search
main
0

Результат – успех. Из опыта организации профильного обучения в биохимических классах

В Верхневилюйской гимназии им. М.А.Алексеева наряду с физико-математическими классами в 1991-1992 учебном году был открыт биохимический 9-й профильный класс. Отбор учеников проходил на основе конкурсного экзамена, по итогам которого были созданы ученические коллективы, объединенные общими интересами и целями.

Были определены следующие цели профильного обучения биологии и химии:- формирование интереса к сложному интеллектуальному труду;- дифференцированное обучение с учетом профильно-образовательных интересов детей;- разностороннее развитие личности учеников – связь с природой и обществом, охрана всего живого как бесценной части биосферы, применение знаний биологии на практике.Курс биологии в старших классах раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального, исторического развития организмов, знакомит с важнейшими открытиями в области биологических систем разных уровней организации живой материи, начиная с молекулярного уровня и кончая биосферным. В 10-11-х классах на биологию выделялось по 3 часа в неделю и 1 час на факультативные занятия. Профильное обучение предназначалось не только для значительного расширения, но и для углубления теоретического уровня общеобразовательной подготовки учеников.Ученикам профильных групп и классов предлагались задания повышенной трудности и тесты ЕГЭ.Внеклассная работа проводилась при активном участии школьников. Особый интерес вызвали вечера «Охрана природы – актуальные проблемы современности», «Хлеб моей Отчизны», «День леса», «Стерх – красавец природы», «День Земли», «Вечер урожая». Все эти мероприятия были общешкольными.Факультативный курс проводился по программе «Окружающая среда и здоровье человека», содержащей 5 блоков с практическими занятиями (34 часа).Блок I. Человек и природа – 2 ч.Тема «Взаимоотношение «человек и природа» в историческом аспекте» – 2 ч.Блок II. Естественная среда и здоровье человека – 5 ч.Тема 1 «Геохимические особенности ландшафтов и здоровье человека» – 1 ч.Тема 2 «Человек и климат» – 2 ч.Тема 3 «Животные – переносчики заболеваний» – 1 ч.Тема 4 «СПИД – болезнь века» – 1 ч.Блок III. Антропогенная среда и здоровье человека – 13 ч.Тема 1 «Глобальные проблемы человечества» – 1 ч.Тема 2 «Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека» – 2 ч.Тема 3 «Загрязнение атмосферы и здоровье населения Вилюйского региона» – 3 ч.Тема 4 «Загрязнение ресурсов и здоровье» – 2 ч.Тема 5 «Город и здоровье» – 3 ч.Тема 6 «Загрязнение пищевых продуктов» – 2 ч.Блок IV. Экологическая безопасность – 7 ч.Тема 1 «Источники экологической опасности» – 2 ч.Тема 2 «Растения и здоровье человека» – 3 ч.Тема 3 «Экология в быту» – 2 ч.Блок V. Я и мое здоровье – 5 ч.Тема 1 «Здоровый образ жизни – основа устойчивости организма к негативным влияниям среды» – 4 ч.Тема 2 «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» – 1 ч.Блок VI. Заключительное занятие – 2 ч.Семинарские занятия – 2 ч.В ходе педагогической деятельности решались следующие задачи:1. Ученики учились самостоятельно овладевать знаниями, умениями  работать с учебной и научно-популярной литературой, выполнять творческие задания, проводить опыты и наблюдения.2. Еженедельно ученики получали индивидуальные задания, в которых особое внимание отводится повторению и усвоению материала. Такая дифференцированная работа дает учителю возможность своевременно выявлять и устранять пробелы, стимулирует развитие навыков самостоятельной работы у детей.3. Вводились зачеты и взаимозачеты по большим темам и разделам. Укрупнялись блоки усвоения.4. С помощью рефератов и сообщений проверялось умение работать с дополнительной литературой, анализировать и систематизировать полученную информацию.5. Учебная деятельность организовывалась в различных формах – индивидуальная, парная, групповая.6. Во время обучения использовались технические средства, компьютеры.7. Сотрудничество учителя с учениками, доверительное отношение к ним, постоянный настрой на кропотливый труд.Результатами этой системной работы стали успехи учеников в республиканских олимпиадах. Большинство наших выпускников поступают в медицинские вузы, на биологические факультеты институтов и университетов.​Мария МЯРИКЯНОВА, учитель биологии Верхневилюйской гимназии им. М.А. Алексеева, Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте