Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Родом из СССР. Неустойчивому новому Сергей Каверин предпочитает хорошо забытое старое

Учительская газета, №30 от 23 июля 2013. Читать номер
Автор:

В лаборантской у него висит портрет Брежнева. Он нашел его в закромах ушедшего на пенсию коллеги и решил – чего ему пылиться? Если это и фронда по отношению к сегодняшней капиталистической действительности, то вполне себе мирная и в духе времени. Сейчас к власти пришло или приходит его поколение рожденных в 1970-е, в самые благополучные годы в истории СССР. Поколение, ностальгирующее по идеальному, как кажется, прошлому с его чувствами безопасности, единения и гордости за свою страну и, однако, признающее ценности нового времени. С одной стороны, мы уверенно освоили компьютер, с другой – отдыху на туретчине предпочитаем копание на родных грядках. Все это в полной мере относится и к учителю года-2012 Липецкой области физику лицея №4 города Данкова Сергею КАВЕРИНУ. Он любит песни Владимира Высоцкого, фильмы 70-80-х и каким-либо педагогическим новшествам предпочитает «старые советские» методы. Для него «советское» не ругательство, а знак качества.

Может быть, это чувство привязанности к прошлому так сильно в нем потому, что он родом из маленького городка,  в районном центре Данков 20 с небольшим тысяч жителей, по сути, большая деревня. В таких городках время течет особенно неспешно. Здесь всех соседей знают не только в лицо, но и по имени-отчеству, и новости обсуждают все больше свои, местные. В Данкове и ловится-то только одна радиостанция, хотя до Липецка час езды. Здесь обычно вырастают твердо стоящие на ногах реалисты, каковым считает себя и Каверин. Поэтому он почти и не колебался с выбором профессии: отец, Владимир Васильевич, сам учитель физики и астрономии, определил выбор сыном вуза и специальности. Правда, сначала Сергей собирался поступать на факультет математики и информатики Елецкого государственного пединститута, но допустил в заявлении знаковую и, надо думать, не случайную ошибку и подал документы на математику и физику.- Отец был доволен, – говорит Сергей Владимирович, и видно, что это для него важно. – И я в принципе не пожалел о выборе, потому что информатику и так освоил (хоть и не на уровне программиста, но в свое время программы на бейсике составлял).В том, что учительство – это его, Каверин убедился на 4-м курсе педпрактики, на которой почувствовал себя удивительно уверенно. Наверное, сказались гены,  кстати, его сестры, родная и двоюродная, тоже не избежали школы (хотя наш герой шутит, что до педагогической династии ему не хватает одного поколения). С дисциплиной у него особых проблем никогда не было, даже когда молодому педагогу сразу по пришествии в родную школу дали 9-й класс, до этого переходивший из рук в руки. Тогдашние его ребята выглядели старше его самого, и хотя за их выходки у других учителей ему попадало, сам Каверин смог установить с ними доверительные отношения. Может быть, оттого, что от него исходит тихая, спокойная уверенность, а может, из-за своего пристрастия к справедливости.- У меня нет любимчиков и безнадежных, – говорит Каверин. – И ребята, и родители, и руководство это знают. Я не поставлю незаслуженную оценку слабому ребенку, но с удовольствием поощрю двоечника, который своими руками соберет электрическую цепь.Они и собирают. Хотя Сергей Владимирович сетует, что физикой нынче занимается все меньше детей и увлечь их все сложнее, в лаборантской хранится немало ребячьих экспонатов. Например, действующая модель радиоприемника или громкоговоритель. Даже девочки способны удивить – увидели в Интернете ролик, как сделать простейший электромотор из батарейки, скрепок, проволоки и магнита, и загорелись идеей повторить опыт (вот она, сила Сети и наглядного примера!). Каверин и сам подобный прием любит с толком использовать,  получая на уроке электричество из продуктов, например. Он и на районном конкурсе блеснул тем, что легко и эффектно связал тему «Принцип радиосвязи» с современными технологиями мобильной связи, и при этом еще дал ребятам физическую разминку.  Полезную дружбу с Сетью он только приветствует и частенько бороздит с ребятами ее просторы в поисках новой информации и интересных задач, скачивает программы, которые нужны по работе, например, про любимую азбуку Морзе, которой он в свое время занимался, или советские научно-популярные фильмы. Лично для себя он ищет в Интернете музыку и слушает радиостанции.Интерактивная доска для него такая же норма, как старая грифельная. И у той и у другой есть свои преимущества и недостатки. Главное, считает наш герой, меру знать. Мера для него ключевое понятие. Поэтому панибратство с учениками он для себя исключает. – Я считаю, должна быть дистанция, – уверен физик. – Учитель должен быть учителем, ученик – учеником. И потом, смотришь, кто просится к тебе в друзья в соцсетях, в основном хулиганы, но даже если это нормальный ученик, мы с ним не друзья. Панибратство кажется иногда заманчивым на первой стадии, а потом оборачивается против учителя. Дети его не уважают. Я знаю такие примеры. При этом он, разумеется, не исключает теплого общения вживую. – Приятно, когда приходишь на станцию техобслуживания или в магазин и видишь своих учеников или их родителей, ко мне подходят, здороваются. Преимущество учителей в том, что столько людей после себя оставляешь, которые тебя помнят.Хорошо вспоминают его многие,  и не только те, кого он готовит к ЕГЭ и олимпиадам или у кого ведет подготовительные курсы Воронежского государственного аграрного университета, или те, кто уже поступил в МГУ, в Бауманку и другие престижные вузы (его лицей имеет естественно-научную направленность и профильные классы). Он стремится заинтересовать всех, но…- Если Бог наградил ребенка способностями, мое дело только их подкорректировать, если не дал, хоть профессора к нему приставь, ничего не выйдет, – считает реалист Каверин.