search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Рогейн – то, что детям надо

Не секрет, что сейчас ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности, очень востребован и популярен у детей и молодежи, так как соответствует темпу времени, вовлекает ребенка в насыщенное интеллектуальное, игровое и спортивное пространство. За короткий период времени каждый участник имеет возможность понять значимость личных достижений для всей команды, получить уроки ориентирования и другие полезные навыки на практике.

В ​нашем Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А.Остапца-Свешникова Восточного округа элементы ориентирования встроены практически в каждое мероприятие. Это соревнования по спортивному ориентированию «Компас», игровая программа «Лабиринт», массовые мероприятия с элементами ориентирования, например, историко-патриотическая туристско-краеведческая игра на местности «Гвардия России», первенство по туризму Восточного округа, экскурсионное историческое ориентирование по городу. С 2012 года в практике проведения массовых мероприятий мы используем приемы городского исторического ориентирования вместо экскурсий. Например, в программе традиционного окружного слета «Дорогой героев», который проходил в Пушкинском районе Московской области, был запланирован выезд в Сергиев Посад, где для участников должна была состояться экскурсия по городу и Троице-Сергиевой лавре. В этом году на участие в слете заявилось рекордное количество – более 250 человек. В сложившейся ситуации организационно выполнить экскурсионную программу не представлялось возможным, поэтому мы стали искать выход из сложившейся ситуации. Как за ограниченное время ознакомить большое количество участников с основными достопримечательностями Сергиева Посада? Так родилась идея проведения исторического ориентирования, или исторического рогейна, по городу вместо традиционной экскурсии. Рогейн – (англ. Rogaining) – вид спорта, близкий к спортивному ориентированию, приключенческим гонкам, горным марафонам и некоторым другим видам спорта, формально его можно считать командным суточным ориентированием по выбору, хотя в действительности он значительно отличается от классического спортивного ориентирования. Исторический городской рогейн – командные соревнования (ориентирование по выбору) в черте города на определенную историческую тематику с самостоятельным поиском ответов на поставленные вопросы. Интерактивная экскурсия – вид экскурсии, в котором дети более активно вовлечены в процесс познания нового,  получают возможность самостоятельно получить информацию об экскурсионном объекте.Первый исторический рогейн мы проводили совместно с общественной организацией – сергиево-посадским велоклубом «Дубрава» (руководитель – Глеб  Панкеев), который стал нашим социальным партнером. В администрацию города организаторы направили письмо с просьбой  о поддержке мероприятия, о разрешении проведения старта у памятника Сергию Радонежскому и финиша у мемориала погибшим в Великой Отечественной войне, определили территорию проведения мероприятия, количество КП для каждой возрастной группы, контрольное время, разработали задания, а также исторические «подводки» к точкам. Кстати, по правилам рогейна за каждую минуту опоздания после истечения отведенного времени из суммы очков, набранной командой, вычитают по одному штрафному очку, а при опоздании на финиш на 30 и более минут результат команды аннулируется. Очень важным для нас было и то, что для детей был  разрешен бесплатный вход на территорию Троице-Сергиевой лавры, поэтому часть КП были расположены на территории монастыря, что требовало от организаторов  проведения дополнительных мероприятий с участниками соревнований по правилам поведения на территории действующего монастыря и храмов. Перед началом соревнований с руководителями и детьми были проведены инструктаж и мастер-классы по историческому ориентированию. Команды –  участники рогейна были разделены на три возрастные группы, каждой соответствовало свое обязательное количество этапов, которые команда должна пройти, всем командам был дан одновременный старт. Принцип ориентирования – дистанция по выбору, контрольное время – 2 часа, виды КП – ответ на вопрос, социологическое исследование, вычисление даты, фото КП – нужно было сфотографировать объект или команду на фоне объекта, определение количества, специфики экскурсионного объекта. Количество КП было дано с запасом, команды работали с картами и комплектами заданий. Финиш был указан на карте, туда команда должна была явиться к окончанию контрольного времени. В связи с тем что у команды было 2 руководителя, а организаторы подготовили более 30 заданий, то у команды был вариант разделиться на 2 части для более успешного прохождения маршрута. По такому же принципу строилось историческое ориентирование в Звенигороде, которое уже самостоятельно разрабатывали сотрудники краеведческого отдела дома «Родина». В Звенигороде кроме центра города можно было ознакомиться с достопримечательностями Саввино-Сторожевского монастыря и его окрестностей. Условием и отличием звенигородского рогейна было то, что команде нельзя было делиться на группы из-за наличия одного руководителя. Эта форма знакомства с историей города, его основными достопримечательностями и экскурсионными объектами стала заменой традиционной экскурсии. Здесь в какой-то степени сами участники и их руководитель выполняли функцию экскурсоводов, пытались применить свои знания в ответах на вопросы. Следует отметить то, что команды готовились к рогейну, находили информацию об истории города и его достопримечательностях, что значительно облегчило выполнение заданий на местности. При такой форме интерактивной экскурсии возрастали одновременно роль руководителя группы, который отвечал за безопасность участников, и роль структуры самоуправления в отряде: командира, историка, штурмана, краеведа, литератора, биолога, фотографа. Знания и умения каждого ребенка в команде были важны для успешного выполнения задания, каждый нашел свое место и значимость.Историческое ориентирование всецело позволило нам решить те цели и задачи, которые стоят и перед экскурсией, но в более активной, интересной и привлекательной для детей форме, предоставило детям возможность овладеть дополнительными навыками, которые не применяются на экскурсии, но в туризме очень важны,  например работа с картой. Таким образом, историческое ориентирование стало новой, очень удачной формой интерактивной экскурсии, которую можно сочетать с традиционным подходом к экскурсии, комбинировать, например рассказ квалифицированного экскурсовода во время пути в автобусе + исторический рогейн в пешеходной части города. Такое сочетание побуждает у детей неформальный интерес к истории и краеведению. В планах организаторов использовать прием исторического ориентирования для проведения массовой историко-патриотической туристско-краеведческой игры на местности «Гвардия России» в феврале 2013 года, которая будет посвящена 400-летию династии Романовых, и разработать исторический рогейн по территории Измайловского кремля Восточного округа.Ольга ОЗЕРСКАЯ, директор ДДЮТЭ «Родина»,Екатерина ТАЙДАКОВА, заместитель директора ДДЮТЭ «Родина»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте