Жизнь – штука сложная. Многое в ней зависит от нас самих. Человек – кузнец своего счастья… Эти слова наши родители часто говорили нам в детстве. Ну а мы в свою очередь не устаем повторять их своим чадам. Правильные слова! Простые, понятные и все объясняющие. Без сомнения, только сам человек может определить, что есть для него счастье. Только он сам решает, что нужно ему в этом мире. Из года в год мы упорно строим свою жизнь, складывая кирпичики судьбы на прочный фундамент, заложенный еще нашими родителями. Да, это они, наши папы и мамы, передали нам свои знания и опыт, научили нас не пасовать в трудных ситуациях. Именно это и лежит в основе нашего счастливого будущего.
В процессе социализации семья оказывает самое непосредственное влияние на формирование личности ребенка и считается первичным социальным институтом. Родители для детей самые главные люди. Они последняя инстанция. Все, о чем говорят в семье, воспринимается ребенком как истина. Он уверен, что самые близкие не могут ошибаться и врать. Родительское слово не подвергается никакому сомнению. Чтобы придать значимости своим словам, дети часто говорят: «Так сказала моя мама!» И все! Больше, по их мнению, никаких аргументов не надо. Что может быть весомее слов матери? Разве что мнение отца.
Как-то в начале первой четверти мы с пятиклассниками изучали условия жизни и занятия древних людей. Вспомнили про первых домашних животных. Я постарался красочно описать, как была приручена собака. И заметил, что это было первое животное, которое стало жить рядом с человеком и стало ему верным помощником. На следующем уроке один из учеников, нетерпеливо ерзая на стуле, поднимал руку так высоко, что не спросить его я не мог. И знаете, что он мне заявил? Оказывается, первым домашним животным была кошка! Заметив мой недоуменный взгляд, он тут же выдал железный аргумент: «Моя мама сказала, что кошка появилась у первобытного человека в пещере раньше собаки». Эту фразу я запомнил дословно. Вы думаете, я смог его переубедить? Нет, конечно. Все мое учительское красноречие не стоило ровным счетом ничего по сравнению со словами мамы. Вы представляете, какой мощной силой обладает родительское слово! Каждый из педагогов должен это помнить и стараться использовать влияние семьи во благо нашего общего дела, во благо подрастающего поколения.
Момент истины
Грамотный учитель никогда не будет противопоставлять себя семье своего воспитанника. Школа, родители и дети – главные субъекты процесса обучения. Образовательная среда вокруг ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он видел единство требований и чувствовал взаимопонимание между своими родителями и учителями. Только в этом случае мы добьемся значительных результатов как в воспитании, так и в образовании своих подопечных.
Такая идиллия достигается не сразу. Много ям и оврагов на этом пути. Но мы сознательно выбрали свою профессию. А значит, обязаны приложить все усилия, чтобы воспитать ребенка достойным гражданином и порядочным человеком. Крутись как хочешь, но общий язык с родителями сумей найти. Да, трудно. Да, не всегда получается. Но это не повод, чтобы опускать руки. Планомерная и целенаправленная работа с родителями всегда приносит свои плоды.
Для этого, естественно, надо относиться к ученикам как к своим собственным детям. Ко всем без исключения: и к послушным, и к трудным. В жизни настоящего учителя всегда наступает тот час, когда в разговоре про учеников он произносит фразу: «Мои дети». Вот он – момент истины! В этот миг педагог подсознательно ставит себя на одну доску с родителями, а значит, теперь они вместе будут тянуть одну лямку воспитания. Осталось только скоординировать совместные действия. И сделать это должен учитель. Не зря же нас обучали искусству педагогики в институтах и университетах.
Формализм неуместен
Существуют самые разнообразные формы и методы работы с родителями. Это могут быть общешкольные и классные собрания, ликбезы различной направленности, советы отцов и пр. Мероприятия в данном направлении проводятся в наших образовательных учреждениях регулярно. Но часто формально, для «галочки». Отчитались и забыли. Нельзя так! С детьми работаем и для детей. Формализма в таком деле быть не должно. Все школьные программы, разработанные для обеспечения организации взаимодействия с семьями учеников, так и останутся мертворожденными, если в этом процессе не будет заинтересован конкретный педагог. От него зависит результат работы. А интерес у учителя возникнет только в том случае, если он будет смотреть на своих воспитанников как на родных детей. И это не громкие слова. Это необходимое условие для успешной профессиональной деятельности любого педагогического работника.
Школьники ощущают на себе искреннюю заботу учителя значительно раньше, чем их родители. И это понятно. С детьми мы общаемся ежедневно, а вот с папами и мамами не так часто, как хотелось бы. И зря! Контакт с семьей должен быть устойчивым. Следует максимально полезно использовать каждую встречу с родителями. Даже когда они пришли в школу для выяснения отношений, необходимо приложить все силы, чтобы сделать их своими союзниками и перетянуть на свою сторону. Не стоит забывать про великую силу родительского слова. Оно должно быть рекрутировано на службу педагогике.
Есть контакт!
Давно мне не случалось видеть родителей, которые бы хотели побеседовать со мной в резких тонах. Но раньше, в годы профессиональной молодости, подобные случаи бывали. А у кого их не было? Наверное, только у тех коллег, которые относились к своим обязанностям спустя рукава.
До сих пор помню маму шестиклассника, которая пришла меня учить, как нужно работать с ее ребенком. Мальчик был общительный. Общий язык мы с ним нашли сразу. Но вот учиться ему никак не хотелось. На протяжении всего пятого класса я пытался увлечь его историей, но все мои старания были тщетны. Обычно младшие школьники обожают этот замечательный учебный предмет и могут бесконечно рассказывать мифы Древней Греции, с удовольствием рисуют египетские пирамиды, с улыбкой пересказывают комедию Аристофана «Птицы». Но мой Димка был далек от этого. Я крутился вокруг него волчком, но ничего не помогало. Домашние задания он принципиально не выполнял, а в классе был занят всегда посторонними делами. И так весь 5-й класс. Тройки я ему ставил с закрытыми глазами. Как говорится, «три» пишем, «два» в уме. Все попытки достучаться до родителей успеха не имели. Ни я, ни классный руководитель так и не увидели никого из них в школе. Спустя год Димка перешел в 6-й класс. Отношение к учебе у него не поменялось, и я решился! По итогам первой четверти влепил ему двойку по истории. Сколько мне пришлось услышать нелицеприятных слов от администрации школы! На педагогическом совете директор при всех отчитала меня за неудовлетворительную оценку. Из ее уст я выслушал стандартный монолог о том, что двойку учитель ставит себе, а не ученику. Мне было указано на слабое знание педагогических приемов и методов, а также на отсутствие чувства ответственности за порученную работу. Завучу было дано указание: организовать методическую помощь столь неопытному педагогу и провести беседу о профессиональной этике. Эти слова вызвали удивление даже у бывалых преподавателей. Ну а лично мне было приказано составить план индивидуальной работы с неуспевающим учеником.
На следующий день после педсовета в школу наконец пожаловала Димкина мама. Разговор обещал быть тяжелым. Но я решил, что именно она и станет моим союзником в борьбе за успеваемость ее же сына.
Сколько я о себе нового узнал! Директор по сравнению с ней был просто душа-человек. Оказывается, я не учитель, а негодяй, каким не место в школе. К детям подпускать меня опасно. Я травмирую их хрупкие, неокрепшие души. Ради самоутверждения поставил двойку ее сыну, который знает всю историю. И в заключение она пообещала добиться от отдела образования приказа о моем увольнении с работы. Любят у нас приплетать вышестоящие инстанции по делу и без дела.
Выслушав разгневанную маму, я стал спокойно, без взаимных упреков, объяснять ей ситуацию, в которой мы оказались все трое: я, она и Димка. Ох и трудно было! Но все получилось. Прав был Дейл Карнеги: если хочешь чего-то добиться от человека, то убеди его в том, что это нужно прежде всего ему самому. Этот постулат и лежал в основе нашего нелегкого разговора.
Более двух часов длилась наша беседа. Мама прошла через все пять стадий неизбежного. Гнев по поводу двойки за четверть сменился на агрессию в отношении школы и конкретного учителя. Затем она попыталась поторговаться со мной за более высокую оценку. Видя, что ее усилия ни к чему не приводят, сумела-таки найти в себе силы выслушать меня и трезво оценить масштаб проблемы. Ну а потом приняла все мои аргументы и согласилась посильно участвовать в реализации моего амбициозного плана. Я решил, что мы общими усилиями из Димки сделаем отличника по истории, и моя вера в ребенка, в его силы и способности передалась матери. Результат нашего плодотворного сотрудничества не заставил себя ждать.
Уже во второй четверти наш двоечник изменился до неузнаваемости. На каждом уроке его рука маячила перед моими глазами. Ответы были грамотными, записи в тетради – аккуратными, а дневник стали украшать пятерки по истории. По окончании четверти я с чистой совестью выставил ему оценку «отлично». Вот так мне удалось сделать родителей своими союзниками в борьбе за успеваемость их сына.
В одной лодке
Много лет прошло с тех пор. Димка давно вырос. У него своя семья, дети. Я уже давно не молодой сотрудник, и пенсия моя не за горами. Сколько мам, пап и детей прошли через мои руки – и не сосчитать. Но я всегда верен одному правилу: родители моих учеников – мои союзники в процессе воспитания и образования школьников.
В последние годы наметилась тенденция явного противостояния семьи и школы. Скандалы между учителями и родителями сотрясают наше общество и с удовольствием полощутся на телеканалах. Горько наблюдать, как они забрасывают друг друга взаимными упреками и обвинениями, часто переходящими в площадную брань. Не надо доводить до этого. Все можно решить, если есть желание и воля. Ключевая роль в этом вопросе принадлежит учителю. Он обязан обладать всеми педагогическими компетенциями, которые помогут ему превратить противников в единомышленников. Нужно только помнить, что это родители твоих детей. А значит, мы все в одной лодке и вместе делаем одно дело.
Александр ЗИМИН, г. Меленки, Владимирская область
Комментарии