Человечности учителя, впрочем, это, по его мнению, не отменяет. Если ученик не подготовился из-за сложной ситуации дома, Сергей Владимирович это всегда учтет. А если класс пришел усталый после сложной контрольной, он подберет для них щадящий вариант урока, например запустит научно-популярный фильм. Что интересно:  наш герой при всей его любви к порядку не признает шаблонов в работе.  – Честно признаюсь, я уроки не готовлю – все-таки уже 18 лет в школе, все в голове, – признается Каверин. – Хотя новые материалы все время ищу, но, как и какие средства и приемы использовать, я решаю непосредственно перед и во время урока. Я всегда смотрю по ситуации, в каком настроении и состоянии дети и я сам. Вот такой человек импровизации на твердой почве знаний и принципов. Поэтому Каверин считает, что сочетает в себе и предметника, и артиста. На уроке он может прочесть стихи, включить музыку. Не только Высоцкого, но и Талькова, и даже городской (не приблатненный) шансон. Раньше ставил еще любимую «Метель» Свиридова, но потом решил, что эстрада детям все же ближе. Когда-то он сам сочинял песни и пел под гитару, но сегодня это происходит все реже и реже. Может быть, потому что время сегодня не песенное и не поэтическое. При всей самодостаточности и уверенности в себе Каверин унаследовал с советской юности тоску по идеалу. – Сейчас время разобщенности, люди стали жить лучше материально, но в них больше злобы, агрессии, – жалуется Сергей Владимирович. Это его главная претензия к миру. Согревают его сердце меньшие братья – дворняжку Боцмана он новорожденным щенком подобрал на помойке, а котенку, которого назвал Тимофеем, не дал замерзнуть зимой. Теперь они его спасают эмоционально. После победы в областном конкурсе «Учитель года» Каверин получил заряд не только вдохновения, но и откровенной зависти и недоброжелательства, причем не столько от коллег, сколько от малознакомых людей. Хотя, видит Бог, ни участвовать, ни побеждать в профессиональном состязании Каверин не хотел. Ну характер у него такой – нет амбиций прославиться в глазах других, а сам себе цену он знает. Тем не менее пошел навстречу коллегам и администрации родного лицея и достойно «отстоял свою вахту», несмотря на то что конкурс явно прибавил ему седых волос. Он сумел стать вторым подряд победителем от Данковского района – вслед за учителем биологии Алексеем Овчинниковым. Но понимал, что стать лучшим в России, как Овчинников, нереально хотя бы по теории невероятности, как шутит Каверин. Кстати, Алексей Васильевич помогал коллеге подготовиться к разным этапам конкурса и дал самый ценный совет – быть самим собой. Нашему герою последовать совету было легко,  он притворяться не умеет.  Больше всего на конкурсе ему запомнились не испытания, свои или чужие, а мгновения, окрашенные дружбой, единением, эмоциональным подъемом, которых так не хватает в обычной жизни.- Вспоминается, как мы бегали на базе, где мы жили, по этажам, обсуждали что-то, помогали друг другу, особенно ребятам, которые прошли в «пятнашку». Запомнились вечер в клубе, когда Олег Парамонов читал свои стихи, экскурсия по Кремлю, встреча у президента. Трудно забыть такое общение и атмосферу…Что касается школы, то Каверин жалуется не на зарплату (хотя после конкурса она упала почти вдвое), а на те «новшества», которые, по его мнению, губительно сказываются на качестве образования. К примеру, на стимулирующий фонд, вносящий, как считает физик, разлад в коллектив.- Посмотрите на систему, за что мы ставим себе баллы, – поясняет Сергей Владимирович. – 6 баллов, например, полагается за высшую категорию, но те же 6 баллов получает и учитель, который собирает деньги за питание с 80% учеников. Это глупость, что человек получает выплаты за непедагогическую деятельность! Сделайте педагогам достойную зарплату и премии за особые достижения, и ничего больше не понадобится.Убивает и бумажный вал, который нужно заполнять учителю, признает Каверин. Свое обещание сделать отчетность меньше министр Ливанов пока не сдержал, полагает он. Но основной проблемой, как и многие его коллеги, Каверин считает ЕГЭ:- По содержанию я претензий к ЕГЭ не имею – если проводить его правильно, то он сильно проверяет знания по физике (про другие предметы не скажу). Но ведь единый экзамен не могут защитить! Мы сами себя обманываем насчет его честности – все знают, что региональные власти заинтересованы, чтобы районы сдали экзамен хорошо, они спускают указание в роно, а потом в школы. Мне кажется, лучше единый экзамен отменить и вернуться к двум экзаменам, как раньше.  Каверин много чего из нового не любит, как и слов вроде «инновации» и «тьютор». Учитель, по его мнению, должен и наставлять, и оказывать помощь, и сам при этом учиться. Он, к примеру, с удовольствием пользуется советами ребят о полезных сетевых ресурсах.- Я не открою ничего нового, но пока лучшего не придумали: между учителем и учениками должно быть сотрудничество – что-то ты им даешь, что-то они тебе, – говорит Каверин.   Чувствует ли наш герой себя счастливым в школе? – Бывают дни, когда чувствуешь удовлетворение и подъем от уроков, – уточняет не любящий преувеличений Сергей Владимирович. – Иногда это совпадает с ощущением ребят,  например, у меня был ученик, который время от времени подходил и говорил: «Спасибо за урок». Очень приятно, когда чувствуешь эмоциональную отдачу от класса. Липецкая область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту