В письме, которое получила редакция из города Дубна Московской области, нам сообщили, что под закрытие попадает маленькая муниципальная школа «Родник». Еще в письме было сказано, что в «Роднике» с детьми работают практически индивидуально, а выпускники поступают в самые престижные вузы России. Ситуация, описанная автором письма, явно нуждалась в расследовании.
Валерия Мамонова, директора школы «Родник», чемоданное настроение – ему уже известно, что его ученики с нового учебного года переходят в близлежащие школы. Ему самому предложили пойти заместителем директора в одну из этих школ или в городское управление образования. Быть заместителем он не согласен, в управление тоже не хочет переходить: 66 лет уже не позволят работать в таком ритме, в каком крутятся управленцы. Скорее всего, говорят в «Роднике», он будет работать где-нибудь учителем. Городское управление образования сегодня уже делает предложения учителям «Родника» – все, кто захочет, будут трудоустроены. Другое дело – захотят ли, ведь не только в обычных школах, но и в гимназиях и лицеях нынче в классах по 25 учеников. Дети вышли 1 июня на стихийный пикет, впрочем, стихийным его назвать трудно, поскольку плакаты делали загодя, да и телегруппу РТР пригласили с таким расчетом, чтобы от Москвы до Дубны успела доехать. Городскую администрацию об акции не информировали, а когда ее представители пришли к школе, ученики тут же побросали плакаты на землю и ушли, не вступая в диалог. Директор телегруппе объяснил, что все дело в том, что родители не согласны с расформированием «Родника», а дети их поддерживают.
Почему же закрывают школу? У мальчишек, играющих на школьной площадке, свое объяснение – здание нужно какой-то фирме, у директора – свое. «Тут финансы замешаны, – объясняет Мамонов. – С 1 января 2006 года будет введено нормативно-подушевое финансирование. На обучение каждого ребенка нужно около 6000 рублей, в нашей школе в целом наберется бюджетных средств чуть больше миллиона рублей, а только на зарплату нужно более миллиона шестисот тысяч рублей (без учета 100-процентной надбавки к зарплате по ЕТС от губернатора Московской области)». Перебор, однако!
«Родник» – школа с необычной биографией. В 90-е годы сотрудников Объединенного института ядерных исследований – градообразующего учреждения – не устраивали обычные государственные школы. Им хотелось, чтобы их детей обучали по особым программам, с помощью особых методик, чтобы работа с каждым была индивидуальной. В то время уже стали возникать частные школы, поэтому 13 лет назад группа энтузиастов решила создать такую же для своих детей. Здание, которое строилось для детского садика, у местного завода «Тензор» выкупил для школы один из учредителей. В программе значились и углубленное изучение предметов, и преподавание английского языка и информатики с первого класса, и введение второго – французского или немецкого – языка по выбору с пятого класса. По тем временам все это было удивительно. В стране только говорили о введении информатики, а в школе уже был лучший компьютерный класс в Дубне, лучшее оборудование. Информатику и программирование преподавали сотрудники лаборатории вычислительной техники и автоматизации Объединенного института ядерных исследований. Детей в эту замечательную школу специально не отбирали – принимали всех желающих. Учили всех, независимо от того, одаренный ребенок или нет (для педагогов было главным сделать так, чтобы ученик раскрыл весь свой творческий потенциал), а также независимо от того, где он проживал.
Когда-то «Родник» был школой, как говорят, продвинутой. Сегодня специалисты считают, что много таких же и среди обычных государственных школ. Былые плюсы «Родника» нынче стали достоянием многих, а вот достижения продвинутых школ достоянием «Родника» не стали. Нет тут ни особых программ развития или работы с одаренными детьми, все программы типовые, и учебный план типовой, нет ни гимназических, ни лицейских программ, ни программ углубленного изучения того или иного предмета. Показатели по успеваемости в «Роднике» не превышают средние по городу. Если сегодня чем и может похвастаться школа, так это маленькими классами (был у нее даже класс, в котором 9 учеников, но и даже его делили еще на две группы для занятий иностранным языком) и большим количеством часов иностранного языка – каждый день английский, четыре раза в неделю немецкий или французский. Но некоторая часть занятий идет по графе «Платные образовательные услуги», а это и в обычных школах наблюдается довольно часто. К тому же недостающие деньги на зарплату работникам «Родника» городское управление образования собирало по крохам, отбирая их у остальных школ, что явно несправедливо.
