search
main
0

Рогейн – то, что детям надо

Не секрет, что сейчас ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности, очень востребован и популярен у детей и молодежи, так как соответствует темпу времени, вовлекает ребенка в насыщенное интеллектуальное, игровое и спортивное пространство. За короткий период времени каждый участник имеет возможность понять значимость личных достижений для всей команды, получить уроки ориентирования и другие полезные навыки на практике.

В ​нашем Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А.Остапца-Свешникова Восточного округа элементы ориентирования встроены практически в каждое мероприятие. Это соревнования по спортивному ориентированию «Компас», игровая программа «Лабиринт», массовые мероприятия с элементами ориентирования, например, историко-патриотическая туристско-краеведческая игра на местности «Гвардия России», первенство по туризму Восточного округа, экскурсионное историческое ориентирование по городу. С 2012 года в практике проведения массовых мероприятий мы используем приемы городского исторического ориентирования вместо экскурсий. Например, в программе традиционного окружного слета «Дорогой героев», который проходил в Пушкинском районе Московской области, был запланирован выезд в Сергиев Посад, где для участников должна была состояться экскурсия по городу и Троице-Сергиевой лавре. В этом году на участие в слете заявилось рекордное количество – более 250 человек. В сложившейся ситуации организационно выполнить экскурсионную программу не представлялось возможным, поэтому мы стали искать выход из сложившейся ситуации. Как за ограниченное время ознакомить большое количество участников с основными достопримечательностями Сергиева Посада? Так родилась идея проведения исторического ориентирования, или исторического рогейна, по городу вместо традиционной экскурсии. Рогейн – (англ. Rogaining) – вид спорта, близкий к спортивному ориентированию, приключенческим гонкам, горным марафонам и некоторым другим видам спорта, формально его можно считать командным суточным ориентированием по выбору, хотя в действительности он значительно отличается от классического спортивного ориентирования. Исторический городской рогейн – командные соревнования (ориентирование по выбору) в черте города на определенную историческую тематику с самостоятельным поиском ответов на поставленные вопросы. Интерактивная экскурсия – вид экскурсии, в котором дети более активно вовлечены в процесс познания нового,  получают возможность самостоятельно получить информацию об экскурсионном объекте.Первый исторический рогейн мы проводили совместно с общественной организацией – сергиево-посадским велоклубом «Дубрава» (руководитель – Глеб  Панкеев), который стал нашим социальным партнером. В администрацию города организаторы направили письмо с просьбой  о поддержке мероприятия, о разрешении проведения старта у памятника Сергию Радонежскому и финиша у мемориала погибшим в Великой Отечественной войне, определили территорию проведения мероприятия, количество КП для каждой возрастной группы, контрольное время, разработали задания, а также исторические «подводки» к точкам. Кстати, по правилам рогейна за каждую минуту опоздания после истечения отведенного времени из суммы очков, набранной командой, вычитают по одному штрафному очку, а при опоздании на финиш на 30 и более минут результат команды аннулируется. Очень важным для нас было и то, что для детей был  разрешен бесплатный вход на территорию Троице-Сергиевой лавры, поэтому часть КП были расположены на территории монастыря, что требовало от организаторов  проведения дополнительных мероприятий с участниками соревнований по правилам поведения на территории действующего монастыря и храмов. Перед началом соревнований с руководителями и детьми были проведены инструктаж и мастер-классы по историческому ориентированию. Команды –  участники рогейна были разделены на три возрастные группы, каждой соответствовало свое обязательное количество этапов, которые команда должна пройти, всем командам был дан одновременный старт. Принцип ориентирования – дистанция по выбору, контрольное время – 2 часа, виды КП – ответ на вопрос, социологическое исследование, вычисление даты, фото КП – нужно было сфотографировать объект или команду на фоне объекта, определение количества, специфики экскурсионного объекта. Количество КП было дано с запасом, команды работали с картами и комплектами заданий. Финиш был указан на карте, туда команда должна была явиться к окончанию контрольного времени. В связи с тем что у команды было 2 руководителя, а организаторы подготовили более 30 заданий, то у команды был вариант разделиться на 2 части для более успешного прохождения маршрута. По такому же принципу строилось историческое ориентирование в Звенигороде, которое уже самостоятельно разрабатывали сотрудники краеведческого отдела дома «Родина». В Звенигороде кроме центра города можно было ознакомиться с достопримечательностями Саввино-Сторожевского монастыря и его окрестностей. Условием и отличием звенигородского рогейна было то, что команде нельзя было делиться на группы из-за наличия одного руководителя. Эта форма знакомства с историей города, его основными достопримечательностями и экскурсионными объектами стала заменой традиционной экскурсии. Здесь в какой-то степени сами участники и их руководитель выполняли функцию экскурсоводов, пытались применить свои знания в ответах на вопросы. Следует отметить то, что команды готовились к рогейну, находили информацию об истории города и его достопримечательностях, что значительно облегчило выполнение заданий на местности. При такой форме интерактивной экскурсии возрастали одновременно роль руководителя группы, который отвечал за безопасность участников, и роль структуры самоуправления в отряде: командира, историка, штурмана, краеведа, литератора, биолога, фотографа. Знания и умения каждого ребенка в команде были важны для успешного выполнения задания, каждый нашел свое место и значимость.Историческое ориентирование всецело позволило нам решить те цели и задачи, которые стоят и перед экскурсией, но в более активной, интересной и привлекательной для детей форме, предоставило детям возможность овладеть дополнительными навыками, которые не применяются на экскурсии, но в туризме очень важны,  например работа с картой. Таким образом, историческое ориентирование стало новой, очень удачной формой интерактивной экскурсии, которую можно сочетать с традиционным подходом к экскурсии, комбинировать, например рассказ квалифицированного экскурсовода во время пути в автобусе + исторический рогейн в пешеходной части города. Такое сочетание побуждает у детей неформальный интерес к истории и краеведению. В планах организаторов использовать прием исторического ориентирования для проведения массовой историко-патриотической туристско-краеведческой игры на местности «Гвардия России» в феврале 2013 года, которая будет посвящена 400-летию династии Романовых, и разработать исторический рогейн по территории Измайловского кремля Восточного округа.Ольга ОЗЕРСКАЯ, директор ДДЮТЭ «Родина»,Екатерина ТАЙДАКОВА, заместитель директора ДДЮТЭ «Родина»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте