка.
Далее ученики работают с целыми фразами, наблюдают за изменением тона, интенсивности, за наличием и длительностью пауз. На этом этапе ребята определяют, что картинка звуков речи может меняться (звуки, например, смягчаются, оглушаются или озвончаются), и начинают выяснять причины этих изменений.
В процессе работы с программой у ребят формируется представление о том, как устроены системы гласных и согласных звуков в русском языке, какие речевые параметры (тон, темп, интонация) влияют на звук и наше восприятие звучащей речи. Подобные экспериментально-интерактивные занятия подкрепляют теоретический материал, излагаемый в процессе реализации учебной программы, а также способствуют появлению у учеников интереса к изучению фонетической науки как одной из важнейших областей языка.
Полина МАЛЫХИНА, учитель русского языка и литературы школы №1000
Комментарии