Вообще все было бы хорошо, если бы не деньги. «Родник» являлся еще частной школой, когда настало время такое, что родители учащихся не могли позволить себе большую плату. Школе же позарез нужны были деньги: быстро росли расходы на коммунальные платежи, на содержание здания. К тому же владелец здания по какой-то причине вдруг передал его муниципалитету и возникла сложная ситуация: школа должна была или выехать из здания, или арендовать его по коммерческим расценкам. Деваться «Роднику» было некуда, поиск денег на аренду – дело явно нереальное.
Тогда учредители школы обратились к мэру города, разъяснили, по каким причинам школа не может оставаться частной, и мэр пошел им навстречу: «Родник» стал муниципальной школой, здание передали ей, как и всем муниципальным школам города, в оперативное управление, а финансировать начали по нормативам общеобразовательных школ, определяемых в расчете на одного обучающегося. И школа опять жила и работала, потребляя средств больше, чем ей положено, вплоть до нынешнего года, когда ее существование было поставлено под вопрос городским управлением образования.
Руководителю Дубненского городского управления образования Татьяне Виноградовой приходится считать деньги: в городе обучаются в школах (в том числе и негосударственных) 6455 детей, а количество учебных мест 7617. Первого сентября 2005 года будет на 1500 учебных мест больше, чем учеников. Получается, пятая часть школьных зданий содержится в убыток бюджету. Поэтому Татьяна Виноградова полагает, что нечего Мамонову городить финансовый огород, и предлагает свои выходы из положения. Неподалеку от «Родника» находится современное, большое, хорошо оборудованное здание школы №11, которое было построено 6 лет назад по индивидуальному проекту с учебным и клубно-спортивным блоками, объединенными в единое целое. При переезде туда решались бы сразу несколько проблем. Во-первых, проблема недогрузки самой школы №11, в которой учатся всего 500 с небольшим учащихся. Восемь классов-комплектов пустует, поэтому часть школы используется нерационально (кстати, недогружены и 2-я, и 7-я школы). Во-вторых, уменьшились бы расходы по содержанию самого «Родника», в котором после выпуска 2005 года из 9-го и 11-го классов осталось всего 122 ученика, то есть почти половина от расчетного количества.
Уже второй год в «Роднике» нет набора первочков. В прошлом году было подано только 6 заявлений, и открыть первый класс с таким количеством учеников не получилось, даже по уставу школы должно быть от 14 до 16 учеников. А в этом году набор уже не разрешило управление образования, ибо у школы явно нет будущего. В-третьих, удалось бы предоставить ученикам «Родника» возможность пользоваться тремя физкультурными залами, большим актовым залом, мастерскими, столовой. В-четвертых, в освободившемся здании «Родника», которое никто не собирается ни отнимать у образования, ни продавать, можно было бы разместить детский сад – нынче в Дубне выстроилась длинная очередь желающих воспользоваться услугами дошкольного образования, или, скажем, школу для детей-инвалидов «Возможность». По всем пунктам налицо рациональный выход из положения и современный подход к образовательному менеджменту.
Часть родителей согласна с этим, у Виноградовой, которая провела уже почти 10 собраний, выслушивая родителей и объясняя им, что будет, на столе лежит пачка заявлений насчет того, чтобы детей перевели в другие школы в 11-ю, в 4-ю, в том числе и в 7-ю, с условием сохранения в учебном плане второго иностранного языка и раннего изучения информатики. Эти условия управлением приняты, поскольку школьный компонент позволяет это сделать на законной основе, Татьяна Константиновна даже писала на этот счет гарантийные письма. Сложившиеся классы «Родника», переходящие в школу №7, судя по всему, никто разбивать не собирается, потому что дети изучали два языка, им предлагают перейти в полном составе вместе со своими учителями, хотя в 7-й не все учителя имеют полную нагрузку. Деньги на зарплату учителей будут сэкономлены за счет сокращения административно-обслуживающего персонала «Родника», расходов по содержанию его здания. Но через два года в эти классы будут прибавлять и других детей. Кстати, 12% школ города тоже ввели изучение второго иностранного языка, не говоря уже об изучении информатики со 2-го класса, которая преподается в большинстве школ. Виноградова сегодня сидит и считает учеников «Родника», вдаваясь в особенности ситуации персонально каждого, чтобы никто не был обижен, чтобы родители, поверившие ей, не посчитали себя обманутыми.
Дубна, Московская область
Комментарии